Шарапова Наталья Викторовна
МАОУ «Гимназия №2» г. Соликамск
учитель математики
Конспект урока по математике «Космическое путешествие»
(действия с десятичными дробями, среднее арифметическое, 5 класс)
Цели урока: отработка вычислительных навыков действий с десятичными
дробями;
развивать познавательный интерес к предмету через игровую
деятельность; наблюдательность, внимание;
формировать потребность приобретения знаний;
воспитывать у учащихся трудолюбие, взаимоуважение, чувство
уважения к науке, чувства товарищества.
Ребята, сегодня у нас не обычный урок, мы совершим с вами «Космическое путешествие».
Далеко-далеко есть планета, называется Сатурн. У нас на Земле всё замечательно. Мы купаемся в солнечных лучах, жуём шоколадки и весело насвистываем. А как на Сатурне? Поглядим.
В путешествие мы отправимся не одни, возьмём с собой десятичные дроби. А когда путешественник отправляется в путь, ему полезно много знать.
— Как вы думаете, что нам пригодится в нашем путешествии?
(вспомнить правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей, нахождение среднего арифметического).
В путешествие мы отправимся на ракете. Но, к сожалению, я забыла её название. Помогите мне вспомнить.
«Найди свою ракету»
Я предлагаю решить пример. В примере – три действия, результат каждого действия имеет свой код. Отгадайте название ракеты.
18,36 + 4,04 – (12,36 – 5,96) =
-
6,4
7,4
22,4
1,6
16
М
А
И
Р
5
6,4 – М 22,4 – И 16 — 5
В путешествие мы отправимся на ракете «МИ – 5».
Сатурн – «планета гигант». Она в 100 раз больше Земли. Причём у нас под ногами твёрдая почва, а на Сатурне – газ. Он весь – огромный газовый шар.
У каждой планеты
Есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно
узнаешь в лицо –
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное,
из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там
замёрзла вода
И кольца Сатурна
из снега и льда.
Лететь до Сатурна 7 лет, а чтобы наше путешествие прошло без происшествий надо проверить всё ли готово к полёту: найти и устранить неисправности, проверить снаряжение.
«Проверка готовности к полёту»
Задание 1: найти ошибки в решениях:
1) 3,5 : 0,5 = 7 2) 2,54 + 0,06 = 2,6
2,6 – 0,05 = 2,1 0,8 : 16 = 0,5
25,5 : 5 = 5,1 0,4 ∙ 0,4 = 0,16
4,52 – 1,2 = 4,32
3) 7 : 0,1 = 70 4) 10 – 9,82=0,18
6,4 : 0,8 = 0,8 0,28 : 1,4 = 2
0,24 : 0,6 = 0,4 2,3 : 10 = 0,23
0,17 + 1,7 = 1,87
Задания 2: найти и исправить допущенную ошибку
3 2 + 1 8 = 5
3 + 1 0 8 = 4 0 8
4 2 + 1 7 = 2 1 2
7 3 6 – 3 3 6 = 4
6 3 – 2 7 = 6 0 3
5 7 – 4 = 1 7
Маршрут выбран, неисправности устранены, можно начать полёт. Чтобы время прошло незаметно, нужно себя чем-то занять. Предлагаю вам решить уравнения.
«Полёт»
х : 4,6 = 2,3 131,6 : у = 28 (х — 0,5) : 8 = 0,3
87,4 : х = 23 у : 6,8 = 3,4
К = 10,58 С = 4,7
Д = 10,15 Е = 231,2
О = 3,8 К = 23,12
Р = 105,8 А = 2,9
«Коска» — в переводе на русский язык – запятая.
Во время полёта необходима физическая нагрузка. Поэтому мы все пойдём на беговой тренажёр.
«Беговой тренажёр»
Необходимо правильно и быстро решить примеры:
(2,3 1,18 – 1,419) : 3,7 = 0,35
21,46 : 5,8 + 24,94 : 5,8 = 8
6,7 (35,712 : 4,8 + 3,36) = 72,36
38,76 : 6,8 + 36,04 : 6,8 = 11
(2,6 1,34 – 2,269) : 4,5 = 0,27
24,18 : 2,6 – 5,98 : 2,6 = 7
Наше путешествие подходит к концу. И мне хочется, чтобы этот полёт остался в вашей памяти на долгие годы. Я предлагаю вам зажечь на нашем небе новую звезду, звезду 5А класса.
«Зажги свою звезду!»
1) 2 , * 7
* , 4 * *
————
4 , 2 9 9
2) * * , 5
0 , * * *
—————
1 8 , 5 4 8
3) * , 2 * 0
2 , * 8 *
————
1 , 4 4 7
Ответы:
2,87 18,5 4,230
+1,429 + 0,048 — 2,783
4,299 18,548 1,447
Рефлексия.
Притча.
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
— Ребята, давайте и мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
— Кто работал так, как первый человек?
— Кто работал добросовестно?
— Кто принимал участие в строительстве храма? А какой храм построили мы?