1001 идея интересного занятия с детьми
САМ СЕБЕ ХОЗЯИН
Молявчик Альбина Алексеевна, МКУ Каменская ООШ, учитель, Иркутская область
Предмет (направленность): математика.
Возраст детей: 5 класс.
Место проведения: класс.
Цели урока:
Обучающая: Повторить материал по теме «Формулы» и показать роль математики в жизненных ситуациях.
Развивающая: Через организацию игровой ситуации дать почувствовать ребенку роль родителей в семье
Воспитательная: воспитывать уважение к трудовым обязанностям старшего поколения
Оборудование: Карточки ведения подсчетов; Карточки с таблицами; из бумаги шапочки с надписями профессии: Землемер, Закройщик, Продавец, Директор школы, почтовые бланки телеграмм; Плакаты на доску или слайды презентации (Формула для телеграммы; Схема огорода; Список продуктов и их цены); Налоговые квитанции;
Учитель: Что бы в жизни преуспеть
Математика нужна.
Сеять хлеб, на Марс лететь-
Жизнь без чисел так сложна.
— Ребята, на сегодняшний урок вы становитесь хозяевами в своем доме.
(Разбивает класс на семьи по пять человек). В каждой семье нужно выбрать главу, который будет распределять обязанности, и контролировать доходы и расходы. Нам будут помогать ребята из старших классов, которые выступят в разных ролях: Почтальон, Налоговый инспектор, Землемер, Закройщик, Продавец, Директор школы, Эксперты. (Для каждого сделаны шапочки.)
С чего начнем вести хозяйство? Нужно заработать деньги. Для этого давайте составим смету работ для ремонта нашего класса. Вся сумма денег, требуемая для этих работ, останется в вашем распоряжении, т.е. будет считаться заработанной. (Выдаются таблицы).
Образец:
Размеры | Площадь | Расценки | Общая стоимость | |
Покраска пола и потолка | 12м ҳ 9м |
| 1м2 – 430 руб. |
|
Эксперты проверяют правильность подсчета: за каждую ошибку — штраф 500 рублей, за скорость выполнения работы – премия 1000 рублей.)
-На столе у каждой семьи лежит карта расходов и доходов. Внесите в графу «Доходы» заработанную сумму.
Входит почтальон: Здравствуйте, ребята. Я почтовый работник. Сейчас я даю вам бланки телеграмм, напишите отчет родителям об удачно проведенной операции, не забудьте указать их адрес. Текст должен быть понятный и лаконичный. Каждое слово стоит ____ рублей, телеграфный сбор ____ рублей. Посчитайте стоимость телеграммы.(вывешивает формулу А = хn + у А – стоимость телеграммы n – количество слов, х- стоимость слова, у- телеграфный сбор ).
— Я передаю ваши бланки экспертам, пусть они оценят правильность подсчета. Вы внесете полученную сумму в графу «Расходы».
Входит землемер: Здравствуйте, ребята. Я измерял ваш огород, имеющий прямоугольную форму. Вот план (вывешивает и раздает каждому). Ширину измерил, а вот длину не могу измерить, так как разлилась большая лужа. В справке сказано, что периметр забора, окружающей огород, 42 метра. Прошу вас высчитать длину вашего огорода. За правильный ответ –премия 500 рублей.
Р=42 м
6м
Входит налоговый инспектор: Здравствуйте, ребята. Я налоговый инспектор. Прошу заплатить налог на землю. Для этого вычислите площадь вашего огорода и уплатите налог за каждый кв.метр ___ рублей. Прошу подсчитать и уплатить налог. (Выдает квитанции)
— Внесите уплаченный налог в графу «Расходы».
Входит закройщик: Здравствуйте. Ребята, нужна ваша помощь и у вас есть возможность заработать. К нам поступил срочный заказ на пошив комплектов постельного белья. Нужно рассчитать, сколько комплектов мы можем пошить из 210 метров ткани. В один комплект входит: одна простыня (2м 20см), пододеяльник (4м 40см), две наволочки (по1м 50см). прошу подсчитать. Оплата – 750 рублей за работу.
— Внеся полученные деньги в графу «Расходы» подсчитайте сколько денег у вас накопилось.
Учитель: Теперь составьте меню на 5 человек и список продуктов, которые нужно закупить.
Входит продавец: Здравствуйте, ребята. Я представляю вам список продуктов, имеющиеся у нас в наличии, и их цены. Запишите, какие продукты вы закупаете, и подсчитайте на какую сумму. Сумму внесите в графу «Расходы».
Учитель:— Ну, вот и закончился наша игра Сам себе хозяин. Пока эксперты подводят итоги, мы поделимся впечатлениями.
Раздается звонок телефона.
(поют на мелодию «Все хорошо, прекрасная маркиза»)
Старшеклассник (в роли директора школы)
Алло, алло, ну как успехи ваши?
Как заработать вы смогли?
Хозяевами стали ли без старших?
И ни кого не подвели ль?
Ребята: Все хорошо, родной ты наш директор,
Успехи наши хороши.
Мы охватили весь рабочий спектр
И потрудились от души.
Старшеклассник: Алло, алло, подробней расскажите:
Как реагировал народ?
А лучше все на «видик» запишите
И пусть учитель нам пришлет.
Ребята (попеременно)
Ну, значит, дело было так,
Эй, запишите на «видак».
Вначале денег мы срубили
И телеграммы всем отбили,
Потом мы лужу измеряли,
И все налоги подсчитали,
И оказалось денег мало,
Но тут работа перепала.
И мы бельишко измеряли,
Еще деньжат подсобирали.
Потом на рынок мы пошли,
Купили все, что там нашли.
Теперь мы знаем, как прожить,
И можно в школу не ходить.
Все: Алло, алло, любимый наш директор,
Все хорошо, все хорошо!
Все хорошо, все хорошо!
Учитель подводит итоги, благодарит участников и гостей.
Слово экспертам, оценки.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Урок полностью придуман и разработан мною: Молявчик А.А.