Математика — 4 класс, автор: М.И.Моро, «Школа России»
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Письменное умножение на двузначное число»
Основные цели:
-
формирование представления о письменном умножении на двузначное число;
-
формировать умения письменного умножения на двузначное число, умение анализировать и решать задачи;
-
тренировать вычислительный навык.
Демонстрационный материал:
-
картинки Незнайки и Знайки на доске;
-
название темы;
-
алгоритм письменного умножения;
-
эталон;
-
индивидуальные карточки;
-
план работы;
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
— Ребята, послушайте, пожалуйста, историю, которая произошла с героем одной вашей любимой сказки.
На экране появляется Незнайка.
— Вы, конечно же, узнали его. (Это Незнайка)
Слушайте внимательно.
Однажды Незнайке приснился сон. Ему снилось, что он знаменитый путешественник и что он путешествует по стране Математика. На своём пути он столкнулся с препятствием, пройти которое можно выполнив вот это задание. А вы знаете, что Незнайка не силён в математике. Мы поможем ему? (Да, поможем.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
46 11
15 23
14 12
На доске записаны примеры.
— Что мы должны сделать, прежде чем приступить к работе? (Повторить необходимые знания.)
aa bb = aa (b+ b)
— Для чего повторяем? (Это нам пригодится в открытии нового.)
Решение записывают на доске.
— Какое свойство умножения использовали, чтобы решить данные примеры?
(Распределительное умножение числа на сумму.)
— Хорошо, ребята. Слушайте дальше.
Тут Незнайка встретил Знайку.
На экране появляется Знайка.
Он сказал, что знает удобный способ решения этих примеров и показал Незнайке вот этот пример.
— Нужно решить письменно, в столбик, — сказал Знайка.
46 73
Учитель раздаёт карточки с заданием. Учащиеся выполняют пробное действие на карточках.
— У кого нет решения?
Учащиеся поднимают руки.
-Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли умножить эти числа. Они очень сложные.)
— У кого есть ответы?
Учитель записывает варианты ответа на доске.
— Обоснуйте свои действия.
Учащиеся не могут объяснить.
— Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать правильность решения.)
3. Проблемное объяснение нового знания.
— Какой следующий шаг на уроке? (Разобраться в чём затруднение.)
— Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были письменно умножить число на двузначное число.)
— Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет алгоритма письменного умножения числа на двузначное число.)
— Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Вывести алгоритм письменного умножения на двузначное число.)
— Как будет звучать тема нашего урока? (Письменное умножение на двузначное число.)
Письменное умножение на двузначное число
На доске появляется запись.
— Что вам может помочь при открытии нового? (Учебник.) Куда мы обратимся? ( Мы посмотрим правило в учебнике, сделаем вывод.)
-
Прочитать правило на стр.35
-
Сделать вывод.
— Я предлагаю поработать в парах по плану.
— Какой алгоритм получился?
-
-
Умножу первый множитель на число единиц. Получу первое неполное произведение.
-
Умножу первый множитель на число десятков. Получу второе неполное произведение, запишу его под десятками.
-
Сложу неполные произведения.
-
Прочту ответ.
-
— Вернёмся к нашему примеру. Теперь вы сможете выполнить умножение письменно.
Один ученик записывает решение на доске.
— Какой следующий шаг? (Составить эталон.)
(*)**
— А у нас нет похожего эталона? (Есть, эталон умножения на однозначное число.)
— Давайте дополним его.
(*)**
-Вы смогли справиться с затруднением? (Да.)
— Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
4. Первичное закрепление во внешней речи.
1) стр. 35 № 65 – работа в парах. Объяснить по данным записям, как выполнено умножение.
2) фронтальная работа — № 66 – выполнить умножение с объяснением. Ученики по желанию выходят к доске и выполняют задание с комментированием.
— Какой следующий шаг? (Проверить себя, работая самостоятельно.)
-Но до этого давайте немного отдохнём.
Физминутка.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
На доске появляются задания.
53 67
26 13
48 15
— Решите самостоятельно эти примеры.
Проверка организуется по образцу.
— Кто ошибся?
— Исправьте ошибки, посмотрев на эталон.
— Сделайте вывод. (Ещё нужно потренироваться.)
— Кто не ошибся? (Мы хорошо усвоили тему.)
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
— А сейчас, потренируемся в решении задач. №67
— Прочитайте задачу.
— Что нам известно в этой задаче? ( Путь, время, скорость первого самолета, направление движения.)
— Составьте схему к задаче.
t =10 мин
15 км/мин ? км/мин
270 км
— Зная общее расстояние и общее время, что можем узнать? (Общую скорость удаления)
1) 270 : 10 = 27 (км/мин) общая V удаления
— Зная общую скорость и скорость первого самолёта, что узнаем? (Можно узнать скорость второго самолёта.)
2) 27 – 15 = 12 (км/мин) V второго самолёта
— Мы смогли решить задачу? (Да, сумели.)
7. Итог урока.
— Какую цель мы сегодня ставили перед собой? (Вывести алгоритм письменного умножения на двузначное число)
— Нам удалось достичь цели?
— Кому удалось раскрыть «новое» самому?
— Кому не удалось? Почему?
-В начале урока мы кому помогли? (Незнайке)
— А чему научил нас Знайка? (Письменно умножать на двузначное число.)
— Мы смогли научиться этому? (Да)
— Где могут пригодиться эти знания? (На уроках математики, в жизни… )
— Я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Если вы самостоятельную работу выполнили без ошибок, и нет вопросов, то поставьте плюс к Знайке. Если ошиблись и остались вопросы, поставьте плюс к Незнайке.
Учащиеся оценивают себя. Учитель проводит рефлексию. Комментирует домашнее задание.
Стр. 35 №168 – 1-ая строчка
№167- составить и решить обратную задачу (по выбору).