Технологическая карта урока математики на тему: «Решение уравнений с неизвестным вычитаемым» . Данный урок проходит в 3 классе в 1 четверти, в разделе «Числа от 1 до 100» «Сложение и вычитание». Технологическая карта разработана на основе УМК «Школа России» с учетом требований ФГОС.
При разработке технологической карты использована структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО. Содержание урока структурирована с учетом требований системно — деятельностного подхода с использованием ИКТ.
В приложении к проекту представлены : алгоритм решения уравнений, эталон для самопроверки, презентация к уроку.
Технологическая карта урока математики
Класс: 3
Тема: Решение уравнений с неизвестным вычитаемым
Тип урока: Комбинированный урок
Цель урока: способствовать развитию умений решать уравнения с неизвестным вычитаемым
Задачи: 1.Учить решать уравнения способом, основанным на связи между компонентами и результатом дейтвия вычитания;
2.Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи.
3.Способствовать воспитанию активности обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
— научатся решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого на основе взаимосвязи чисел при вычитании, объяснять решение уравнений, пользуясь изученной математической терминологией, выполнять проверку.
-совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи
-закреплять приемы письменного сложения и вычитания, сравнивать именованные числа
Метапредметные : овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: будут понимать значение математических знаний в собственной жизни, освоют позитивный стиль общения со сверстниками
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы: учебник «Математика» 3 класс, эл.приложение к учебнику Моро.М.И., рабочая программа, рабочая тетрадь 1 часть,стр.7.презентация,алгоритм решения уравнений, карточки
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Основные понятия и термины: неизвестное вычитаемое
Этапы урока и вид деятельности |
Ресурсы |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Содержание учебного материала |
Формирование универсальных учебных действий | |||||||||||
1 | I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Тетради, учебник, ручка
| Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | 1.Приветствие учащихся. 2. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на учебную деятельность. 3.Хоровое чтение стихотворения Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Будем правильно считать | К – планируют учебное сотрудничество Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | ||||||||||
2 | II.Актуализация знаний 1.Проверка домашнего задания.
2.Целеполагание.
3.Устный счет
| Тетради
учебник с.9
на полях стр.9
| Показывают выполненную домашнюю работу.
Формулируют тему
Решают занимательные рамки
Находят ошибки в примерах, делают вывод.
Сравнивают уравнения, используют термины: неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое.
Читают,определяют границы своего знания и незнания с помощью шкалы ||| | Фронтальная, индивидуальная
Работа в паре | Проверка наличия домашней работы
Работа на с. 9 учебника, определение темы и цели урока.
1.Решение занимательных рамок.
2.Игра «Найди ошибку». Заранее записывает на доске 6 примеров: 80 + 17 = 97 65 + 12 = 77 18 + 9 = 27 45 + 5 = 50 73 + 7 = 80 7 + 51 = 58 – Как проверяли? Вывод: Можно было из суммы вычесть одно слагаемое,
3.Сравнение уравнений: х-20=31 и 51-х=31 Вывод: будем решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого
| П – осуществляют ческие средства; Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются | ||||||||||
3
4 | III. Изучение нового материала 1.Сравнение взаимо-связанных примеров.
2.Решение уравнений.
Физкультминутка | Учебник стр.9
Алгоритм решения уравнений учебник стр.9
презентация | Решают примеры №1 8-6=2 8-2=6 Делают предположение, что связь между компонентами и результатом действия вычитания можно использовать для проверки вычислений и для решения уравнений. Вспоминают алгоритм решения уравнений. Решают примеры с комментированием: неизвестно вычитаемое, уменьшаемое 36,значение разности 20.Чтобы найти неизвестное вычитаемое,надо из уменьшаемого вычесть значение разности:х=16.Проверяем:вместо х подставляем 16,36-16=20-верное равенство,можно сделать вывод,что уравнение решили верно и т.д
Выполняют движения физкультминутки | Индивидуальная,фронтальная | 1.Решение примеров №1 2.Проговаривание терминов: уменьшае- мое, вычитаемое,раз ность. Объяснение значение данных терминов Вывод: если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.
1.Решение уравнений №2,3 2.Взаимопроверка
| Л – осознают свои возможности в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Р – ориентируются в учебнике; П- извлекают необходимую информацию | ||||||||||
5 | IV. Обобщение и систематизация знаний и умений. 1.Решение задач.
2.Самостоятельная
3. Работа по карточкам. | Учебник стр.9
Карточки с уравнениями | Решают составную задачу.
Решают задачу:устанавливают зависимость между данными,представлен-ными в задаче,и искомым,отражают её в моделях,выбирают и объясняют арифметические действия для решения задачи.Решают задачу разными способами.
Сравнивают именованные числа. Действуют по самостоятельно составленному плану, сверяют с эталоном, исправляют ошибки, оценивают свою работу.
Находят уравнения ,которые решаются вычитанием, записывают ответы
| Фронтальная, индивидуальная | 1.Решение задачи №6 Самостоятельное составление условий задачи и решение. ) 16 – 6 = 10 (г.) – 2) 16 + 10 = 26 (г.) – Ответ: 26 грибов нашли мальчики.
2.Решение задачи №7 Решить эту задачу можно тремя I способ: 1) 32 + 40 = 72 (к.) – было всего. 2) 72 – 20 = 52 (к.) – осталось. II способ: 1) 32 – 20 = 12 (к.) – осталось на первой полке. 2) 40 + 12 = 52 (к.) – осталось всего. III способ: 1) 40 – 20 = 20 (к.) – осталось на второй полке. 2) 32 + 40 = 52 (к.) – осталось всего. Ответ: 52 книги осталось.
Выполнение заданий № 4–5
Выполнение задания по карточкам
| П – осуществляют Р – осуществляют контроль, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; используют критерии для обоснования своего суждения. Л-осуществляют смыслообразование | ||||||||||
6 | V.Итоги урока. Рефлексия деятель- 1.Обобщение полученных на уроке 2.Заключительная беседа. 3.Выставление оценок
|
| Отвечают на вопросы Уважительно ведут диалог с товарищами и учителем. Признают свои ошибки, озвучивают их, соглашаются, если на ошибки указывают другие
| Фронтальная, индивидуальная | 1.Ответы на вопросы учителя 2.Беседа 3.Оценивание работы самих учащихся с использованием шкалы. | | |
Выставление оценок | П – ориентируются в своей системе Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | ||||||||||
7 | VI. Домашнее задание | Учебник, с. 9, № 8, задание на полях: начерти и раскрась | Задают уточняющие | Фронтальная, индивидуальная | Инструктаж по выполнению домашнего задания. Рекомендация по выполнению домашнего задания : использовать электронное приложение для повторения материала | Р – принимают |
Литература
1.ФГОС НОО.
2. М.И.Моро. и др. Математика. Программа: 1-4 классы.
3.Рабочая программа учителя, работающего по УМК «Школа России».
4. Поурочная разработка по математике.3 класс М. «ВАКО». 2013
5.Начальная школа.Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности.С.П.Казачкова.М.С.Умнова.-3-е изд.,стереотип.-М.:Планета,2014.-256 с.
6.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.Пособие для учителя.Под редакцией А.Г.Асмолова.Москва «Просвещение»,2014
7.Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов.Репкина Г.В.,Е.В.Заика.-Томск,2003.
Приложение к уроку
Алгоритм решения уравнений
1.Смотрю на знак арифметического действия.
2.Найду части и целое.
3.Определю, что известно: целое или часть.
4.Применю правило.
5.Произведу вычисления.
6.Сделаю проверку.
Эталон для самопроверки на новый способ действия:
8 – х = 3 а – х = b
х = 8 – 3 х = а — b
х = 5
Ответ: х = 5
Эталон для самопроверки на новый способ действия:
9 – х = 8 а – х = b
х = 9 – 8 х = а — b
х = 1
Ответ: х = 1