Открытый урок математики в 5 классе

Тема: Приведение дроби к новому знаменателю

Цель урока: Сформировать первые представления учащихся о приведение дробей к новым знаменателями; подвести учащихся к умению приводить дроби к общему знаменателю, складывать и вычитать дроби с разным знаменателями.

Тип урока: урок постановки учебной задачи (урок по ознакомлению учащихся с новым материалом).

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, магнитная доска, раздаточный материал (карточки).

Предполагаемые результаты:

Предметные: построить алгоритм приведения дроби к новому знаменателю, тренировать способность к его практическому использованию.

Регулятивные: учить планировать, контролировать, оценивать свои действия.

Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать и принимать мнения своих одноклассников.

Личностные: учить использовать полученную информацию для решения образовательных задач.

Метапредметные: учить обнаруживать пробелы в знаниях и уметь их восполнять.

Структура урока:

  1. Орг.момент

  2. Самоопределение к учебной деятельности.

  3. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

  4. Выявление места и причины затруднения.

  5. Построение проекта выхода из затруднения.

  6. Первичное закрепление во внешней речи.

  7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

  8. Подведение итогов

  9. Подготовка к ГИА

  10. Рефлексия деятельности на уроке.

Ход урока:

пп

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Наглядность

Формы контроля

2.

1. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

Рассматривали примеры на доске

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

1.

Самоопределение к учебной деятельности

включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями).

— Перед началом урока хочу предложить вам решить задачу.

«Лягушки»

Для чего нам нужны такие упражнения? Чему учат?

Выполняют задачу

Для развития логического мышления.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Интерактивная доска

Диск

фронтальный контроль, самоконтроль

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: основное свойство дроби, приведение дробей к новому знаменателю,

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: сложить дроби с разными знаменателями.

— А начнём мы как всегда с устной работы, потому что, чтобы узнать что-то новое …(необходимо повторить уже изученный материал).

Задания для устной работы:

Используя карандаш, записывают ответ.

Выполняют сравнение дробей

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Интерактив доска

фронтальный контроль, самоконтроль

3.

Выявление места и причины затруднения.

1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2) согласовать цель и тему урока.

Почему у вас получились такие разные ответы, как выяснить, кто выполнил задание правильно, а кто-то совсем не дали ответы, чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились от этого? (В предыдущем задании дроби были с одинаковыми знаменателями, и у нас был алгоритм сложения таких дробей, а в последнем задании у дробей разные знаменатели).

Почему не можем выполнить задание правильно, , чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились от этого? -Что же нам надо сделать, чтобы выполнить задание, определить, кто его выполнил правильно?

Какая тема урока?

(Надо найти способ приведения к новому знаменателю, построить алгоритм приведения).

Сформулируйте цели урока. (Построить алгоритм приведения дробей к новым знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму).

Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь?

Запишите тему. (На доске открывается тема урока).

(В предыдущем задании дроби были с одинаковыми знаменателями, а в последнем задании у дробей разные знаменатели).

Выводят тему урока «Приведение дроби к новому знаменателю»

Определяют цель урока

Пытаются составить алгоритм

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.

презентация

фронтальный контроль, самоконтроль

4

Построение проекта выхода из затруднения

1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

Необходимо дробь  привести к знаменателю .

Можно ли это сделать, если можно, то как? После выполнения второго раздела урока ученик видит, что число 48 получается путём умножения 12 на 4. Вспоминая основное свойство дроби, приходим к выводу, что на 4 надо умножить и числитель, и знаменатель данной дроби.

  

Работа с презентацией

Далее учитель задаёт вопрос: можно ли эту дробь привести к знаменателю ? Почему? Приходим к выводу, что дробь можно привести к знаменателю, кратному знаменателю данной дроби.

Записывают правило

Правило:

  • Умножение числителя и знаменателя дроби на одно и то же число, отличное от 1 называют приведением дроби к новому знаменателю.

  • Число, на которое умножали числитель и знаменатель дроби, называют дополнительным множителем данной дроби.

  • Дробь можно привести к любому знаменателю, кратному знаменателю данной дроби.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

Модели

Слайд

Диск –дроби-основное свойство-флешдемон-приведение дроб

5.

Физминутка

презентация

6.

Первичное закрепление во внешней речи.

зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи

116.

18

4

55

4

10

8

2

П

Р

И

Р

О

Д

А

16

10

3

10

4

55

9

Г

О

В

О

Р

И

Т

12

20

11

6

10

5

Я

З

Ы

К

О

М

5

2

9

7

5

2

9

55

6

55

М

А

Т

Е

М

А

Т

И

К

И

Вписывают ответы в таблицу

Сообщение учащегося о Галилее

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения.

Интерактивна доска

фронтальный контроль, самоконтроль

7.

Организация первичного контроля

проверить своё умение применять алгоритм в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

А сейчас каждый проверит сам себя – тест, насколько он сам понял алгоритм приведения и может его применить. Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука.

Выполняют тест на ПК

После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.

Тест на ПК

диск

самоконтроль

дроби-подведем итоги- тренаж №17

8.

Этап подготовки к ГИА

Подготовка к экзамену

Предлагаю задание из части «Реальная математика» материалов ГИА

Работают по диаграмме

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Презентация

взаимоконтроль

9.

Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Индивидуальное оценивание

Комментируют оценки те учащиеся, которые получили оценки  в тетрадях (вырабатываем навык самоконтроля)

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

10.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Выставление оценок.

 Вопрос: У кого есть вопросы по д/з? Теперь мы знаем, как выполнять эти задания? сейчас запишем домашнее задание№ 101 (Щедрин)

  • п.3.1.2

  • 86 №101

11.

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Что нового вы узнали на уроке?

– Кого вы можете отметить?

– Оцените свою работу на уроке.

Учащимся предлагается заполнить индивидуальную таблицу самооценки.

Выполняют задание учителя

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here