Тема урока

Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда

Базовый учебник

Математика, 5 класс, Виленкин

Цель урока:

организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятий о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях, восприятию формулы для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда.

Задачи:

обучающие: вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда и выработать умения у учащихся применять ее при решении задач;

развивающие: развивать пространственное воображение, логическое мышление,

наблюдательность, развивать устную и письменную речь;

воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, уверенности в себе.

Планируемые результаты:

Личностные

Ученик получит возможность научиться: ясно, точно и грамотно излагать свои мысли; получит возможность для формирования коммуникативной компетентности в общении.

Метапредметные

Ученик научиться: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в процессе достижения результата; осуществлять анализ с целью выделения признаков.

Ученик получит возможность научиться организовывать учебное сотрудничество со сверстниками.

Предметные

Ученик научиться: формулировать понятия о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях; научиться вычислять площади поверхности прямоугольных параллелепипедов;

Ученик получит возможность: углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Формы работы учащихся

Индивидуальная, фронтальная, в парах.

Необходимое техническое оборудование

Персональный компьютер, проектор

ХОД УРОКА

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

УЧЕНЫЙ КОТ

У кошки маленький котеночек подрос.

Как дальше быть? — возник вопрос.

 Решила мать, что в пору

Отдать котенка в школу.

        И вот за партой в классе

        Сидит пушистый Вася.

        С усердием большим,

        Как приказала мать,

        Принялся кот науку постигать.

С терпеньем изучал,

По пунктам и по темам,

Строение мышей по графикам и схемам.

        Решал он, чуть не плача,

        И про бассейн задачу.

        Сколь вытечет сметаны,

        Когда открыть все краны.

И через 10 лет, науками богат,

Понес наш кот домой

Из школы аттестат.

И у какой-то горки

Мышонок вылезал из норки.

Но как его схватить?

        

Нельзя же прыгнуть сразу —

        Тут надо применить

        Научных знаний базу.

 V — скорость, ускоренье — а,

И брызги сыплются с пера.

Затем привел он, глядя в книгу,

К логарифмическому виду.

        Потом в системе «эс, ге, эс»

        Нашел его удельный вес.

        Вписал последнюю строку

        И приготовился к прыжку.

Пока ученый кот

Над уравненьем бился,

Мышонок — неуч

В норке скрылся.

        

Запомните, друзья, соль истины такой:

        Теория мертва без практики живой.

СМАЙЛИКИ – настроение в начале урока

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Представьте себе, что нас ожидает ремонт: в классе или дома…

Что необходимо предварительно сделать, прежде чем его начать?

Что для этого нам необходимо знать?

(размеры комнаты, расход краски, количество краски)

Задача: нам необходимо покрасить стены, пол, потолок какого — то помещения, например, кладовки (внутри) и ларь для хранения продуктов (снаружи).

Какой объект (фигуру) мы будем исследовать? (Прямоугольный парал-д)

Какую величину мы будем находить? (площадь полной поверхности)

Запишите тему урока в ваших рабочих тетрадях: Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда

На прошлом уроке мы исследовали парал-д и узнали, какие у него есть элементы, их название и количество. Давайте вспомним и заполним таблицу (используя модель парал-да)

Элемент

Форма

Общее количество

Количество групп равных элементов

Грань

Прямоугольник

6

3 по 2

Вершина

Точка

8

Ребро

Отрезок

12

3 по 4

3. Выявление места и причины затруднения.

Что мы можем измерить и вычислить у парал-да? (измерения, Р (длину всех рёбер), Sграни) При помощи каких формул?

А чтобы вычислить, сколько краски потребуется для окрашивания стен, какая формула нам потребуется? Мы знаем её?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Давайте составим план вывода данной формулы (рассматриваем на макете):

  1. Рассмотреть, из чего состоит поверхность пар-да, из каких фигур (из граней)

  2. Из чего состоит полная площадь поверхности пар-да? (из всех площадей граней) – учитель записывает на доске

S= (S1+S2+S3)*2=

  1. Можем ли мы найти площади каждой грани? Что для этого необходимо измерить? = (ab+bc+ac)*2учитель записывает на доске

??? В каких единицах измерения должны быть длина, ширина и высота?

(в одинаковых)

Это всё теория, давайте перейдём к практике.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Перед вами на столе лежит прямоугольный параллелепипед. Ваша задача выполнить необходимые измерения и вычислить сколько краски потребуется, чтобы покрасить прямоугольный параллелепипед со всех сторон, если на 1 см2 расходуется 2 г краски –

5. Реализация построенного проекта

Давайте составим план решения задачи (проговорим устно)

План :

  1. Измерь а,b,c, если это необходимо

  2. Вычисли S1,S2,S3.

  3. Найти их сумму

  4. Эту сумму умножь на 2 – получишь площадь поверхности (S= (S1+S2+S3)*2)

  5. Эту площадь умножь на расход краски – получишь количество необходимой краски.

ПРОВЕРЬ!

Учащиеся решают задачу и выполняют проверку на компьютере, в индивидуальном порядке. (В программе MC Excel )

6. физкультминутка

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— Расскажи соседу по парте, как ты выполнял вычисления

8. Самостоятельная работа с самопроверкой . Индивидуальная работа.

*Вычислите площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 10см, 5см, 4см. – 1 б

** Вычисли, какое количество краски потребуется для окрашивания гаража, с измерениями: 4м, 3м, 2м, если на 1м2 требуется 120г краски –

*** Вычисли, какое количество краски потребуется для окрашивания вагона, с измерениями: 6м, 3м, 2м 50см, если на 1м2 требуется 120г краски –

Дополнительное задание:

Вычислить площадь поверхности куба с ребром 10 см и вывести формулу для нахождения площади –

Проверку выполняют на компьютере, в индивидуальном порядке.

(В программе MC Excel )

Оценивание: 3б – «3», 5б – «4», 6б и более – «5»

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Какое бы название вы дали нашему уроку?

Что мы научились делать, что нового узнали?

Где наши знания и умения можно применить?

СМАЙЛИКИ – настроение в конце урока

10. Домашнее задание

  1. п. 20, стр. 120-121, записи в тетради, №№ 813, 814 с. 124

  2. Вычислите, какое количество краски потребуется для окрашивания шкафа, если на 1м2 требуется 80г краски (выполните необходимые измерения)

Приложение

Лист самооценивания _______________________________________________________

(Фамилия, имя)

задание

Количество возможных баллов

Количество набранных баллов

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

2 б

Самостоятельная работа с самопроверкой

* — 1б

** — 2б

*** — 4б

Дополнительное задание:

ИТОГО

13 б

оценивание

3б – «3»,

5б – «4»,

6б и более – «5»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here