Разработка уроков по теме «Геометрическая прогрессия» для 9 класса.
Пояснительная записка.
Данная разработка включает в себя три начальных урока по каждому из параграфов главы «Геометрическая прогрессия». К каждому уроку прилагается сопровождающая презентация.
Навигация по презентациям упрощена: является пошаговой, не содержит гиперссылок. Такая форма презентации удобна для любого технического оснащения и любой методической формы работы на уроке.
Включение в уроки легенды и дополнительных текстовых задач призвано повысить интерес к изучению данной темы и научить ребят определять по смыслу условия текстовой задачи компоненты формул геометрической прогрессии.
В записке не указан учебник, к которому рекомендуется использование этих разработок, потому что они применимы для любого УМК.
Урок «Определение геометрической прогрессии».
Тип урока — урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, доска.
Цели урока.
Образовательные цели:
— построение знаний о геометрической прогрессии, самостоятельное выведение формулы для нахождения n-го члена геометрической прогрессии;
— развитие исследовательских умений анализировать и синтезировать информацию;
— осознание практической значимости полученных знаний.
Воспитательные цели:
— воспитывать самостоятельность, аккуратность при решении задач, а также умение самостоятельно добывать знания;
— воспитывать умение преодолевать трудности;
— формировать умение высказывать свою точку зрения; доказывать свою правоту; признавать свои ошибки и правоту одноклассников.
Развивающие цели:
— развивать логическое мышление, математическую речь,
— учить записывать информацию кратко на математическом языке,
— развитие познавательного интереса учащихся.
Ход урока.
-
Организация начала урока .
Познакомить учащихся с порядком работы на уроке. Сообщить тему урока, сформулировать основную цель.
-
Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
-
Изучение нового материала.
-
Известна задача-легенда, которая относится к началу нашей эры (встречается у ал-Беруни) – слайды 2-5.
Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века и неудивительно, что с нею связаны различные придания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить.
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Царь Шерам позвал к себе изобретателя шахматной игры, своего подданного Сету, чтобы наградить его за остроумную выдумку.
Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя.
— Я желаю достойно вознаградить тебя .
Мудрец молчал.
— Я достаточно богат, чтобы исполнить твоё самое смелое пожелание. Назови награду, которая тебя удовлетворит.
— Повелитель,- сказал Сета,- прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничноё зерно, за вторую – 2, за третью — 4, за четвёртую – 8, за пятую – 16…
— Довольно, — с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зёрна за всё 64 клетки доски. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости.
Сета улыбнулся и покинул залу.
Отходя ко сну царь вспомнил об изобретателе шахмат и спросил:
-Унёс ли Сета свою жалкую награду?
— Повелитель ,- ответили ему, математики твои трудятся без отдыха и надеются к рассвету закончит подсчёт.
Утром царю доложили , что число это так велико, что в его амбарах нет такого количества зёрен.
Здесь изложение легенды прерывается учителем, оставляя интригу для следующих уроков. Учащимся предлагается определить последовательность чисел и ее свойства. – Слайд 6.
-
Дается определение геометрической последовательности – слайд 7.
-
Примеры геометрической последовательности – слайд 8.
-
Основное свойство геометрической прогрессии – слайды 9-10.
-
Вывод формулы n – го члена геометрической прогрессии – слайд 11.
-
Практическое применение нового материала.
Решение задач представлено на слайдах с пошаговой анимацией, что дает возможность рассматривать их решение в любой форме: эвристическая беседа, самостоятельное решение учащимися с последующий проверкой и т.д.
Задача №1 (Слайд 12)
Найти седьмой член геометрической прогрессии, если b1 = 81, q = .
Задача №2 (Слайд 13)
Задача №3 (Слайд 14-15)
На луг площадью 12800 м2 попали семена одуванчика и со временем заняли 50м2. При благоприятных условиях одуванчик размножаясь, занимает площадь в двое большую, чем в прошлом году. Через сколько лет одуванчики займут весь луг?
Последняя задача (№3) – текстовая. Здесь уместно учащимся самостоятельно предложить найти компоненты геометрической прогрессии, предложив им вопросы:
Какие элементы геометрической прогрессии вы увидели в условии задачи?
Чему равно b1? bn?
Чуму равен знаменатель этой геометрической прогрессии?
Что нужно найти?
-
Рефлексия (Слайд 16)
-
Задание на дом и определение номеров для дальнейшей работы в классе.
Номера представлены по учебнику Ш. А. Алимова и др. «Алгебра 9»
Урок «Сумма n первых членов геометрической прогрессии».
Тип урока — урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, доска.
Цели урока.
Образовательные цели:
— построение знаний о сумме n-первых членов геометрической прогрессии, самостоятельное выведение формулы для нахождения n-го члена геометрической прогрессии;
— развитие исследовательских умений анализировать и синтезировать информацию;
— осознание практической значимости полученных знаний.
Воспитательные цели:
— воспитывать самостоятельность, аккуратность при решении задач, а также умение самостоятельно добывать знания;
— содействовать формированию мировоззренческих понятий;
— формирование эмоционально- личностной сферы учащихся
— формировать умение высказывать свою точку зрения; доказывать свою правоту; признавать свои ошибки и правоту одноклассников.
Развивающие цели:
— развивать логическое мышление, математическую речь,
— учить записывать информацию кратко на математическом языке,
— Развивать познавательные интересы у учащихся и их умения применять знания по математике к решению жизненных задач.
Ход урока.
-
Организация начала урока.
-
Проверка домашнего задания.
-
Устная работа (слайды 2-3). Актуализация знаний учащихся
-
Изучение новой темы.
Учитель напоминает учащимся условие легенды о шахматах и предлагает ответить на вопрос: «Так сколько же зерен получил Сета?»
По аналогии с арифметической прогрессией подвести учащихся к необходимости вывести формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии.
Вывод формулы суммы n первых членов геометрической прогрессии – слайд 4.
-
Практическое применение нового материала.
-
Сколько зерна надо было выдать Сете? – слайды 5-6.
-
Задача о распространении информации – слайды 7-8.
На слайдах 5-8 анимация так же пошаговая. В задаче о распространении информации предложить учащимся самостоятельно найти компоненты геометрической прогрессии, предложив им вопросы:
Какие элементы геометрической прогрессии вы увидели в условии задачи?
Чему равно b1? Sn?
Чуму равен знаменатель этой геометрической прогрессии?
Что нужно найти?
-
Рефлексия (Слайд 16).
-
Задание на дом и определение номеров для дальнейшей работы в классе.
Номера представлены по учебнику Ш. А. Алимова и др. «Алгебра 9»
Урок «Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия».
Тип урока — урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, доска.
Цели урока.
Образовательные цели:
— ознакомление учащихся с новым видом последовательности — бесконечно убывающей геометрической прогрессией;
— формулирование начального представления о пределе числовой последовательности;
— знакомство с ещё одним способом обращения бесконечных периодических дробей в обыкновенные с помощью формулы суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
— осознание практической значимости полученных знаний.
Воспитательные цели:
— воспитывать самостоятельность, аккуратность при решении задач, а также умение самостоятельно добывать знания;
— воспитывать умение преодолевать трудности;
— формировать умение высказывать свою точку зрения; доказывать свою правоту; признавать свои ошибки и правоту одноклассников.
Развивающие цели:
— развивать логическое мышление, математическую речь,
— учить записывать информацию кратко на математическом языке,
— развитие познавательного интереса учащихся.
Ход урока.
1.Организация начала урока .
Познакомить учащихся с порядком работы на уроке. Сообщить тему урока, сформулировать основную цель.
-
Проверка домашнего задания.
-
Устная работа (слайды 2-4). Актуализация знаний учащихся
-
Изучение нового материала.
Слайд 5.
Рассмотрим квадрат со стороной, равной 1.
Построим квадрат, сторона которого равна половине первого квадрата, затем ещё один, сторона которого равна половине второго, потом следующий и т.д. Каждый раз сторона нового квадрата равна половине предыдущего.
В результате, мы получили последовательность сторон квадратов: образующих геометрическую прогрессию со знаменателем .
Если дальше продолжить построение таких квадратов, то их сторона будет все меньше и меньше.
Предложить учащимся рассчитать сторону квадрата на 5,7,10 шаге построения.
Т.е. с возрастанием номера n члены прогрессии приближаются к нулю.
С помощью этого рисунка можно рассмотреть и ещё одну последовательность. Например, последовательность площадей квадратов:
. И, опять, если n неограниченно возрастает, то площадь, как угодно близко приближается к нулю.
Рассмотрим ещё один пример – слайд 6. Равносторонний треугольник со стороной равной 1см. Построим следующий треугольник с вершинами в серединах сторон 1-го треугольника, по теореме о средней линии треугольника – сторона 2-го равна половине стороны первого, сторона 3-го – половине стороны 2-го и т.д. Опять получаем последовательность длин сторон треугольников.
Определение бесконечно убывающей прогрессии – слайд 7. Пример бесконечно убывающей прогрессии – слайд 8.
Сумма бесконечной убывающей геометрической прогрессии при |q|<1 – слайды 9- 10: рассмотрим квадрат со стороной, равной 1. Разделим его пополам, одну из половинок ещё пополам и т.д. площади всех полученных прямоугольников при этом образуют бесконечно убывающую геометрическую прогрессию.
-
Практическое применение нового материала.
Примеры №2 и №3 (слайды 11-12) – иллюстрируют применение новых формул.
Задача (слайды 13-15)
Записать бесконечную периодическую десятичную дробь а = 0,(15) = =0,151515… в виде обыкновенной дроби.
Решение этой задачи знакомит учащихся с ещё одним способом обращения бесконечных периодических дробей в обыкновенные с помощью формулы суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
-
Рефлексия (Слайд 16).