Тема урока | Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда |
Базовый учебник | Математика, 5 класс, Виленкин |
Цель урока: | организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятий о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях, восприятию формулы для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда. |
Задачи: | обучающие: вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда и выработать умения у учащихся применять ее при решении задач; развивающие: развивать пространственное воображение, логическое мышление, наблюдательность, развивать устную и письменную речь; воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, уверенности в себе. |
Планируемые результаты: | |
Личностные | Ученик получит возможность научиться: ясно, точно и грамотно излагать свои мысли; получит возможность для формирования коммуникативной компетентности в общении. |
Метапредметные | Ученик научиться: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в процессе достижения результата; осуществлять анализ с целью выделения признаков. Ученик получит возможность научиться организовывать учебное сотрудничество со сверстниками. |
Предметные | Ученик научиться: формулировать понятия о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях; научиться вычислять площади поверхности прямоугольных параллелепипедов; Ученик получит возможность: углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах. |
Тип урока | урок «открытия» нового знания
|
Формы работы учащихся | Индивидуальная, фронтальная, в парах. |
Необходимое техническое оборудование |
Персональный компьютер, проектор |
ХОД УРОКА
-
Мотивирование к учебной деятельности.
УЧЕНЫЙ КОТ
У кошки маленький котеночек подрос.
— Как дальше быть? — возник вопрос.
Решила мать, что в пору
Отдать котенка в школу.
И вот за партой в классе
Сидит пушистый Вася.
С усердием большим,
Как приказала мать,
Принялся кот науку постигать.
С терпеньем изучал,
По пунктам и по темам,
Строение мышей по графикам и схемам.
Решал он, чуть не плача,
И про бассейн задачу.
Сколь вытечет сметаны,
Когда открыть все краны.
И через 10 лет, науками богат,
Понес наш кот домой
Из школы аттестат.
И у какой-то горки
Мышонок вылезал из норки.
Но как его схватить?
Нельзя же прыгнуть сразу —
Тут надо применить
Научных знаний базу.
V — скорость, ускоренье — а,
И брызги сыплются с пера.
Затем привел он, глядя в книгу,
К логарифмическому виду.
Потом в системе «эс, ге, эс»
Нашел его удельный вес.
Вписал последнюю строку
И приготовился к прыжку.
Пока ученый кот
Над уравненьем бился,
Мышонок — неуч
В норке скрылся.
Запомните, друзья, соль истины такой:
Теория мертва без практики живой.
СМАЙЛИКИ – настроение в начале урока
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Представьте себе, что нас ожидает ремонт: в классе или дома…
Что необходимо предварительно сделать, прежде чем его начать?
Что для этого нам необходимо знать?
(размеры комнаты, расход краски, количество краски)
Задача: нам необходимо покрасить стены, пол, потолок какого — то помещения, например, кладовки (внутри) и ларь для хранения продуктов (снаружи).
Какой объект (фигуру) мы будем исследовать? (Прямоугольный парал-д)
Какую величину мы будем находить? (площадь полной поверхности)
Запишите тему урока в ваших рабочих тетрадях: Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда
На прошлом уроке мы исследовали парал-д и узнали, какие у него есть элементы, их название и количество. Давайте вспомним и заполним таблицу (используя модель парал-да)
Форма | Общее количество | Количество групп равных элементов | |
Грань | Прямоугольник | 6 | 3 по 2 |
Вершина | Точка | 8 | — |
Ребро | Отрезок | 12 | 3 по 4 |
3. Выявление места и причины затруднения.
Что мы можем измерить и вычислить у парал-да? (измерения, Р (длину всех рёбер), Sграни) При помощи каких формул?
А чтобы вычислить, сколько краски потребуется для окрашивания стен, какая формула нам потребуется? Мы знаем её?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Давайте составим план вывода данной формулы (рассматриваем на макете):
-
Рассмотреть, из чего состоит поверхность пар-да, из каких фигур (из граней)
-
Из чего состоит полная площадь поверхности пар-да? (из всех площадей граней) – учитель записывает на доске
S= (S1+S2+S3)*2=
-
Можем ли мы найти площади каждой грани? Что для этого необходимо измерить? = (ab+bc+ac)*2 — учитель записывает на доске
??? В каких единицах измерения должны быть длина, ширина и высота?
(в одинаковых)
Это всё теория, давайте перейдём к практике.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Перед вами на столе лежит прямоугольный параллелепипед. Ваша задача выполнить необходимые измерения и вычислить сколько краски потребуется, чтобы покрасить прямоугольный параллелепипед со всех сторон, если на 1 см2 расходуется 2 г краски – 2б
5. Реализация построенного проекта
Давайте составим план решения задачи (проговорим устно)
План :
-
Измерь а,b,c, если это необходимо
-
Вычисли S1,S2,S3.
-
Найти их сумму
-
Эту сумму умножь на 2 – получишь площадь поверхности (S= (S1+S2+S3)*2)
-
Эту площадь умножь на расход краски – получишь количество необходимой краски.
ПРОВЕРЬ!
Учащиеся решают задачу и выполняют проверку на компьютере, в индивидуальном порядке. (В программе MC Excel )
6. физкультминутка
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
— Расскажи соседу по парте, как ты выполнял вычисления
8. Самостоятельная работа с самопроверкой . Индивидуальная работа.
*Вычислите площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 10см, 5см, 4см. – 1 б
** Вычисли, какое количество краски потребуется для окрашивания гаража, с измерениями: 4м, 3м, 2м, если на 1м2 требуется 120г краски – 2б
*** Вычисли, какое количество краски потребуется для окрашивания вагона, с измерениями: 6м, 3м, 2м 50см, если на 1м2 требуется 120г краски – 4б
Дополнительное задание:
Вычислить площадь поверхности куба с ребром 10 см и вывести формулу для нахождения площади – 4б
Проверку выполняют на компьютере, в индивидуальном порядке.
(В программе MC Excel )
Оценивание: 3б – «3», 5б – «4», 6б и более – «5»
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Какое бы название вы дали нашему уроку?
Что мы научились делать, что нового узнали?
Где наши знания и умения можно применить?
СМАЙЛИКИ – настроение в конце урока
10. Домашнее задание
-
п. 20, стр. 120-121, записи в тетради, №№ 813, 814 с. 124
-
Вычислите, какое количество краски потребуется для окрашивания шкафа, если на 1м2 требуется 80г краски (выполните необходимые измерения)
Приложение
Лист самооценивания _______________________________________________________
(Фамилия, имя)
задание | Количество возможных баллов | Количество набранных баллов | |
| ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА | 2 б |
|
| Самостоятельная работа с самопроверкой | * — 1б ** — 2б *** — 4б |
|
| Дополнительное задание:
| 4б |
|
| ИТОГО | 13 б |
|
| оценивание | 3б – «3», 5б – «4», 6б и более – «5» |
|