Учитель математики
МБОУ «Больше-Озерская ООШ»
Плавского района Тульской области
Валенева Светлана Ивановна
Тема урока: «Признаки делимости на 10, на 5 и на 2»
По учебнику «Математика. 5 класс» авторы С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.решетников, А.В.Шевкин
Педагогическая технология развития критического мышления.
Ведущие целевые ориентации: Мотивация к учению. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Развитие рефлексивного мышления. Формирование обобщений.
Цель применения технологии развития критического мышления: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).
Технология РКМ:
-
Формирует самостоятельное мышление.
-
Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
-
Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.
-
Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.
Тип урока: урок «открытия» нового материала.
Цели урока:
-
содержательная: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися признаков, позволяющих без непосредственного деления определять делимость на 2, на 5, на 10;
-
деятельностная: формирование умений новых способов действий): формировать у учащихся навыки определения чисел, делящихся на 2, на 5, на 10 без непосредственного деления, а на основании признаков делимости;
-
развивающая: развивать навык устного счета, мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развитие мыслительных действий: анализ, сравнение, обобщение, классификация, развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке, развитие интереса учащихся к изучению математики через инновационные технологии.
Оборудование: ПК, проектор, презентация Microsoft PowerPoint, учебник.
Ход урока:
-
Организационный момент (приветствие учащихся).
-
Постановка учебной задачи
-
«Открытие» детьми нового.
-
Физкультминутка
-
Первичное закрепление
-
Применение новых знаний
-
Итоги урока. Рефлексия.
1.Организационный момент (приветствие учащихся). (1 мин)
Наш урок я хочу начать со слов
Предмет математика настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев
делать его немного занимательным.
Блез Паскаль французский математик,
физик, литератор 17 век.
Как вы думаете, почему я выбрала эти слова?
У нас сегодня необычный урок.
Запишите в тетради число, классная работа.
2.Постановка учебной задачи (9 мин)
Скоро Новый год и сегодня мы с вами окажемся в сказке.
Шел по лесу Дед Мороз
Мимо кленов и берез,
Мимо просек, мимо пней,
Шел по лесу восемь дней. ///Зинаида Александрова
-И пришёл к своему дому. Но вот беда – до нового года 10 дней, а он не все подарки успел собрать. Перед нами мешки с конфетами, мандаринами, орехами. Всё Снегурочка перепутала. Как найти нужный мешок?
Развязывать все некогда – дети подарки ждут. Вспомнил тут Дед Мороз, что на мешках с конфетами – числа, кратные 2; с мандаринами – кратные 5, с конфетами и мандаринами – кратные 10.
-А что значит кратные?/ Делятся без остатка на это число.
-Не справится Дед Мороз без нас — нужно помогать.
-Ваша задача: как можно быстрее отыскать мешки с конфетами, с мандаринами, с конфетами и мандаринами.
-Заполните в парах таблицу.
46, 14, 25, 110, 235, 55, 62, 28, 11, 95, 40, 85, 57, 172, 80, 56 (слайд 1)
—А как вы определили, что число делится на 2? на 5? на 10?// Делили
—А можно ли, не выполняя, деление определить, делится ли число на 2, на 5, на 10?
—Ребята, какая у нас сегодня цель урока?
Учебная задача: найти способы быстрого определения делится ли число на данное число без выполнения деления.
3. «Открытие» детьми нового. (15 мин)
-Найдем кратные чисел 2, 5, 10.
-Как удобнее их искать?
-Можно ли найти все кратные?
-А теперь посмотрите, подумайте :
1 колонка: что общего у чисел, делящихся на 2?/ Оканчиваются на 0, 2, 4, 6, 8
2 колонка: что общего у чисел, делящихся на 5?/ Оканчиваются на 5, 0
3 колонка: что общего у чисел, делящихся на 10?/ Оканчиваются на 0
—С помощью каких примет можно определить делимость чисел на 2, 5, 10?
-В математике такие приметы называют признаками деления.
—А что такое признак?/Доклад учащегося о значении слова «признак» из толковых словарей С.И.Ожегова и Д.Н.Ушакова/.
Признак делимости — правило, позволяющее сравнительно быстро определить, является ли число кратным заранее заданному без необходимости выполнять фактическое деление.
Признакам делимости ученые уделяют много внимания еще с глубокой древности. (слайд 2)
—Какая тема урока?
Признаки делимости на 2, 5,10. Записываем тему в тетрадь.
Итак, сделаем вывод о делимости чисел в виде таблицы. Демонстрируется ЭОР . Лекция по теме «Признаки делимости на 2, на 5 и на 10» Переход по ссылке http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c5e6a3c1-c00a-44cd-9bc5-0e8c5f58b378/?from=bc36a318-3c82-4891-9b58-504f414e305f&interface=pupil&class=48&subject=16
(-Если число оканчивается одной из цифр 0,2,4,6,8, то оно делится на 2.
-Если число оканчивается на 0 или 5, то оно делится на 5.
-Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 10.)
—Где, как вы думаете, можно применить признаки делимости?
4. Физкультминутка (1 мин)
-
ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет число, кратное 2, ученики делают наклоны вправо; если не кратное 2 – влево.
-
упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Закрыть глаза и представить перед собой большой сказочный лес. Необходимо мысленно раскрасить этот лес поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
5. Первичное закрепление (3 мин)
1. Выполнение заданий с комментированием в громкой речи (устно): (слайд 3)
Из представленных ниже чисел, выбери те числа, которые делятся на 2:
54 699; 691 544; 12 900; 235 677; 41 352; 512 003
Из представленных ниже чисел, выбери те числа, которые делятся на 5:
34 600; 670 855; 67 899; 451 552; 13 565; 567 714
Из представленных ниже чисел, выбери те числа, которые делятся на 10:
12 350; 347 908; 67 700; 456 899; 56 000; 410 365
6. Применение новых знаний.(6 +5+2 мин)
1.. Задание из учебника: стр. 129 №593, №594, №595
2. Самостоятельная работа онлайн. Признаки делимости на 2, на 5, на 10. Переход по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a088c794-6f19-4309-bcd9-e08a3762119b/%5BM56_6-02%5D_%5BQS_10-01%5D.html
Задание 1. Выпишите из чисел 7000597, 3516985, 1049234, 6540760, которые делятся: 1) на 10, 2)на 2, 3) на 5.
Задание 2. Выпишите те из чисел 678, 670, 985, 762, 135, 240, 556, 203, которые:
-
делятся на 5 и на 2;
-
делятся на 2. Но не делятся на 10;
-
делятся на 5, но не делятся на 2.
2. Используя каждую из цифр 0 , 5 и 8 один раз, составьте все возможные трехзначные числа:
а) кратные 10:
б) кратные 2: ,
в) кратные 5:
(слайд 4)
7. Итоги урока. Рефлексия. (3 мин)
1. Что исследовали на уроке?
2.С какими признаками делимости вы сегодня познакомились?
3. Для чего нужны признаки делимости?
4. Какой вид работы понравился на уроке?
5. Какие трудности испытали при выполнении заданий?
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: стр. 128-129, признаки делимости выучить,
№591,№592, № 596. .
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофраг менты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Лекция по теме «Признаки делимости на 2, на 5, на10. (№ 185087) | Презентация | Презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c5e6a3c1-c00a-44cd-9bc5-0e8c5f58b378/?from=bc36a318-3c82-4891-9b58-504f414e305f&interface=pupil&class=48&subject=16 |
2 | Самостоятельная работа по теме «Признаки делимости на 2, на 5 и на 10» (N 184875) 5 заданий на усвоение материала параграфа | Тест | Тест |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a088c794-6f19-4309-bcd9-e08a3762119b/?from=eb116c4e—d5ac-41c4-948a—bb438ba6104c& |
Литература
1. Чулков П.В. Математика.5 класс. Тематические тесты. / Чулков П.В., Шершнев Е.Ф., Зарапина О.Ф. – М.: Просвещение, 2012. – 142с.
2. Потапов М.К. Математика: дидактические материалы для 5 класса / М.К.Потапов, А.В.Шевкин . – М.: Просвещение, 2008. – 110с.