План-конспект учебного занятия
Город: Магнитогорск
МОУ «СОШ № 61 »
Учитель: Филиппова Валентина Вячеславовна
Класс: 5
Тема учебного занятия: Нахождение части целого.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: комбинированный (урок изучения и первичного закрепления новых знаний)
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) и задачи учебного занятия:
Образовательная: изучение и первичное осознание дроби – как обозначение части величины,
осмысление связей и отношений в объектах изучения;
умение применять математические знания к решению задач на нахождение части целого.
Развивающая: развитие умственной деятельности, памяти, внимания, умения анализировать, делать выводы; познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
Воспитательная: воспитание навыков коммуникативности, культуру общения с товарищами, умение слушать и слышать других;
воспитание устойчивого интереса к предмету.
Дидактические материалы к учебному занятию: мультимедийная презентация «Нахождение части целого», карточки с задачей.
Подготовка к уроку: подбор материалов для презентации.
Оборудование : компьютер; мультимедийная установка; компьютерная презентация.
Ход учебного занятия:
Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | ||
Знания | Умения | ||||||
I.Организационный момент | 2 мин | Подготовка учащихся к работе |
| Организоваться и контролировать свое рабочее место | Словесный | Фронтальная | Слайды № 1,2 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Здравствуйте! Тема нашего урока «Нахождения части целого». Цель нашего урока: повторить умножение дробей, выяснить как можно найти часть от целого числа, научиться решать задачи на это правило. Цель записывает на доске. Но для начала необходимо вспомнить, что такое дробь? Как правильно умножить дробь на дробь, и дробь на число. | Приветствуют учителя и открывают тетрадь. Записывают тему урока в тетрадь «Нахождение части целого» | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
II.Актуализация знаний. | 5 мин | Повторение знаний и умений, необходимых для изучения новой темы. | Правила умножения дроби на дробь и дроби на число. | Умножать дробь на дробь и дробь на число. | Словесно-наглядный | фронтальная | Слайд № 3 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
— это дробь. Подскажите, где здесь числитель и где знаменатель?
Что показывает знаменатель?
А что показывает числитель?
Хорошо. Умножим нашу дробь на 4. Сколько получим?
Молодцы. Наш ответ умножим на . Что получилось?
Отлично. А теперь назовите те правила, которые вы применили при расчетах. | 5 – числитель, 6 – знаменатель
Знаменатель показывает на сколько частей разделили величину.
Числитель показывает, сколько частей взяли
Ученик выходит к доске и записывает: «»
Чтобы умножить дробь на дробь, нужно перемножить их числители и знаменатели и первое произведение записать в числитель, а второе – в знаменатель. Чтобы умножить дробь на число надо число заменить дробью со знаменателем 1 и выполнить умножение по правилу.
| ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
III.Изучение нового материала. | 14 мин | Вывести правило нахождения части от целого. | Правило умножения дроби на число; как найти часть от целого числа | Применять правила умножения дроби на число и нахождение части от целого, работать в группе, действовать по заданному алгоритму, обобщать, делать вывод. | Словесно-наглядный, эвристический. | Групповая , фронтальная | Слайды № 4,5,6 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Решая примеры у доски, у нас получилась дробь , но что же обозначает эта дробь? Мы часто слышим по телевизору: «Треть населения осталась без света…», треть – это сколько? Можно ли выразить «треть» дробью?
Если дробь — это третья часть населения, то дробь — … Это какая часть?
Правильно. Мы с вами говорим о частях. Так как есть часть чего-то, то обязательно должно быть и целое, от которого берется эта часть. В нашем примере, что нужно взять за целое?
Верно. А можно ли посчитать, сколько человек составляет часть от населения? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим задачу. Но для начала разделимся на группы. Делит учеников на 2 группы. Сейчас я вам раздам карточки с заданием. Ваша задача: решить задачу и сформулировать правило. Раздает карточки. Представитель группы, решившей задачу, выходит к доске и записывает решение. (5 минут на работу с карточкой)
1 группа, сформулируйте свое правило.
Вернемся к нашей задаче «Можно ли посчитать сколько человек составляет часть от населения?» | Да, можно. Треть – это .
Это четвертая часть населения.
Так как мы говорим о части населения, то за целое будем брать население.
Ученики делятся на две группы 1 группа – слабые ученики, 2 группа – сильные ученики.
Ученики работают с карточками: отвечают на вопросы, решают задачу, формулируют правило.
Записывают решение на доске (слабая группа – 1 способ решения, 2 группа – 2 способ решения).
Можно, если известно количество населения.
Чтобы найти часть от числа, выраженную дробью, необходимо число разделить на знаменатель этой дроби и полученный результат умножить на числитель этой дроби.
Чтобы найти часть от числа, выраженную дробью, нужно это число умножить на данную дробь
| ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
IV.Первичное закрепление | 14 мин | Закрепить навыки нахождения части от целого | Правила нахождения части от целого | Применять правила нахождения целого | самостоятельная работа учащихся | Фронтальная, практическая | Слайд № 7 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
А сейчас выполним с вами упражнения 1049, 1050(б), 1051(а), 1053(а).
№ 1049 а) На ветке сидело 12 птиц, потом от них улетело. Сколько птиц улетело? б) В классе 32 ученика, из них каталось на лыжах. Сколько учащихся каталось на лыжах? в) От тесьмы, длина которой 10 м, отрезали ее длины, чтобы завязать коробку с подарками. Сколько метров тесьмы отрезали? № 1050(б) На странице 2000 букв, всех букв составляет буква «а», всех букв – буква «и», — буква «м», — буква «ь». Сколько раз встречается на странице каждая из этих букв? № 1051(а) Таня выполняла домашнее задание ч, причем этого времени она потратила на решение задач. Сколько времени Таня решала задачи? Выразите ответ в часах, а затем в минутах. № 1053(а) Велосипедисты за 3 дня проехали 144 км. В первый день они проехали всего пути, а во второй — всего пути. Сколько км они проехали за 3 день? | Ученики выполняют задания. Кто-то выходит к доске. Ученик сам выбирает тот способ, которым будет решать задачу. № 1049 а) Всего – 12 птиц, Найти от 12 Решение: 1 способ: 1) 12 : 3 = 4 (пт)-1 часть 2) 4*2=8(пт) 2 способ: 1) 12*(пт) Ответ: 8 птиц. б) Всего – 32 ученика Найти от 32 Решение: 1 способ: 1) 32:4=8(уч) – 1 часть 2) 8*3=24(уч) 2 способ: 1) 32*(уч) Ответ: 24 ученика. в) Всего – 10 м Найти от 10 Решение: 1 способ: 1) 10 : 5=2(м) – 1 часть 2) 2*2=4(м) 2 способ: 1) 10*(м) Ответ: отрезали 4 м. №1050(б)
Ответ: 1000р, 120р, 60р, 6р. №1051(а)
Ответ: 1ч, 72 мин. №1053(а)
Ответ: за 3 день проехали 36 км. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
V.Самостоятельная работа | 5 мин | Закрепить и проконтролировать умение находить часть от целого | Правила нахождения части от целого | Применять правила нахождения части от целого, умножения дроби на число | Самостоятельная работа учащихся | Индивидуальная, взаимопроверка | Слайд № 8 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Хорошо. Сейчас напишем с вами небольшую самостоятельную работу.
Сделали? Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу.
Поднимите руки кто верно решил оба примера. Ставит оценки тем, кто поднял руки. | Ученики выполняют самостоятельную работу Вариант 1
Вариант 2
Проверяют наличие ошибок
Поднимают руки. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
VI.Итог урока | 3 мин | Повторить правило нахождения части целого | Правила нахождения части от целого | Применять правила нахождения части от целого, умножения дроби на число | Словесный | фронтальная | Слайд № 9 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Что нового мы сегодня узнали на уроке?
Сформулируйте правило, с которым мы познакомились сегодня на уроке.
Достигли ли мы цели нашего урока?
За урок получили оценки … | Сегодня на уроке мы узнали как найти часть от целого.
Чтобы найти часть от числа, выраженную дробью, нужно это число умножить на данную дробь
Да, достигли. | ||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
VII.Домашнее задание | 2 мин |
|
|
| Словесно-наглядный |
| Слайд № 10 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Запишем домашнее задание. Учебник: § 9.6 стр. 222-223, упр 1050(а), 1051(б), 1053(б) До свидания. | Записывают домашнее задание в дневник |
Список литературы и других источников, используемых для подготовки к уроку:
-
Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 302 с.
-
Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика: дидакт. Материалы для 5 кл. общеобразоват. Учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 110 с.