Автор Акимова Светлана Александровна
Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015
Вариант 7
Инструкция по выполнению работы
Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.
На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).
Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
(1) Это случилось в Кисловодске. (2) Сюда приезжают люди лечить сердце. (3) И поэтому жизнь здесь размеренная и тихая. (4) Каждое утро сердечники поднимаются в горы. (5) Идут медленно, часто отдыхают и любуются белоснежной грядой Кавказских гор и высоченным Эльбрусом. (6) Я тоже подымался в горы.
(7) Однажды, возвращаясь с прогулки, я увидел на отвесной скале мальчишку. (8) Высота скалы метров пять. (9) Как он забрался туда – непонятно. (10) Но только он застрял там крепко. (11) А на тропинке стоял его друг – второй мальчишка.
– (12) Как он туда попал? – спросил я.
– (13) Хотел сократить расстояние, – сказал мальчишка, – свернул с основной тропинки. (14) А теперь, если начинает двигаться, то камни под ним осыпаются.
– (15) Я сейчас прыгну! – сказал мальчишка на скале.
– (16) Хочешь ноги переломать? – услыхал я чей-то бас. (17) Рядом со мной стоял толстый мужчина в широкополой шляпе. (18) – Куда забрался! (19) Надо его снять и выпороть!
(20) Постепенно собралось несколько человек. (21) Толстый мужчина с синим носом, толстый мужчина в очках и молчаливый толстый мужчина. (22) Они давали советы мальчику, как ему выбраться из трудного положения, и тут же их сами отвергали.
(23) Мальчишка сидел на скале и терпеливо ждал. (24) И тут среди нас появились еще двое: коренастый мужчина с девочкой. (25) Мужчина был в спортивных брюках, а майку нес в руке. (26) Никто даже не успел ему ничего объяснить. (27) Он отдал майку девочке, снял тапочки, выхватил у меня веревку и полез на скалу, которая нависала над мальчишкой. (28) Влез, остановился, прикинул расстояние до мальчишки. (29) Потом сделал на концах веревки большие петли. (30) Одну петлю надел себе на плечи, вторую петлю бросил мальчишке.
– (31) Надень петлю, как я! – крикнул он.
(32) Мальчишка не мог дотянуться до веревки. (33) Тогда мужчина лег на землю и склонился над скалой. (34) Он почти висел в воздухе.
– (35) Ему же нельзя! – сказала девочка. – (36) У него больное сердце, ему нельзя волноваться и напрягаться.
(37) Мальчишка продел руки и голову в петлю, и мужчина стал медленно подтягивать веревку вверх. (38) Было видно, как у него напряглись мышцы рук и покраснело лицо. (39) Стало даже немножко страшно: он не удержит мальчишку, потому что упадет вниз и разобьется. (40) Но он удержался, и через минуту мальчишка уже стоял среди нас.
– (41) Даже на отдыхе нельзя обойтись без волнения, – сказал молчаливый толстяк. – (42) Вот сегодня выскочил из режима, опоздал на завтрак. (43) Ох, уж эти дети!
– (44) Ты видел, какой у него шрам на спине? – спросил один мальчишка у другого.
– (45) Видел. Пулевое или осколочное ранение. (46) – Он посмотрел мужчине и девочке вслед. (47) – Давай догоним!
(48) Мальчишки убежали.
(49) Мне сверху было видно хорошо, как они догнали мужчину и девочку и пошли рядом. (50) Они разговаривали с девочкой как старые знакомые. (51) И, видно, уже забыли про толстяков. (52) Им нравился мужчина, который шел впереди.
(По В. Железникову)
Желе́зников Владимир Карпович – русский детский писатель, кинодраматург, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Его книги посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству.
2
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему коренастый мужчина, не раздумывая, кинулся спасать мальчишку?»
-
Он хотел выделиться перед окружающими, чтобы заслужить похвалу.
-
Коренастый мужчина хотел доказать, что он может совершить подвиг.
-
У него не было другого выбора, потому что остальные стояли и давали абсурдные советы.
-
Он искренне испугался за ребенка, поэтому ничего не говоря начал действовать.
Ответ: ___________________________
3
Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является просторечное слово?
-
Мальчишка не мог дотянуться до верёвки.
-
Надо его снять и выпороть!
-
И поэтому жизнь здесь размеренная и тихая.
-
Он посмотрел мужчине и девочке вслед.
Ответ: ___________________________
4
Из предложений 13-16 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом стоящего согласного.
Ответ: ___________________________
5
Из предложений 3-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе полной формы страдательного причастия прошедшего времени пишется НН».
Ответ: ___________________________
6
Замените слово выпороть из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
7
Замените словосочетание Кавказских гор (предложение 5), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
8
Выпишите грамматическую основу предложения 47.
Ответ: ___________________________
9
Среди предложений 6-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.
Ответ: ___________________________
10
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Вот сегодня выскочил из режима,1 опоздал на завтрак. И,2 видно,3 уже забыли про толстяков. Ох,4 уж эти детки!
Ответ: ___________________________
11
Укажите количество грамматических основ в предложении 27.
Ответ: ___________________________
12
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Мужчина был в спортивных брюках,1 а майку нес в руке. – Ты видел,2 какой у него шрам на спине? Он отдал девочке майку,3 снял тапочки,4 выхватил у меня веревку и полез на скалу,5 которая нависала над мальчиком.
Ответ: ___________________________
13
Среди предложений 35-40 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________
14
Среди предложений 37-39 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
Часть 3
15.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Алексея Макимовича Горького: «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.М. Горького.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Им нравился мужчина, который шел впереди». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3
Как Вы понимаете значение слова ПАССИВНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое пассивность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ключ
За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.
Правильный ответ | |
2 | 4 |
3 | 2 |
4 | возвращаясь |
5 | размеренная |
6 | побить |
7 | гор Кавказа |
8 | давай догоним |
9 | 7 |
10 | 2,3 |
11 | 2 |
12 | 2,5 |
13 |
|
14 |
|
В8-38;
В9-39