План-конспект урока по учебнику «Математика. 5 класс».
Авторы: Виленкин
Тема: «Окружность и круг»
Окружность и круг | |
Цель темы |
|
Планируемый результат |
|
Основные понятия | Окружность, круг; радиус, диаметр, циркуль. |
Межпредметные связи | Русский язык, изобразительное искусство, технология, история. |
Ресурсы: — основные: — дополнительные: |
учебник наглядный и раздаточный материал |
Организация пространства
| Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Диагностирующие задания каждого этапа | |
I этап. Оргмомент. Цель – активизация учащихся. | Анализировать стихотворение и высказать свое мнение. | Создавать эмонациональный настрой на деятельность. | I этап. Оргмомент. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. (С.Маршак) — Тихо садитесь. Улыбнитесь друг другу и мы начинаем урок. | I этап. Оргмомент. Как вы думаете, почему я начала урок с этих строк?
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)) Личностные УУД(самоопределение) |
II этап. Актуализация знаний. Цель – закрепить навык выполнения действий с натуральными числами; знание геометрических фигур. | Работать с информацией, представленной в виде цепочки.
Формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу по выполнению действий с натуральными числами;
— по узнаванию геометрических фигур. | Вычислите устно: 60 · 6 200 : 50 — 120 · 25 : 80 + 140 · 30 : 60 ? ?
| — С какими числами мы работали? — Какие действия выполняли? — Перечислите свойства этих действий. — Какие фигуры изображены? Познавательные УУД (анализ объектов с целью выделения признаков) |
III этап. Изучение нового материала. Цель – познакомить учащихся с понятием «окружность» и «круг», «радиус», диаметр; выявить соотношение между ними. | Формулировать выводы наблюдений.
Объяснить свой выбор.
Формулировать тему и цели урока.
Сравнивать окружность и круг.
Выявлять соотношение между диаметром и радиусом окружности. | Выдвигать проблему.
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определение темы урока.
Озвучивать тему и цели урока.
Формулировать задание.
| III этап. Изучение нового материала. Постановка проблемы. Открытие нового. — Давайте выполним следующее задание. 1. Берем стакан, опускаем горлышком в тарелку с окрашенной водой и ставим отпечаток на бумагу. Сделаем так несколько раз. Обратите внимание, какой след оставил стакан. 2. Теперь берем тарелку, прикладываем к листу бумаги и обводим маркером. Сравните получившийся след с первым опытом. 3. А теперь возьмем ножницы и аккуратно вырежем по той линии, которую оставил маркер. — Ответьте мне на вопрос: Что такое окружность? А что такое круг?
4. А сейчас свернем круг пополам. Сгиб образует линию. Она называется… диаметр. А если еще раз свернем пополам, то линия сгиба – радиус. — А как начертить окружность определенного размера? -Для этого существует Циркуль Циркуль мой, циркач лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился – и ни шагу. -Обратите внимание как пишется слово ЦИРКУЛЬ. Эталон
Примечание. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться. | III этап. Изучение нового материала.
КоммуникативныеУУД (Постановка вопросов)
Познавательные УУД (самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели)
— Какая геометрическая фигура у нас получилась? Почему вы так считаете?А может это круг?
— О чем мы будем сегодня говорить на уроке? — Сформулируйте цель урока, тему урока. — Давайте вернемся к нашим фигурам. Уточним понятие окружности и круга. Работаем с учебником в парах . — Что такое диаметр? — Что такое радиус? Коммуникативные УУД(инициативное сотрудничество) Познавательные УУД (формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений)
— Сформулируйте алгоритм построения окружности. — Сверьте с эталоном. |
IV этап. Закрепление изученного. Цель – научиться правильно строить окружность с помощью циркуля; определять элементы окружности. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Анализируют текст задания и делают выводы
Осуществляют самопроверку | Обеспечить контроль за выполнением задания
Предоставить информацию для обсуждения
Побуждать к высказыванию своего мнения
Организовать фронтальную работу по учебнику. Организовать самостоятельную работу учащихся. | IV этап. Закрепление изученного.
Историческая справка. В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно, в каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности сделало возможным возникновение колеса, поскольку ось и втулка колеса должны все время быть в соприкосновении. Но еще до колеса люди использовали круглые бревна-катки для перевозки тяжестей. Рисунки на стенах египетских пирамид рассказывают нам, что именно так доставлялись огромные камни на строительство этих пирамид. — В русском языке слово «круглый» тоже означает высокую степень чего-либо: «круглый отличник», «круглый сирота» и даже «круглый дурак».
— Тема нашего урока «Окружность и круг». Покажите мне руками маленькую окружность. А теперь представьте, что наша окружность раздувается, становится все больше, больше. Показываем, вот какая получилась окружность. А теперь поднимаем эту окружность над собой и держим над головой. Представим, что подул ветер и наша окружность наклоняется то вправо., потом влево. А теперь представим, что окружность превратилась в воздушный шарик и отпускаем ее. № 850 № 853
№ 4. Начертите окружность, радиус которой равен 2 см. Отметьте диаметр и радиус окружности. Найдите длину диаметра. | IV этап. Закрепление изученного. Регулятивные УУД ( контроль, оценка, коррекция). Познавательные УУД ( умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия).
Физминутка.
— Сравните с ЭТАЛОНОМ
КоммуникативныеУУД ( управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
|
V этап урока. Итог урока. Рефлексия. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | Осуществить самооценку.
Сформулировать конечный результат своей работы на уроке. | Организовать беседу, связывая результаты урока с его целями. Акцентировать внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | — Какова была цель нашего урока? — Чему вы научились? — Что нового вы узнали? Расскажите по схеме: Я знаю – Я запомнил – я смог | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
VI. Домашнее задание Цель – выяснить степень сформированности усвоенных знаний | Записывают задание в дневниках | Дать характеристику предложенным заданиям | П. 22 учебника изучить, решить № 874, № 878 (а,б), № 876 | Из предложенных заданий выберите 2 и выполните их дома. |
Приложение.
Эталон построения окружности
-
Отмечаем центр окружности.
-
Поставим в центр окружности ножку циркуля с иглой.
-
Возьмем циркуль за хвостик и проведем окружность.
Примечание. Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками не должно меняться.
____________________________________________________________________________
Эталон
-
Раствором циркуля замеряем с помощью линейки 2 см.
-
Отмечаем центр окружности.
-
Поставим в центр окружности ножку циркуля с иглой.
-
Возьмем циркуль за хвостик и проведем окружность.
-
Проведем отрезок от центра окружности к любой точке окружности. Обозначим его ОС. Это радиус.
-
Отметим две любые точки окружности. Обозначим их Е и К. Проведем через эти точки отрезок, проходящий через центр окружности. Это диаметр. Измерим его.
____________________________________________________________________________