Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа»
муниципального образования города Ноябрьск
Урок математики по теме: «Распределительные свойства умножения» по УМК «Начальная школа 21 века»
4 класс
Здебская Маргарита Владимировна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №2 УИИЯ г. Ноябрьск
г. Ноябрьск
Урок математики.
Тема: «Распределительные свойства умножения»
Цель: формирование представлений о распределительных свойствах умножения относительно сложения и вычитания и их запись с помощью переменных.
Оборудование: карточки – помощницы, мультимедийный проектор, презентация, карточки с тестами
Ход урока:
I Организационный момент Ребята, вчера, в одном журнале я прочитала статью о великом русском учёном Михаиле Васильевиче Ломоносове, которому в этом году 19 ноября исполнилось 300 лет со Дня рождения. И вы знаете, какие ёмкие слова он сказал о математике. Я даже решила вынести их на слайд. Слайд 1.«Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит». | |||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||
— Объясните смысл высказывания. — выделите ключевые слова. Слайд 2, 3. Прочтите, в какие науки внёс вклад М.В.Ломоносов. | Объяснение смысла записи | ||||||||||||||||||||
Слайд 4, 5. Устный счёт проводится с целью развития и формирования прочных вычислительных навыков и умений, повышения у детей познавательного интереса к урокам математики.
| |||||||||||||||||||||
Давайте приводить наш ум в порядок. Посмотрите на слайд и решите логические задачи: — Масса индейки – 8 кг и ещё половина её собственной массы. Сколько весит индейка? — Когда сутки короче: зимой или летом? -1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.Что больше сумма этих чисел или их произведение? А теперь продолжим приводить ум в порядок с помощью примеров: 2500 + 60 + 8 12 х 4 100: 25 7 + 100 + 1000 100 х 5 72 : 3 9600 + 400 6 х 40 720 : 30 3 000 + 9 000 11 х 9 91 : 7 1 000 : 100 84 : 42 910 : 70 — С какой целью мы выполняли устный счёт?
|
12
одинаковые Сумма, так как при умножении на 0 получается 0.
| ||||||||||||||||||||
II Активизация знаний (который заканчивается постановкой детьми учебной задачи)
| |||||||||||||||||||||
— Посмотрите на равенства. Прежде чем мы с ними начнём работать повторим название компонентов при сложении и умножении. Слайд 6. — Распределите выражения в два столбика, по какому признаку мы это сделаем?
Сформулируйте переместительное свойство сложения, умножения; Сочетательное свойство относительно сложения, умножения.
— Зачем нужно знать свойства в математике? — Давайте выберем соответствующие таблички с переменными соединим их с названием свойств.
— Почему последнее выражение не вошло ни в один столбик? — Как нашли результат?
— Давайте выпишем его отдельно. Как по другому можно решить это выражение? Выполните у доски. — Может вы вспомните как это свойство называется в математике? |
(248 + 7309) + 96 = 248 + (7 309 + 96) – сочетательное свойство сложения 269 + 1050 = 1050 +269 – переместительное свойство сложения (105 х 2) х 3 =105 х (2 х 3) – сочетательное свойство относительно умножения 13 х 25 = 25 х 13 – переместительное свойство умножения. (90 + 25)х 4 = 460 (потому, что у него есть результат; потому, что записано только умножение сумы на число … )
Чтобы облегчить решение.
Сначала выполнили действие в скобках, затем умножение
Чтобы сумму двух чисел умножить на какое – нибудь число, можно каждое из них умножить на это число, а результаты сложить. Распределительное свойство умножения относительно сложения. | ||||||||||||||||||||
III. Первичное закрепление.
| |||||||||||||||||||||
-Используя распределительное свойство умножения относительно сложения, запишите выражения, равные данным. Взаимопроверка (Раздаётся карточка помощница слабым детям (85 +6) х5 = 85 х5 + 6 х 5 Цель: вспомнить правило умножения суммы на число. — Так как умножить сумму на число?
| (№379 с.89) (112 + 44) х3; (7 +4) х 132 (16 + 18) х 25; (36+ 24) х 9 Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют по образцу.
Чтобы умножить сумму двух чисел на какое – нибудь число, можно каждое слагаемое умножить на это число и сложить полученные результаты.
| ||||||||||||||||||||
IV. «Открытие детьми нового знания»
| |||||||||||||||||||||
— Найдите значение выражения двумя способами. Слайд 7. — В каком случае пользоваться при вычислении распределительным свойством неудобно? В каком случае распределительным свойством пользоваться неудобно?
Откройте учебник на с.90, з.381 Прочитайте выражения, с которым работают в лесной школе. — Как выполнял сложение Слон? -Как Мышь умножала разность чисел 90 и 25 на число 4?
Сравните вычисления. Чей способ лучше и почему?
Сформулируйте правило свойства умножения относительно вычитания.
С переменными мы уже работать умеем, заменим в этом выражении цифровую запись на буквенную. Кто желает выполнить это у доски?
— Что мы можем сказать о значении переменных, которые они могут принимать? Давайте коллективно обсудим. Для этого придадим переменным значения а=7, в=9, с=6 |
(№ 380 с.90) (50 +19) х 2 = 69х2=138 (50 +19) х 2 = 50х2 + 19х2=100 + 38 =138 (72 + 28) х 7 = 100х7=700 (72 + 28) х 7 = 72х7 + 28х7= 504 + 196 = 700
(72 + 28) х 7 = 72х7 + 28х7
(90 — 25) х 4=260 Слон 90 65 -25 х 4 65 260 Мышь (90 – 25) х 4 = 90 х 4 – 25 х4= 360 – 100 = 260
Способ лучше у Мышки, потому, что она использует устные вычисления, а Слон письменные.
Чтобы разность умножить на какое – нибудь число, можно умножить на это число уменьшаемое и вычитаемое и из первого произведения вычесть второе.
(а + в) х с = ас + вс
(а – в) х с (а + в) х с
Равенство, выражающее распределительное свойство умножения относительно сложения, верно при любых значениях переменных а, в и с; Если же умножается разность на число, то в запись свойства вводятся ограничения: исключаются случаи, когда в разности а – в число а меньше числа в. | ||||||||||||||||||||
V. Физкультминутка
| «Качания головой» упражнение стимулирует мыслительные процессы: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. (15 раз) «Ленивые восьмёрки» упражнение активизирует структуру мозга, улучшает память, повышает внимание: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Шапка для размышлений» упражнение для улучшения внимания, восприятия, речи: «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза. «Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох) «Отдых для глаз» упражнение укрепляют мышцы век, способствуют кровообращению: плотно закрыть и широко открыть глаза.
| ||||||||||||||||||||
VI .Закрепление.
| |||||||||||||||||||||
— Работаем с учебником с.91 №383 (по вариантам) — Выполним вычисления так, как это делала Мышка. — Давайте ещё раз проверим, выполняется ли у нас ограничение в разности а и в, а меньше?
Слайд 8 (Задания для сильных учащихся) | Объяснение инструкции к заданию. Запись выражения равного данному. (42 – 15) х 2= 42 х2 -15х2= 84-30=54 (31 – 8) х 5=31х5 – 8х5 = 155 – 40 =115 Да, выполняется. 42 больше 15 и 31 больше 8. (135 – 84) х 3 =135 х 3 – 84 х 3 1в. – 1 столбик, 2в. – 2 столбик Проверка по образцу.
| ||||||||||||||||||||
VII. Резерв. Самостоятельная работа. Решение задачи по заданному выбору представления решения.
| |||||||||||||||||||||
— Прочитайте задачу.
— Какие величины известны в задаче?
1ряд решает выражением; 2 ряд – по вопросам; 3 ряд – по действиям. Проверим по образцу
| №395 с.92 Группа туристов проплыла 2ч на плоту, проплывая каждый час 4 км, а затем прошла пешком 3ч, проходя каждый час 6 км. Найдите дину всего маршрута туристов.
4 х 2+6 х 3 1)Чему равен путь туристов на плоту?4х2=8 (км) 2)Чему равен путь туристов пешком? 6 х 3=18(км) 3)Чему равен весь путь?
| ||||||||||||||||||||
VIII. Закрепление. — Чему научились новому на уроке? — Еще раз сформулируем правила распределительного свойства относительно сложения и вычитания.
| |||||||||||||||||||||
— Проверим, как вы научились с помощью теста пользоваться распределительным свойством умножения относительно сложения и вычитания.
Ключ к проверке теста Проверяем взаимопроверкой:
Оценивание: 4 верных ответа – “5”; 3 верных ответа – “4”; 1 или 2 верных ответа- не оцениваются Поднятием рук проверяем количество положительных оценок, вывод.
Слайд 10. Посмотрите на слайд и поднимите руку у кого ни одной ошибки? У кого – одна ? | Тест 1. Какие из равенств являются распределительным свойством умножения?
2) Значение выражения.
3) Значение выражения.
4) В каком выражении удобно применять распределительное свойство умножения:
|
Литература:
1. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Математика: 4 класс: Методика обучения. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 192с. – (Начальная школа 21 века)
2. Журнал «Современный урок: начальная школа»№4 2010г статья Хромова Т.Н. «Нетрадиционные формы обучения на уроках математики» (по программе «Начальная школа 21 века») с.23
Интернет – источники для презентации:
http://mishutka.kiev.ua/product_images/x/img_4702__00072.jpg картинка пазл;
http ://www .peoples .ru /science /founder /lomonosov /news -lomonosov _200808191843590.jpg М. В. Ломоносов;
http ://d 1.dvinainform .ru /data /files /12/0f /00000f 12.jpg М. В. Ломоносов 1;
http://www.irtc.org/ftp/pub/stills/1997-06-30/number.jpg картинка с цифрами.