Конспект урока по математике для 2 класса
«Площадь прямоугольника»
Тип урока: урок открытия нового знания (технология
деятельностного метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника (квадрата).
Образовательная цель:
1. расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «длина», «ширина»;
2. сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата, решать обратные задачи;
3. углубить и расширить представление детей о фигурах;
4. совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять и решать простые и составные задачи.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
— Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
— Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
— Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».
— Уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата).
Основные понятия длина, ширина, площадь
Ресурсы:
-В.Н. Рудницкая. Математика: Учебник для 2 класса, рабочая тетрадь № 2 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф.
-мультимедийный проектор, презентация;
-словари С.И.Ожегова;
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Ход урока:
-
Организация на работу. Психологический настрой.
– Улыбнитесь друг другу,нашим гостям, мне ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”
(Слайд 2) дети читают хором:
Мы — умные!
Мы — дружные!
Мы — внимательные!
Мы — старательные!
Мы — отлично учимся!
Все у нас получится!
-Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы?А какое открытие сделает каждый из вас сегодня, вы поделитесь в конце урока.
II. Актуализация опорных знаний
1. Повторение геометрических понятий.
а) — Какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей.)
б) Самостоятельная работа в тетради стр. 55, № 171.
— Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
—Обменяйтесь своими тетрадями, проверьте выполнение задания друг у друга по эталону на слайде.
(Слайд 3)- Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля
2. Повторение понятий « выражение с переменной» и формул вычисления периметра.
(Слайд 4) – Выражения с переменной и формулы
а) — Что общего в этих записях? (Это выражения, содержащие переменную.)
— На какие группы их можно разделить? (На выражения с переменной и формулы- чтение разными способами)
— Зачитайте выражения с переменной, за тем формулы.
Найдите значение данных выражений.
а=4, 2 (8:4=2; 8:2=4) х=3, 0 (4-3=1; 4-0=4)
с=30, 12 (30:3=10; 12:3=4) у=9, 16 (14+9=23; 14+16=30)
б) – Что показывают формулы? (Вычисление периметра.)
— Что такое периметр?
(Слайд 5 )- Геометрические фигуры
в)- У каких геометрических фигур нельзя определить периметр?
(Слайд 6)- Вычисление периметра, расшифровка слова
г) Вычислите периметр, и расшифруйте слово, которое спряталось. Прочитайте слово (Площадь.)
3.Значение слова площадь.
Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». Откуда можно узнать значение этого слова? (Из словаря)
Работаем в группах. Каждая группа найдет в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».
1 группа (Влад). Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.
-Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)
2 группа (Антон). Площадь- это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.
Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)
3 группа (Олеся). Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.)
(Слайд 7)- Значение слова «площадь»
III. Постановка темы и цели урока
— Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?
(Слайд 8) — Тема урока
Отталкиваясь от темы урока, попробуйте сформулировать задачи, используя опорную запись.
(Слайд 8) – Слова-опоры для формулировки цели урока
-Сегодня на уроке мы сформируем умение вычислять площадь прямоугольника.
IV. «Открытие» нового знания
1.Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника.
(Слайд 9) – Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника
— Покажите две противоположные стороны этого прямоугольника.
Бóльшую сторону называют длиной, меньшую – шириной прямоугольника.
Эти знания нам потребуются сегодня на уроке.
2. Введение правила вычисления площади. Работа по учебнику, стр.87 №1.
— Какова площадь прямоугольника? (Прямоугольник разделен на квадраты, длиной стороны 1см, пересчитаем квадраты, найдем площадь, 8см2 .)
Измерьте длину и ширину прямоугольника.
— Чему равна длина? (4 см) Ширина? (2 см)
— Как найти площадь прямоугольника вычислением?
Поделитесь своими мыслями.
Сформулируйте правило вычисления площади.
— Какое открытие сделали? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.)
3. Чтение правила в рубрике «Обрати внимание», стр.87.
Чтобы вы лучше запомнили это правило, послушайте веселое стихотворение.
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда:
Вот длина, вот ширина.
Чтобы площадь нам узнать,
Нужно их перемножать.
4. (Слайд 10) – «Банк маленьких открытий»
Запишем формулу вычисления площади прямоугольника в «Банк маленьких открытий»
5. Выведение формулы нахождения площади квадрата.
-Почему в учебнике нет правила нахождения площади квадрата? (Квадрат – это прямоугольник, для вычисления его площади можно пользоваться правилом вычисления площади прямоугольника.)
-Что же надо перемножать при вычислении площади квадрата?
(Так как у квадрата длина равна ширине, то для нахождения его площади достаточно перемножить две длины.)
(Слайд 10) –«Банк маленьких открытий»
Запишем формулу в «Банк маленьких открытий».
V. Включение нового содержания в систему знаний
Работа по учебнику. № 2, стр. 87
— Как называется голубая фигура? (Прямоугольник.)
— Какие измерения необходимо выполнить, чтобы найти площадь прямоугольника? (Нужно измерить длину и ширину.)
— Как называется фиолетовая фигура? (Квадрат.)
— Какие измерения необходимо выполнять, чтобы найти площадь квадрата? (Достаточно измерить длину только одной стороны.)
Вычислите площадь прямоугольников самостоятельно. (12см; 9см)
Вашими помощниками будут формулы.
— Какая формула помогла решить первую задачу? Вторую?
Физкультминутка «Мы чертёжники».
-Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа — окружность, правой рукой- прямой угол, а левой- острый! Чертите аккуратно! Левой ногой — квадрат, а правой прямоугольник.
VI. Работа над пройденным материалом
1. Работа по учебнику
Стр. 89, № 11 – прочитайте задачу.
— О чем говорится в задаче? — Что известно о книгах? — Что спрашивается?
— Сможем сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
— Что узнаем сначала? Как? Запишите.(36:9=4д.)
— Что узнаем далее? Как? Запишите.( 45:9=5д.)
— Теперь сможем узнать, за сколько дней можно прочитать обе книги. Как? Запишите. (4+5=9д. )
—Работаем в парах. Решите задачу другим способом.
(36+45=81с. 81:9=9д.)
Проверка. -Каким способом удобнее решить эту задачу?
2. Дифференцированная работа в тетради.
Стр. 54, № 170 – запишите результаты.
Проверка учителем у помощников (сильные учащихся). Теперь они консультанты, проверяют задания у учащихся своих групп.
VII. Информация о домашнем задании (по желанию)
• Творческое задание. Придумать задачу на нахождение площади прямоугольника для своего друга.
VIII. Рефлексия учебной деятельности
-Какие открытия сделал каждый из вас?
-Чему равна площадь прямоугольника?
-Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?
-Кого и за что сегодня можно похвалить?
— Если наш урок был познавательным и интересным, вы много узнали, заботились о своем здоровье, поднимите правую руку.
-Если в вашей тетради работа выполнена аккуратно, нет исправлений, поднимите левую руку, хлопните и скажите: «Молодец!»
-Поднимите руку, те у кого были ошибки! Погладьте себя- очень хорошо, что вы смогли увидеть и исправить ошибки! Значит, нам есть над чем поработать на следующем уроке!
(Слайд 11) – Рефлексия
Сегодня на уроке
Вы искали и творили,
Знания новые открыли,
Научились их применять,
Теперь задания легко вам выполнять!
-Большое спасибо всем за работу на уроке!