Урок математики в 3 классе

Тема: «Освоение деления»

Цель: 1. Познакомить учащихся с алгоритмом выполнения проверки

примеров на деление с остатком.

2. Продолжить работу над развитием логического мышления,

вычислительных навыков, математической речи учащихся.

3. Воспитывать коммуникативную культуру учащихся, прививать

интерес к предмету.

Тип урока: урок освоения нового материала по учебнику «Математика»

М.И.Моро и др.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель: — Кто получил награды за работу в тетрадях? Спасибо вам за старание и труд!

— Какой сегодня день недели? Назовите дату. Вспомним нашу рифмовку о правилах посадки при письме.

Дежурный: Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою — ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь! (Запись даты)

II. Каллиграфическая минутка

457

Учитель: — Охарактеризуйте данное число.

Дети: — Это число четыреста пятьдесят семь. Оно нечётное, трёхзначное. Чтобы его записать понадобились три цифры: 4, 5, 7.

Учитель: — Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых.

Дети: 457 = 400 + 50 + 7

Учитель: — Сколько всего единиц в этом числе? Десятков? Сотен?

Дети: 457 единиц, 45 десятков, 4 сотни.

III. Актуализация знаний учащихся

а) Учитель: — Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

Дети: — Деление с остатком.

Учитель: — Вспомните, как называются числа при делении?

Дети: — Делимое, делитель, частное.

Учитель: — Как найти неизвестное делимое?

Дети: — Надо делитель умножить на частное.

Учитель: — Что вы знаете про остаток?

Дети: — Остаток всегда меньше, чем делитель.

Учитель: — Прочитайте эти правила со слайда и расскажите их друг другу. (Работа в парах)

б) Учитель: Какое число до 39 без остатка делится на 4? На 8? На 9?

— Какие остатки могут получиться при делении на 3? На 6? На 12? На 99?

в) Игра «Расшифруй слово»

Учитель: — Рассмотрите примеры. Что в них общего?

Дети: — Все примеры на деление с остатком.

Учитель: — Решите примеры устно. Выбрав по порядку примеры с остатком 3, вы прочитаете слово.

У

49:8

О

66:9

Р

75:8

П

19:4

С

26:6

К

35:4

Э

55:6

В

59:8

И

43:6

Р

45:7

Е

38:5

А

84:9

Дети: — Это слово «Проверка».

IV. Сообщение темы и цели урока

Учитель: — Проверка — это один из важных этапов любой деятельности.

Вчера, проверяя ваши самостоятельные работы, я обнаружила такое решение примеров:

25:3 = 7 (ост.4) 58:9 = 7 (ост.5)

— Найдите ошибки. Какой совет вы хотели бы дать своему товарищу?

Что надо сделать, чтобы не сомневаться в правильности решения?

Дети: — Надо выполнить проверку деления.

Учитель: — Уточните, проверку какого вида примеров?

— Итак, сегодня мы учимся проверять решение примеров на деление с остатком.

V. Изучение нового материала.

а) Введение алгоритма проверки

Учитель: — Кто уже догадался, как выполнить проверку первого примера? Какой первый шаг? (Мнения детей). Составление алгоритма по ходу работы:

1. Сравниваем делитель и остаток. (Остаток меньше, чем делитель)

2. Делитель умножаем на частное.

3. К полученному результату прибавляем остаток.

4. Делаем вывод: если получили делимое – пример решён правильно.

25:3 =

·  +  = 25

б) Закрепление знаний по учебнику стр.29 (устно)

в) Развитие умений учащихся работать по алгоритму

(Один ученик решает пример на доске с подробным объяснением, другой – выполняет проверку по алгоритму)

67:8 = 100:33 = 87:21

VI. Физкультурная пауза. Игра «Хлопай-топай»

Учитель: — Я показываю вам примеры. Если это табличный случай – вы хлопаете. А если пример на деление с остатком – топаете. (8 карточек)

VII. Закрепление изученного материала

а) Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам (по выбору ученика).

Вариант А

18:5 =

29:7 =

37:9 =

23:3 =

56:9 =

68:8 =

50:8 =

44:6 =

75:9 =

Вариант Б

28:13 =

34:10 =

47:15 =

75:20 =

59:28 =

100:45 =

90:35 =

78:12 =

88:21 =

б) Взаимопроверка и оценка работы по карточкам. Учитель: — Пользуясь данным алгоритмом, проверьте свою работу, а затем – работу соседа.

— А теперь сравните ответы (показ ответов на экране). Вспомните критерии и оцените работу своего товарища.

— Кто получил 5? 4? Очень надеюсь, что ребята, получившие сегодня оценку ниже четырёх баллов, ещё потренируются дома, и на следующем уроке мы порадуемся их успехам.

VIII. Решение задач

а) стр.26, №2.

Учитель: — Что нужно узнать в задаче? Что обозначает число 20? Сколько самолётов было в группе? Подумайте, как узнать, сколько групп получилось?

б) стр.27, №1 (устно).

IX. Разгадывание ребусов.

: 9 = 7 (ост.4)

— Некоторое число разделили на 9. Получилось частное 7 и остаток 4. Найди делимое.

: 6 = 6 (ост. 3) 7 : 5 = 9 (ост. ) 5 : 8 = 7 (ост. )

X. Итог урока.

Учитель: Что нового узнали? Как проверить деление с остатком?

— Умение решать примеры данного вида и выполнять их проверку очень важно для нас сегодня, будет востребовано в дальнейшей работе и, конечно, пригодится вам всем в повседневной жизни.

Кого из товарищей вы бы хотели отметить за хорошую работу?

Комментирование оценок.

Домашнее задание: составить 10 примеров на деление с остатком и выполнить их проверку по алгоритму.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here