1001 идея интересного занятия с детьми
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКИ
Смышляева Елена Николаевна, МБОУ прогимназия №61,воспитатель ГПД г. Мурманск
Предмет (направленность): математика
Возраст детей: 6-7лет
Место проведения: класс.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я предлагаю вам отправиться путешествовать по стране Математики. Согласны? Во время нашего путешествия вам придется считать, решать, проявлять сообразитель-ность. Не страшно? Вы знаете, что дружба всегда побеждает, поэтому путешествовать с вами мы будем под девизом: «Один за всех и все за одного!». Если кто-то сомневается или затрудняется в ответе, мы обязательно поможем. А чтобы мы не заблудились в стране Математики, нам поможет, как вы думаете что? Правильно карта. Стрелочками указан наш маршрут от пункта к пункту, где нас ждут различные задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать медаль. Чтобы хорошо мыслить проведем разминку.
Загадки.
1. В году у дедушки четыре имени (времена года).
— назовите смены времен года в правильной последовательности;
— какое сейчас время года?;
— какое прошло?;
— какое время года настанет?
2.Двенадцать братьев разно называются, И разными делами занимаются (месяцы года).
3. Братьев ровно семь, вам они известны всем, Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом. Попрощается последний – появляется передний (дни недели).
Дидактическая игра «Назови соседей»
(воспитатель называет любой день недели, а дети определяют предыдущий и последующий ему день)
Воспитатель: И так, в путь! Чтобы оказаться в стране, надо произнести следующие слова:
Тут затеи и задачи, игры, шутки, все для нас!
Пожелаем всем удачи – за работу, добрый час!
Воспитатель: Вот мы и в стране Математики. Давайте посмотрим на карту, где мы находимся.
Пункт №1. Вот большая точка. Это город ЦИФРОГРАД — начало нашего путешествия.
Вот домики, в которых живут числа. Каждое число живет в своем домике, но некоторые из них спрятались от нас. Надо определить, какие это числа (в ряд 10 карточек-домиков с количеством кружочков от 1 до 10 по порядку: 2, 4, 6, 8 – обратной стороной).
Вопросы:
— сколько всего домиков? (10);
— на каком по счету месте домики, в которых спрятались числа?;
— который по счету этот домик и какое число в нем спряталось?
(второй — 2, четвертый — 4, шестой — 6, восьмой – 8)
Покажите цифру, соответствующую каждому домику. Назвать все числа от 1до 10 и от 10 до 1 ( спросить 2-3 чел.)
Динамическая пауза « Червячки».
Раз, два, три, четыре, пять (шагают на месте )
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона прилетает, (делают взмахи руками)
Головой она кивает, (кивают головой)
Каркает: «Вот и обед!» (разводят руки в стороны)
Глядь, а червячков уж нет… (прячут руки за спину)
Работа с карточками на местах.
Соединить стрелочкой количество точек в квадратике с соответствующей цифрой;
Раскрасить столько предметов, сколько показано цифрой.
Пальчиковая игра «Пальчики»
Мы писали, мы писали, (сжимают и разжимают кисти рук)
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем, (встряхивают кисти рук)
И опять писать начнем!
Воспитатель: Жители этого города очень довольны вашими успехами и дарят медаль (на обратной стороне буква М). Мы отправляемся дальше.
Пункт №2. Цветочная поляна.
Воспитатель: Ой, какая красивая! Какие интересные цветы здесь растут, а какие необычные божьи коровки летают!
Дидактическая игра «Помоги божьей коровке отыскать свой цветок» (состав числа)
Психогимнастика «Цветочек»
(дети имитируют движения распускающегося цветка).
Воспитатель: Божьи коровки очень рады , что вы помогли каждой найти свой цветочек и дарят медальку (на обратной стороне буква О). А мы отправляемся дальше.
Пункт №3.
Воспитатель: Какой огромный город! Кто же живет в этом городе? Ребята, кто догадался? Правильно. В этом городе живут геометрические фигуры, и называется он – ФОРМОГРАД! Попасть в этот город непросто, нужно пройти испытание.
Логическая игра «Четвертый лишний».
(определить на карточке, какая геометрическая фигура лишняя).
Воспитатель: Жители этого города любят гулять и играть. Но делают
они это по правилам, гуляют они группами. Каждая группа гуляет в
своем парке. Разделить геометрические фигуры на группы нам по
может вот эта схема (цвет, форма, размер).
На доске перемешаны геометрические фигуры.
Вызвать трех детей разделить их на группы: по цвету, форме, размеру.
А сейчас эти жители погуляют по вашим листочкам.
Диктант (ориентация на листе бумаги).
Например: отложить два кружочка в правом верхнем углу листа, квадрат — в левом нижнем углу, треугольник – в центре и т.д.
Воспитатель: Славно поиграли, получите медаль (на обратной стороне буква Л). Ребята, прежде чем отправиться дальше, сделаем зарядку для наших глаз.
Зрительная гимнастика « Волшебный квадрат»
(попеременно показывается квадрат с разных сторон: с одной на черном фоне белый квадрат, с другой на белом фоне черный)
Пункт №4. Воспитатель: эта стрелочка привела нас в поселок ТЕАТРАЛЬНЫЙ. Какие забавные человечки живут в поселке (на доске расставлены человечки разные по величине и мимике), мне кажется, что все они одинаковые. А вы как думаете? (Дети определяют). Я знаю, что эти человечки как и мы любят путешествовать. Они любезно согласились показать нам дорогу дальше. Но нам, ребята, надо помочь им одеться.
Шапочки они надели правильно, а вот шарфики свои перепутали.
Помогите им, пожалуйста, найти каждому свой шарфик.
Я вам подскажу: обратите внимание на шапочки.
Несколько детей у доски определяют, чьи шарфики: по цвету, ширине, длине
Воспитатель: Замечательно. Справились. Теперь в путь. С помощью человечков мы пришли в лес. Спасибо вам добрые человечки! Вот вам в благодарность угощенье – апельсин. Ой, ребята, у меня только один апельсин, а человечков четыре. Что же делать? Ответы детей.
Воспитатель с ребенком разрезает ножом апельсин на две; на четыре части .
Дети на местах делят каждый свой круг (бумажную заготовку) на 2 и 4 части. Воспитатель: Спасибо, ребята, выручили. Вот вам медаль (с обратной стороны буква О). До свидания милые человечки!
Пункт №5. Воспитатель: Теперь мы можем смело зайти в этот темный лес (на доске размещены елки , одна береза и дуб)
Называется он – ОСТРОУГОЛЬНЫЙ.
Кто догадался, почему он так называется? В этом лесу ветки у деревьев растут под острым углом. Что это за деревья? Посмотрите внимательно и найдите лишние деревья. Ребенок у доски убирает.
Задание: Расставить елочки от самой высокой до самой низкой.
Воспитатель: Прекрасно – медаль (с обратной стороны буква Д).
Динамическая пауза «Деревцо»
Ветер дует нам в лицо, (машут кистями рук на лицо)
Закачалось деревцо. (наклоны влево, вправо)
Ветерок все тише, тише, (постепенно приседают)
Деревцо все выше, выше. (встают, тянутся вверх)
Пункт №6. Воспитатель: Мы вышли из леса, и стрелочка указывает , что впереди нас ждет город ЗНАКИ.
В этом городе проживают арифметические знаки. Кто назовет их? < > =
Игра « Ну-ка знаки по местам»
Работа на карточках (сравнение чисел).
А еще здесь живут знаки + и — Без этих знаков мы не сможем решить ни одного примера.
Игра-задача « Горелки».
Зайцы и белки играли в горелки.
На поляне сначала играли зайцы:
– сколько? 4 зайца.
Потом к ним прискакали 3 белки :
— какой знак поставим? +
— сколько стало играть зверушек? 7.
Получился пример: 4+3=7
Не смогли зайцы угнаться за белками, ведь те скачут по деревьям, а зайцы не умеют. Зайцы устали и убежали :
-какой знак поставим? — .
-сколько зайцев убежало? 4 .
-сколько осталось зверей? 3.
Получился пример: 7 — 4=3
Воспитатель: Правильно решили — получите медаль ( с обратной стороны буква Ц). Давайте вернемся к нашей карте, посмотрим, куда ведет стрелочка.
Пункт №7. А привела нас стрелочка в ЗООСАД. Здесь живут различные животные. В этом зоосаде цифры спрятались на животных. Хотите их поискать и помочь животным вернуться на свои места?
Игра «Цифровой зоопарк»
(на карточках изображены животные напоминающие различные цифры)
Воспитатель: Замечательно. Разобрались. Вот вам медалька за это( с обратной стороны буква Ы). Посмотрите: куда дальше ведет стрелочка? Правильно к началу нашего путешествия. А это значит, что наше путешествие подошло к концу.
Понравилось вам путешествовать? И мне тоже. Я хочу сказать вам всем большое спасибо за ваше старание, внимание и умение помогать друг другу. Как вы сегодня постарались, ответят вами заработанные медальки. Давайте перевернем одну за другой по порядку. Что здесь? Буквы. Кто прочтет, какое слово получилось? Правильно. МОЛОДЦЫ!