МАТЕМАТИКА 11 класс
Тема: Основные методы решения тригонометрических уравнений
Цели урока:
-
Обобщить и систематизировать полученные знания по данной теме, вспомнить решения простейших тригонометрических уравнений;
-
Развивать умение применять полученные знания к решению тригонометрических уравнений на практике; закрепить навыки решения задач; развивать математическое мышление и речь;
-
Прививать аккуратность, трудолюбие и любовь к предмету.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Время (мин) | Деятельность | ||
учителя | учащегося | ||
| 1 | организационная | Сообщают об отсутствующих |
Сегодня на уроке мы с вами, ребята, обобщим и систематизируем полученные знания по данной теме, вспомним основные методы решения тригонометрических уравнений и тем самым продолжим подготовку ЕГЭ. | 3 | Сообщает тему урока, дату, цель урока | Записывают в тетради |
На дом были предложены два уравнения.
Посмотрим ваше решение.
| 10 | Вызывает к доске по желанию 2-х учащихся, а остальным ребятам проводит беседу по теоретическим вопросам (Приложение №2) | 2-е учащихся работают у доски (Приложение №1) |
А сейчас мы продолжим решать тригонометрические уравнения различными методами, предложенными на экране (Приложение №3)
Метод разложения на множители
Разложим левую часть уравнения на множители:
и
Решений нет, т.к.
Или
Ответ:
Метод, сводящий к квадратному уравнению Обозначим , получим , решая квадратное уравнение, находим и Множество решений уравнения
Является объединением множеств решений двух уравнений: и xn = 2π*n, nЄ Z решений нет, т.к. 3, а Ответ: xn = 2π*n, nЄ Z
Метод, приводящий к решению однородных уравнений Распишем
То данное уравнение перепишем в виде
Числа Не являются решениями данного уравнения
Разделим все члены уравнения на
Получим уравнение:
Замена,
Итак, и
и х=arctg2 +πk,kЄZ Ответ: arctg2 +πk,kЄZ
+ Метод вспомогательного угла Замена Введем,
Тогда уравнение будет иметь вид
Решая квадратное уравнение, получаем и
и Каждое уравнение решаем введением вспомогательного угла.
Решаем (1)
Решаем (2), т.к. То уравнение (2) не имеет решения
Ответ:
Метод понижения степени уравнения
Применяем формулы квадрата синуса и квадрата косинуса половинного угла. Получим,
Ответ:
Данное уравнение может быть сведено к алгебраическому уравнению относительно С помощью формул
верных для всех . Отметим, что замена выражением ,
содержащим и , может привести к потере корней вида
Выполним в данном уравнении подстановку получим уравнение,
Корни уравнения
Возвращаясь к переменной x, получим
Проверим, не удовлетворяют ли исходному уравнению числа
Имеем:
Ответ:
|
5
5
6
9
6
10 |
Решает у доски совместно с ребятами и одновременно проверяет индивидуальные решения первых учащихся, работающих на боковой доске. (выставляет оценки )
Следит за верностью рассуждений учащегося
Следит за верностью рассуждений учащегося и одновременно проверяет решение заданий по карточкам, выставляет оценки за работу
Совместно с учащимся обсуждает метод решения уравнения, следит за грамотностью рассуждений учащегося и верной записи решения. Выставляет оценку.
Совместно с учащимся обсуждает метод решения уравнения, следит за грамотностью рассуждений учащегося и верной записи решения.
Выставляет оценку.
Совместно с учащимися выбирает метод решения уравнения. |
2-е учащихся работают на обороте боковой доски (Приложение №4) Остальные записывают решение уравнения №1 в тетрадь
Один учащийся у доски. Остальные записывают решение в тетрадь
Один учащийся решает у доски. 3 учащихся работают по карточкам (Приложение №5)
Один учащийся решает около доски. Все остальные записывают в тетрадь.
Один учащийся решает около доски. Все остальные записывают в тетрадь.
Записывают решение в тетрадь.
|
v. Дифференцированная самостоятельная работа (с самопроверкой) ( Приложение № 6 )
Проверка работы. Включается проектор. На экране все решения уравнений. Учащиеся сами проверяют свою работу. | 15 | Проходит по классу и следит за работой учащихся | Самостоятельно работают на листочках |
VI.Решение уравнений с параметрами. Определите, при каких а уравнение 5 Не имеет решений. Данное уравнение является однородным второй степени. Разделим уравнение на
5 5
Если D<0,то уравнение не имеет корней. Уравнение (*) не имеет корней при
Ответ:
| 5 | Обсуждает с учащимися метод решения уравнений. Записывает и объясняет решение уравнения. | Учащиеся записывают решение в тетрадь. |
VII.Тест с самопроверкой (Приложение №7) Проверка. Включается проектор. На экране верные ответы. Учащиеся сами проверяют свою работу. | 10 | Проходит по классу и следит за работой учащихся | Самостоятельно решают на листочках. Проверяют и сдают листочки. |
VIII.Домашнее задание (Записано заранее на обратной стороне доски). Решите уравнения (метод введения вспомогательного угла) ( однородное уравнение) 3) (метод разложения на множители) (приложение №8) | 3 | Поясняет домашнее задание, обращая внимание учащихся на то , что аналогичные задания были разобраны на уроке. | Внимательно слушают учителя, записывают домашнее задание. |
IX. Итог урока Решение тригонометрических уравнений требует от учащихся хороших теоретических знаний, умений применять их на практике, требует внимания, трудолюбия, сообразительности. Тригонометрические уравнения всегда встречаются в ЕГЭ.
Сегодня на уроке все ребята работали хорошо, все получат оценки( самостоятельная работа; тест; работа у доски) МОЛОДЦЫ! ( 11 оценок у доски, оценка за тест, оценка за дифференцированную самостоятельную работу ) | 2 |
|
|