Ларгина Елизавета Олеговна
Учитель начальных классов
ГБОУ ЦО №1469
Тема: Решение задач действием деления
Цель: Формировать умение учащихся решать задачи действием деления.
Задачи:
Образовательные:
-формирование умения решать задачи действием деления;
— знакомство с новым видом краткой записи – схема, чертеж.
— закрепление умения учеников решать комбинаторные задачи и задачи изученных видов;
— закрепление навыка устного счёта;
Развивающие:
— развитие вычислительных навыков;
— развитие внимания, наблюдательности.
-развитие логического и наглядно-образного мышления;
Воспитательные:
— воспитание познавательного интереса к математике;
— воспитание чувства сотрудничества;
— воспитание аккуратности.
Ход урока | Примечания | |
1.Орг. момент
11.50-11.55 | — Здравствуйте, садитесь. — Посмотрели на свои парты и проверили, все ли готовы к уроку. — открыли тетради, записали число классная работа. Сегодня у нас 9 апреля. | Проводит командир взвода |
2.Устные упражнения
11.55-12.07 | — что мы можем сказать об этом числе? (нечетное, однозначное, предшествующее ему число 8 а последующее 10)
— на какие числа можно разделить 9? — кто догадался? — сегодня мы будем на уроке с вами делить, но не только делить числа, но и решать задачи, но сначала мы займемся устным счетом.
— у нас случилась беда, некоторые животные не могут справиться с выражениями, они очень огорчены и им нужно помочь. А поможет им в этом …(нескольким ученикам раздаются карточки с упражнениями)
— а остальные посмотрите, пожалуйста, на доску. Что здесь написано? (числа) А как они записаны? — как вы думаете, какое следующее число? — продолжите ряд, чтобы последним числом было 14.
— а теперь проделаем тоже самое, но с другими числами. Допишите еще до 3 самостоятельно.
А дома вы выполните похожее задание, но сложнее.
Посмотрите, какие необычные цветы у нас распустились. Чем же они необычны? (тем что они с числами) Нам нужно составить выражения и устно посчитать их. Начнем мы по стрелочке. -каким у нас будет первое выражение с верхним лепестком, как думаете?
16 78 29 19 50 13 +5 -8 8 14 9 10
— решения выражений дети показывают с помощью веера
На доске нарисовано 20 лиц детишек Читается Задача в стихах: В группе 20 ребятишек. Принесли хороших книжек И раздали все, что было. Трем ребятам не хватило. Теперь спросим ребятишек. Сколько было всего книжек.
По одной давали ребятишкам (20-3=17) Тем детям которым не хватило, поставим минус. | Запись на доске
карточки с выражениями: 65-15 = 19-4 = 51+45= 7+8= 23-4= Вычисли в столбик: 76+18= 63-37=
2,4,6 …
15,13,11 …
1, 4,3,6,5… до 9
На доске разборные цветки, на лепестках с лицевой стороны-числа, из которых составляют выражения, а с обратной стороны результаты, которые должны получиться.
На доске нарисовано лица 20 ребятишек. |
3. Работа над задачами 12.07 – 12.12 | На доске в хаотично расположены яблоки. — сосчитаем их. Сколько яблок? (10) — давайте составим задачу: 10 яблок мы разложим на 5 тарелок поровну. По сколько яблок будет на каждой тарелке. -что мы должны сделать? (разделить яблоки)а как долго будем делить яблоки? (пока они не закончатся)
_____ ____ ____ ____ _____ Давайте нарисуем, что у нас получилось. Я на доске, а вы в тетрадях. Итак, запишем решение. Что мы делили? (яблоки) Сколько их было? (10) Запишем 10 на что мы их раскладывали? (на тарелки) сколько тарелок? (5) запишем: 10:5 = и по сколько яблок у нас получилось на каждой тарелке? (2) запишите ответ полностью.
Итак, в этой задаче, мы делили поровну. |
Дети выходят к доске и делят яблоки.
Над рисунком надо записать ПОРОВНУ |
4.Физминутка 12.12 – 12.15 | «Буратино» |
|
5.Продолжение работы над задачами
12.15 – 12.20 | — Понравилось вам решать задачи? — хорошо. Какое время года скоро наступит, которое мы все ждем? (лето) — а где мы проводим лето? (на улице, у бабушки, на природе), а на природе мы кого можем встретить из живых существ? (дети перечисляют) — А я вам придумала задачу про бабочек. Итак, слушаем внимательно.
На луг прилетело 10 бабочек. Они сели на два цветка, так что на одном цветке село столько же сколько и на втором. Сколько бабочек село на один цветок?
Итак. Сколько у нас всего бабочек? (10) На сколько цветов сажаем? А вы в тетради зарисуйте. Цветок изобразите как отрезок в две клеточки, а бабочки у вас пусть будут точками.
Это задача у нас на деление на равные части. Что мы запишем в решении задачи? Сколько бабочек? (10) На сколько цветов (2) 10:2=5 Запишем ответ: по 5 бабочек село на цветок
Вот мы с вами отдохнули на лугу с бабочками. Вернулись в класса и нам пора учиться. Что нам для этого понадобится?(ручки, карандаши, тетради). Вот и у девочки в следующей задачке появилась такая же проблема.
— открыли учебники на странице 7, задачу №3, прочитаем ее. (в это время начертить отрезок) Что нам известно? (что у Веры было 10 рублей) Итак, давайте начертим в тетрадях, а я на доске отрезок в 10 клеток. Одна клетка равна у нас 1 рублю. Что у нас купила Вера? (альбом и карандаш) Что мы можем уже отмерить? (альбом 4р.) Что еще она купила? (карандаш за 2р.) Кто догадался, что мы сейчас сможем сделать с нашим чертежом? (мы теперь можем отмерить еще 2 кл.) Итак, мы отметили 4, потом еще 2. Посмотрите, что осталось неотмеченным у нас на чертеже? Мы знаем сколько он? Что мы должны узнать? Как же нам это узнать?
Один учащийся выходит решать на доске задачу с объяснением
А как по другому мы можем решить эту задачу, не меняя условия?
Второй учащийся выходит к доске и решает задачу с объяснением другим способом.
— Сколько у вас получилось в ответе?(4 рубля) — у кого получился другой ответ?
Молодцы. |
На доске бабочки и два цветка.
На доске записано: деление на равные части
У Веры было 10 р. Она купила альбом для рисования за 4 р. И карандаш за 2 р. Сколько сдачи ей должны дать?
4р. 2р. ?
10р.
|
6. физминутка 12.20 – 12.22 | «рыбки» |
|
7. Решение комбинаторной задачи 12.22 – 12.30 | — сегодня вы очень хорошо работали, мне очень понравилось. И поэтому я решила вам дать очень интересную и необычную задачку, таких вы еще никогда не решали. — посмотрите на доску: у меня нарисовано тут 6 пирамидок. — но так получилось, что у меня всего три цветных мелка, а раскрасить их нужно так, чтобы ни одна пирамидка не повторялась.
Дети по одному выходят и раскрашивают по очереди по одной пирамидке, подбирая необходимые цвета и сравнивая с предыдущими пирамидками. |
|
8.Запись домашнего задания и подведение итогов урока 12.30-12.35 | — откройте дневники и запишите на следующий урок домашнее задание: с. 7, № 6 (решение выражений) 1, 4,3,6,5… до 9 Продолжи ряд
— что нового вы узнали сегодня на уроке? Что было интересным для вас? А что трудным? Справились ли вы с этими трудностями? |
|
Использованная литература:
-
Учебник «Математика», Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. 2 класс, «Просвещение», 2009.