Тема: Сложение и вычитание числа 7. Решение задач.
Тип урока: Урок-сказка («Теремок»).
Цель: познакомить с приёмами сложения и вычитания числа 7; закрепить изученные приемы сложения и вычитания в пределах 10, умение решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, умение ориентироваться в геометрических фигурах; развивать познавательную активность учащихся, воображение, память, мышление, математическую речь; воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, взаимоподдержку, самоконтроль.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация, учебник, тетрадь.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
В сказку за наукой сегодня пойдем
Смекалку, фантазию с собою возьмем,
Дорогой с пути никуда не свернем.
ΙΙ. Актуализация знаний учащихся.
Настроим себя на математический лад, проверим вашу готовность к уроку:
— Какими предметы бывают по форме? (одинаковые и разные)
— Какими бывают предметы по размеру? (большие, маленькие, одинаковые)
— Назовите виды линий? (кривые прямые)
— Какими бывают кривые, ломаные линии? (замкнутыми и незамкнутыми линиями)
— Как называются линии, которые встречаются? (пересекающиеся)
— Как называются линии, которые никогда не пересекаются? (параллельные линии)
— Что такое отрезок? (часть прямой, у которой есть концы)
— Фигура, у которой все стороны равны? (квадрат)
— С помощью какого знака мы показываем, что предметов стало больше? (плюс) Меньше? (минус)
— Как называются числа, которые записываются одной цифрой? (однозначные числа). Двумя цифрами? (двузначные числа).
— 10 единиц составляют? (один десяток)
— Пара это сколько? (два)
— Как называются компоненты чисел при сложении? (первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, значение суммы)
— Как называются компоненты чисел при вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности)
ӀΙI. Изучение нового материала.
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
А стоит он на улице Полевая, 7 (слайд 2)
— Почему название записано с большой буквы? А какой номер дома? (Название улицы пишу с большой буквы, номер дома семь.)
Устный счет.
— А чтоб попасть в теремок, нужно повторить состав числа 7. (слайд 3)
(Состоит из: 6 и 1; 4 и 3; 5 и 2; 3 и 4; 2 и 5)
— Вдруг по полю мышка бежала и теремок увидала. (слайд 4)
А по дороге мышка училась считать
И примеры составлять,
Будем вместе с ней играть-
Вычитать и примеры все решать.
Дети составляют примеры и решают их. (Например: 4+3=7; 3+5=8;7-2=5)
Что ж, вы мышке помогли.
Мышка в терем убежала,
Гостей позвать к нам обещала.
— Вот по полю лягушка идёт, (слайд 5)
И с собою вам задание несёт.
Ой, ребята, помогите –
Вы таблицу изучите. (слайд 6-11)
1+7=8 8-7=1
2+7=9 9-7=2
3+7=10 10-7=3
— Лягушка работой осталась довольна.
И в тереме с мышкой живётся привольно.
ΙV. Первичное закрепление материала.
Как вдруг к теремочку
Прискакал заинька,
Заинька – попрыгаинька. (слайд 12)
«Ребята, в теремочке жить хочу,
Но бесцветным быть я не хочу.
Вы раскрасьте меня
Буду благодарен вам я! (слайд 13-22)
— Ребята, давайте отдохнем немножко, и глазками посмотрим, как же умеет прыгать наш заинька (слайд 23 – зарядка для глаз)
— А это кто еще идет? Отгадайте ребус. (слайд 24)
Посмотрите, волк идёт, (слайд 25)
И задание несет.
— «Что такое? Почему?
Ничего я не пойму?
Вы, ребята, помогите,
Знаки правильно найдите
И в примеры запишите» (слайд 26)
(дети вставляют знаки +/-, чтобы ответ был правильный). Проверка.
— Что такое? Что за чудо?
Лисица к нам идёт. Откуда? (слайд 27)
«Ой, беда, беда, беда
Затрудненья как всегда.
Я задачу не решила
И чуть два не получила.
Помогите, вас прошу я,
Может 5 и получу я»
— А давайте сначала лисичку развеселим и немного отдохнем.
Физкультминутка (слайд 28)
— Посмотрите, ребята, оказывается, нашу лисичку на чай пригласили, а она не может решить, сколько заварки чая нужно заварить. (Слайд 29)
Задача:
Самовар – 10 л.
Заварник — ?, на 7 л меньше
10-7=3(л)
Ответ: 3 литра.
Повторение порядка решения задачи, запись в тетрадь и на доске, проверка. (слайд 30-31)
Появился мишка – медведь
И как начал, как начал реветь: (слайд 32)
И полез, конечно, в дом.
Развалился теремок,
и заплакал весь народ,
Где же жить теперь мы будем?
— Давайте поможем зверятам построить новый теремок. (слайд 33)
— А какие фигуры нам помогли его построить? (треугольник, квадрат, прямоугольник)
— Что вы знаете об этих фигурах?
— Молодцы!
V. Итог урока.
— В какой сказке побывали?
— Какие герои нам встретились?
— Какие задания они приготовили нам для повторения?
Мы сегодня вычитали,
Мы сегодня прибавляли,
И задачки мы решили,
Все сумели! Все смогли!
Мы сегодня МОЛОДЦЫ!
Домашнее задание: с.132 №2 — выучить таблицу, № 3, 4 – решить любую задачу на выбор.
Оценивание учащихся. (слайд 34)