Урок математики. 1 класс
Тема: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +6»
Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)
Цели деятельности учителя: рассмотреть случаи сложения 9+6, 8+6, 7+6, 6+6; провести работу,
направленную на запоминание состава чисел 11 и 12; развивать умение решать составные задачи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями)
Научатся: моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы, выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20;
Получат возможность научиться: моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц:
Метапредметные (компоненты культурно-компетентного опыта, приобретенная компетентность).
Познавательные — развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Коммуникативные — активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Регулятивные — определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, умения контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, репродуктивный; сочетание фронтальной, индивидуальной, парной работы
Образовательные ресурсы: Учебник «Математика» 1 класс, М.И.Моро, С.И.Волкова, М. Просвещение, 2012
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | |
1.Самоопределение к учебной деятельности | Создать условия возникновения у учащихся внутренней потребности и включения в учебную деятельность | Долгожданный дан звонок- Начинается урок. Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте. Постарайтесь все понять И внимательно считать!
-Ребята, у каждого из вас на столе лежит рисунок цветка, но лепестки его не раскрашены. На нем вы будете цветом отмечать вашу работу на уроке. Если у вас все будет получаться при выполнении задания, то лепесток закрасьте красным цветом, если будут затруднения — зеленым, не смогли справиться – синим.
Пожелаем удачи друг другу и пусть девизом сегодняшнего урока будут такие слова. Давайте прочитаем их хором:
«Мы ошибок не боимся, вместе мы исправим их».
— С чего мы должны начать нашу работу?
|
Дети читают хором девиз сегодняшнего урока.
С повторения необходимых знаний
|
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Актуализировать знания, достаточные для построения нового знания, фиксация затруднений в выполнении действий. | -А кто ответит, что значит учиться?
— Итак, для начала я предлагаю вам потренироваться в счете и отправиться на рыбалку.
Игра «Рыбалка» -Соедините каждую рыбку с ведерком, в которое её поймали.
(если дети допускали ошибки, то необходимо спросить, почему допускались и сделать вывод) | Мы должны понять, что мы ещё не знаем и попытаться открыть новые знания
Дети выходят к доске и кладут рыбу в нужное ведерко.
Ответ детей: «Чтобы не допускать ошибок, нужно повторять состав чисел» |
|
| -Что нам помогло хорошо справиться с первым заданием?
-А теперь попробуйте выполнить следующее задание
Работа над задачами.
Учитель читает задачу, а учащиеся показывают карточку со знаком действия, которым эта задача решается.
На склад привезли 8 мешков картофеля, а моркови – на 4 мешка больше. Сколько мешков моркови привезли на склад?
Осенью на новой улице посадили 17 лип, а рябин – на 10 меньше. Сколько посадили рябин?
С первого куста сняли 16 помидоров, а со второго – 6. На сколько помидоров сняли со второго куста, чем с первого?
Миша поймал несколько рыбок. Когда мама взяла на уху 6 рыбок, у него осталось 10 рыбок. Сколько рыбок поймал Миша?
Логическая разминка (работа по учебнику) «Занимательные рамки» (с.69).
-А сейчас работать будем по рядам в парах. На с.69. учебника занимательные рамки. Каждому ряду достается своя рамка. Карандашом заполнить пропуски, работая в паре. — Кто может сам справиться? — Кому нужна моя помощь? Проверяя результат, если пара справилась, нужно пожать друг другу руку.
Что мы с вами повторили?
— Я вас попрошу закрасить первый лепесток у цветка и оценить свою работу и знания. (1)
Чему мы научились на прошлых уроках?
— Посмотрите на доску. На доске карточки с примерами. Вам необходимо распределить их в два столбика.
2 + 4 6 + 3 3 + 4 7 + 2
7 + 4 9 + 2 6 + 6 9 + 9
Обсудите свои варианты в парах. Обоснуйте ответ. — Чем похожи примеры?
— Почему распределили именно так? | -Знание состава чисел.
Дети отвечают, что повторили состав чисел 10, 12, 9.
Дети закрашивают у цветка первый лепесток.
Мы уже умеем +2, 3, 4, 5.
Все примеры на сложение. В левом столбике примеры на сложение до 10, в правом – в ответе будет больше 10.
|
3.Фиксация затруднений в пробном действии, выявление места и причины затруднения | Фиксация затруднений в пробном действии | — Какие примеры вы можете легко решить из правого столбика? Объясните.
— А остальные?
— Какая же проблема возникла в ходе выполнения задания?
Подошло время закрасить второй лепесток и оценить свою работу и знания (2)
| 7 + 4 9 + 2
Решить трудно
Не умеем решать выражения, где нужно + 6 |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Сформулировать цель урока, построить план достижения цели | — Кто догадался, какая тема урока?
| Прибавление к числу 6 |
5.Реализация построенного проекта | Построение модели исходной проблемной ситуации |
Работа со счетным материалом (один ученик у доски, а остальные за партами, работа в парах)
— Положите 7 красных и 6 синих квадратов. — Сколько синих квадратов? (7.) — Сколько надо прибавить к ним красных квадратов? (6.) — Как будем прибавлять 6? (По частям) — Сколько надо прибавить сначала? (3.) — Почему? (В верхнем ряду до 10 не хватает 3 квадратов.) — Значит, на какие части разложим число 6? (На 3 и 3.) — Почему? (6 – это 3 и 3.) — Сколько прибавим сначала? (3.) — Сколько получилось? (10.) — Сколько прибавим потом? (Ещё 3.) — Сколько получилось? (13.)
— У кого есть ошибки? — Проверьте с работой у доски, сделайте вывод. — Кто выполнил без ошибок?
Молодцы! Мы прошли еще один этап урока и вы можете закрасить еще один лепесток (3)
|
|
6. Открытие нового знания |
|
Работа по учебнику (с.69.)
— Рассмотрите рисунок на с.69. Давайте объясним, как к 9 будем прибавлять 6 (По аналогии разбираются остальные примеры.)
— Посмотрите на примеры в рамочке. — Чем похожи эти равенства?
— Как изменяется первое слагаемое? — Как изменяется сумма при уменьшении первого слагаемого?
Запись в тетрадях числа и классной работы.
№1 закрепление (по вариантам) Два ученика работают у доски. Проверка.
— Справились еще с одним заданием и можем закрасить еще один лепесток (4)
Физкультминутка Бросается мяч и говорится пример. Учащиеся ловят мяч и говорят ответ примера
|
Учащиеся объясняют способ прибавления к 9 6 (работают с карандашом)
Второе слагаемое равно 6. Уменьшается на 1. Тоже уменьшается на 1
|
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону
8.Включение в систему знаний и повторение
9. Рефлексия учебной деятельности | Самостоятельное выполнение задания, самопроверка выявление и корректировка возможных ошибок
Выявление границ применимости нового знания
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация |
Работа по учебнику
№2 (с.69.)
— Прочитайте задачу. — Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? — Что узнаем сначала? — Что узнаем потом? — Какое краткое условие поможет нам решить задачу?
Запись задачи на доске учеником, остальные самостоятельно записывают в тетрадь.
№3. разбор задачи, самостоятельная запись
№5. Прочитайте задание — Что мы должны вспомнить, чтобы начертить первый отрезок? -Начертите первый отрезок. -Начертите второй отрезок. -Что должны сделать, чтобы сравнить 2 отрезка?
Работа в тетради на печатной основе
Учащиеся закрашивают последний лепесток (5)
— Ваши цветочки – это ваши успехи, подарите цветочки своим родителям как память о сегодняшнем уроке.
|
Мы не знаем, сколько груш
Учащиеся выбирают нужную краткую запись
Мы должны вспомнить, что в 1 дм =10 см
Из большего отрезка вычесть меньший |