по математике в 6 классе
на тему:
«Наименьшее общее кратное»
Садовникова Елена Вячеславовна
| |
| МБОУ гимназия №4, город Озёры, Московская область
|
| Учитель математики
|
| Математика |
| 6 класс |
| «Наименьшее общее кратное» 3 урок |
| Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов «Математика 6 класс», Издательство «Мнемозина», Москва, 2013год |
-
Цель урока: обобщение и закрепление знаний по теме «Делимость чисел».
-
Задачи:
— обучающие
-
отрабатывать умение решать задачи на использование НОК и НОД;
-
отрабатывать умение решать задачи алгебраическим способом;
-
подготовить учащихся к контрольной работе.
-развивающие
-
развивать грамотную математическую речь.
-воспитательные
-
воспитывать умения внимательно выслушивать мнение других и доводить начатую работу до конца.
-
Планируемые результаты
-
— предметные: ученик научится решать задачи на использование НОК и НОД.
-
— метапредметные:
регулятивные: ученик научится самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения; самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
коммуникативные: ученик научится учитывать разные мнения, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
познавательные: ученик научится сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь.
-
—личностные: ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно – познавательной мотивации, готовности к самообразованию и самовоспитанию.
-
Тип урока: закрепление пройденного материала.
-
Формы работы учащихся:
-
фронтальный опрос;
-
работа с карточками;
-
работа с проектором.
-
Необходимое техническое оборудование:
-
компьютер;
-
проектор;
-
Пояснительная записка.
Современный урок трудно представить без использования информационно-коммуникационных технологий. Использование презентации значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Информационные средства развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.
Более того, дают возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса.
Задания, которые я использовала на уроке, дают возможность повторить и закрепить пройденный материал, подготовить учащихся к контрольной работе.
-
Структура и ход урока:
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД | |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока.
| 2 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета, игры «АБВГДейка», решения задачи. | Участвуют в работе по повторению: решают устно примеры, вписывают пропущенные буквы в математические термины. | 11 | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание пройденного материала. Познавательные: структурирование собственных знаний.
|
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Определяют цель и задачи урока. | 3 | Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: целеполагание. Личностные: самоопределение. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
|
4. Работа по теме урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения пройденного материала, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Работают у доски и в тетрадях, анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения примеров. | 9 | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Познавательные: способность к использованию выведенного алгоритма. Личностные: формирование позитивной самооценки.
|
5.Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 |
|
6. Закрепление изученного материала | Выполнение практических заданий с использованием изученного материала. | Организует отработку навыков нахождения НОК и НОД, проверяет правильность выполнения заданий. | Выполняют задание, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение.
| 11 | Коммуникативные: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция. Познавательные: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь. Личностные: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся. | Подводит итоги работы класса. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают свои ответы и ответы одноклассников. | 4 | Коммуникативные: выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность. Познавательные: анализировать степень усвоения нового материала. Личностные: независимость и критичность мышления. |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий. | Учащиеся записывают в дневники задание. Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания.
| 2 | Регулятивные: Адекватно осуществляют самооценку. Познавательные: Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения. Личностные: Принятие социальной роли обучающегося. |
Ход урока
Деятельность | |||||
учителя | учащихся | ||||
Организационный этап | Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Я, как и всегда, рада вас видеть сегодня на уроке, рада вашим улыбкам и надеюсь, что время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным. Откроем тетради, запишем число, классная работа. Я пока раздам вам ваши оценочные листы, не забывайте заносить в них баллы. | Учащиеся готовы к началу работы. | |||
Актуализации знаний | 1. Письменный опрос ( игра «АБВГДейка») -Урок начнем с того, что актуализируем наши знания, умения и навыки. Игра «АБВГДейка». –Как хорошо уметь писать! А ещё лучше уметь писать грамотно. Вставьте пропущенные буквы в следующие математические термины.
— Я вам раздам листочки с правильными ответами, а вы обменяйтесь своими карточками с соседом по парте. Проверьте, правильно ли вставлены буквы и поставьте количество ошибок.
2. Устная работа 1) Какое число лишнее? 2) Найдите простое число 3) Найдите пару не взаимно-простых чисел 4) Найти число, для которого существует другой простой делитель, кроме 2 и 5: 5) Математическое лото
| 1.Решают в уме, один из учеников проговаривает ответ.
2. Вставляют буквы в математические термины.
3. Один ученик решает задачу у доски с комментарием, остальные в тетрадях. | |||
Постановка цели и задач урока | — Сегодня у нас последний урок по теме «Делимость чисел». Как вы думаете, какова цель нашего урока? — А какие мы поставим перед собой задачи, чтобы добиться этой цели?
| Учащиеся ставят цель и задачи урока.
| |||
Работа по теме урока |
| 1.Один ученик выполняет задание у доски и проверяет правильность решения, остальные выполняют задание в тетрадях
2.Один ученик выполняет задание у доски и проверяет правильность решения, остальные самостоятельно выполняют задание в тетрадях. После выполнения задания сверяют с доской.
| |||
Физкультминутка | Я называю числа. Если они делятся на 2, то поднимаете руки вверх. Я называю числа. Если они делятся на 3, то наклон. Я называю числа. Если они делятся на10, то приседаете. Я называю числа. Если они делятся на 5, то хлопок в ладоши, если нет, то ничего не делаете. Я называю числа. Если они делятся на 9, то руки в стороны.
| Выполняют упражнение | |||
Закрепление изученного материала |
|
№ 190 (д) Каждая группа получает на карточке задание. Две группы работают у доски, оставшаяся записывает решение на листах.
| |||
Рефлексия. Подведение итогов урока | — В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно. Послушаем вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание. — Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? — Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, положите на край парты зеленый смайлик.
Если остались непонятными какие-то моменты — желтый смайлик, вообще не усвоили тему, красный смайлик.
| 1.Самооценка. Выступают с оценкой одноклассника. 2.Показывают с помощью смайлика степень усвоения материала.
| |||
Домашнее задание | Учитель записывает на доске домашнее задание. Вы можете записать домашнее задание на выбор не менее двух номеров: Решить задачу № 200 (2), найти значение выражения № 210 (б), найти наибольший общий делитель № 190 (а-в), решить уравнение №206(г). Оцените выбор домашней работы (оценочный лист): 5 балла –выбрали все; 4 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали 2 номера. — Спасибо всем за активную работу. Наш урок окончен.
| Ребята записывают домашнее задание в дневниках.
|
Приложение 1 Лист самооценки.
Деятельность учащегося | Критерии самооценки | Самооценка | Критерии оценки одноклассника | Оценка одноклассника (Ф. И.) | |
1 | Формулировка темы урока, цели и задач урока | Я сам смог определить тему, цель и задачи урока-2 балла. Я смог определить только тему урока 1 балл. Я не смог определить тему, цель и задачи урока — 0 баллов. |
| Принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока — 1 балл. Не принимал участие в определении темы урока, цели урока, или задач урока — 0 баллов.
|
|
2 | Устный счёт | Посчитал устно правильно – 1 балл. Посчитал устно неправильно – 0 баллов. |
| Посчитал устно правильно – 1 балл. Посчитал устно неправильно – 0 баллов. |
|
4
| Игра «АБВГДейка» | Вставил правильно все буквы – 1 балл. Вставил неправильно хотя бы одну букву – 0 баллов.
|
| Не оценивается.
|
|
5 | Выполнение № 200(1) | Сделал задачу сам- 2 балла. Сделал больше половины сам – 1 балл. Сделал меньше половины сам- 0 баллов. |
| Справился у доски с заданием — 1 балл. Не справился у доски с заданием 0 баллов. |
|
6 | Выполнение заданий (ЭОРы) | Правильно ответил на вопрос теста ЭОР Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное и взаимно простые числа. К1 слайд 1. – 1 балл
|
| Справился у доски с заданием – 1 балл Не справился у доски с заданием 0 баллов. |
|
7 | Разложения числа на простые множители | Разложил сам- 1 балла. Не справился – 0 баллов.
|
| Разложил правильно число у доски – 1 балл. Не справился у доски с заданием — 0 баллов. |
|
8 | Выбор домашнего задания | 4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали только 2 номера.
|
| Не оценивается. |
|
Поставьте себе оценку:
если вы набрали
10-12 баллов — «5»
7 – 9 баллов – «4»
4 – 6 баллов – «3».
ЛИТЕРАТУРА:
Выговская В.В. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я. Виленкина. 6 класс Москва ВАКО 2011
Примеры карточек:
Группа 1
-
Какое число одинаковых подарков можно сделать из 32 фломастеров, 24 ручек и 20 маркеров? Сколько фломастеров, ручек и маркеров будет в каждом наборе? (4 одинаковых подарка; 8 фломастеров, 6 ручек и 5 маркеров.)
-
С конечной остановки выезжают по двум маршрутам автобусы. Первый возвращается каждые 30 минут, второй- каждые 40 мин. Через какое наименьшее время они снова окажутся на конечной остановке? (120 мин = 2ч)
-
Разложите на простые множители число 3276.
-
Докажите, что числа 476 и 855 взаимно простые.
Группа 2
-
Какое число одинаковых подарков можно составить из 50 мандаринок, 75 шоколадок и 125 конфет? Сколько конфет, шоколадок и мандаринок будет в каждом подарке? (25 одинаковых подарков; 2 мандаринки, 3 шоколадки и 5 конфеток.)
-
Вдоль аллеи посадили через каждые 6м кусты шиповника, а через каждые 9м кусты жасмина. На каком ближайшем расстоянии от начала аллеи одновременно окажутся и шиповник, и жасмин? (36м)
-
Разложите на простые множители число 5508.
-
Докажите, что числа 308 и 585 взаимно простые.
Группа 3 ( для сильных ребят)
-
Из 18 синих, 12 желтых и 30 красных флажков нужно сделать одинаковые гирлянды для елки. Сколько гирлянд получится? Сколько флажков каждого цвета в одной гирлянде? ( 6 гирлянд; 3 синих, 2 желтых и 5 красных флажков.)
-
Возле моего дома автобусная остановка трех маршрутов. Один из них подходит к остановке через каждые 3 минуты, другой- через каждые 6мин, а третий- через каждые 10мин. В 7ч 15мин они одновременно стояли на остановке. В какое ближайшее время на этой остановке окажутся снова три автобуса? ( Через 30 мин, в 7ч 45мин). Два автобуса? ( Через 6мин, в 7ч 21мин)
-
Разложите на простые множители число 4788.
-
Докажите, что числа 392 и 675 взаимно простые.