Интегрированный урок (математика + экология) в 5-м классе по теме «Школьные экологические проблемы на уроке математики»
Цели:
-
математика: научить применять знания на практике и действовать в нестандартной ситуации.
-
экология: видение и понимание экологических проблем местности, и нахождение путей решения этих проблем.
Задачи:
обучения:
-
повторить все действия с натуральными числами, единицы измерения площади и массы;
-
применить знания при решении задач экологического содержания;
-
познакомить учащихся с экологическими проблемами местности.
развития:
-
продолжить формирование навыков работы с компьютером, умения анализировать, размышлять, делать выводы;
-
развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации.
воспитания:
-
воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру, прививать любовь к малой Родине.
Тип урока: урок повторения.
Метод обучения:
-
беседа,
-
рассказ (словесный),
-
решение задач (практический),
-
проблемный метод,
-
исследовательский метод.
Форма обучения:
-
фронтальная работа;
-
групповая (парная);
-
индивидуальная (самостоятельная) работа.
Средства обучения: локальная сеть + программа Microsoft Office Power Point + Интернет
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Мы сегодня собрались для того, чтобы расширить круг своих знаний и посмотреть на учебные предметы с иной точки зрения, чтобы пообщаться друг с другом.
Учитель: Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты, “Леса учат человека понимать прекрасное” – эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы На весь тираж в 50 000 экземпляров требуется 91392*50000=4569600000кв.см=456960кв.м=460000 кв.м= 46га леса
Учитель: Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу? (прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового)
Учитель математики: Домашним заданием одной из групп ребят было такое задание: по электронной почте связаться со школами района и задать вопрос: сколько учеников обучается в их школе. Результаты их поиска приведены в таблице Школа района Количество учащихся E-mail МОК №2 1436
Г. им. А.П.Киселёва 1215
МБОУ лицей №5 1066
МБОУ гимн. №3 1400
МБОУ гимн. №6 670
МБОУ СОШ №4 536
МБОУ СОШ №70 450
МБОУ СОШ №72 785
МБОУ СОШ №73 1405
МБОУ СОШ №55 1100
МБОУ СОШ №81 560
ИТОГО 10623
Кроме того, другая группа учеников проводила мини-исследование такого плана: они прошлись после уроков по школе и собрали весь бумажный мусор, взвесили его и получили результат, что за день школьники выбрасывают 1680г бумаги. Продолжим их исследование. Задача 2 Сколько в нашей школе остается бумаги на столах за день после уроков? Сколько за 210 учебных дней? 210*1680=352800г Сколько всего школ в нашем районе? (11 ) Сколько детей в этих школах? (10623чел) Сколько бумаги приходится в день на одного ученика? 1680:560=3г Прикинуть сколько может быть оставлено бумаги в школах района? 10623*3= 31869г
Решение. На столах после уроков остается 1680 г бумаги, в нашей школе 560 учеников. Значит, на одного ученика приходится 1680 : 560 = 3 г бумаги. Зная, что в районе 10623 ученика, посчитаем сколько бумаги выбросят в мусор за один день по всем школам 10623*3=31869г В учебном году 210 учебных дней, за это время потратят 31869*210=6692490г=6т692кг490г В нашей стране за год производится 6млн т.бумаги. Учитель: Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Учитель математики: Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они “работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли. Еще одна группа учеников в качестве домашнего задания должна была ответить на такие вопросы: 1. Какова площадь школьного участка? 2. Какую площадь занимают деревья? 3. Сколько детей обучается в школе? Продолжим их исследование. Ответим на следующий вопрос. 4. Сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на одного ученика? Решение. Общая площадь участка 24161м2. Деревьями и кустарниками засажено 1680 м2. В нашей школе обучается 560 человек, значит, на одного ученика приходится 1680 : 560 =3 м2 насаждений. Учитель экологии (показ презентации в виде слайд-шоу): Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого российского человека приложение 2> Итог урока: просмотр фильма. Выставление оценок за работу на уроке и за выполнение творческих заданий. Домашнее задание: Математика: составить задачу экологического содержания, используя материал СМИ, средства Интернет( провести исследование по вычислению площади зеленых насаждений на одного члена семьи в частном секторе и во дворах многоэтажных домов)