МБОУ СОШ № 30 с УИПОО « Физическая культура» учитель высшей категории Плющева Нина Ивановна
Технологическая карта урока
Тема:Величина. Длина. Единицы измерения длины.
математика | |
Класс | 1а |
Тип урока | урок открытия нового знания
|
Технология построения урока | проблемно-диалогическая
|
Тема | Величина. Длина. Единицы измерения длины. |
Цель | создание условий для овладения обучающимися знаниями о величинах, длине, единицах измерения длины, способах измерения величины
|
Основные термины, понятия | величина, длина, мера, единицы измерения длины, сантиметр, отрезок, линейка |
Предметные умения — иметь представление о понятиях «величина», «длина»; — уметь измерять длину отрезка разными способами (на глаз, наложением); — уметь измерять длину отрезка мерами; — уметь измерять длину отрезка при помощи линейки; — знать единицу измерения длины — см; — уметь строить в тетради отрезок заданной длины; — уметь выполнять сравнение, сложение и вычитание именованных чисел.
| Личностные УУД: — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; — определять общие для всех правила поведения ; — определять правила работы в группах; — оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: — определять и формулировать цель деятельности на уроке; — проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; — высказывать свое предположение на основе учебного материала; — отличать верно выполненное задание от неверного; — осуществлять самоконтроль; — совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: — ориентироваться в учебнике, тетради; — ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); — находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; — проводить анализ учебного материала; — проводить классификацию, указывая на основание классификации; — проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Групповая Работа в парах Индивидуальная
|
Книгопечатная продукция В.Н. РудницкаяМатематика. 1 класс. Часть 1 Технические средства обучения Компьютер Медиапроектор
|
Дидактические задачи этапов урока
Дидактические задачи | |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Технология изучения
Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Организационный |
Метапредметные (УУД):
регулятивные: -осуществлять самоконтроль; — овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; — владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
— Сегодня у нас очередной урок математики, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки. Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. — Почему это важно? |
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места» |
|
|
|
аааактуали
Предметные:
— правильно называть геометрические фигуры;
— правильно называть цвет фигуры, ее форму, размер.
Метапредметные (УУД):
познавательные:
— выполнять классификацию;
— обосновывать основание для классификации;
— выполнять анализ;
регулятивные:
— осуществлять самоконтроль;
— овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
— владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Рассмотрите фигуры.
— Какое задание вы бы выполнили с этим рядом фигур?
— Выполните задания, которые вы предложили.
— Могу ли я утверждать, что фигур синего цвета > фигур желтого цвета?
— Какие из знакомых вам свойств предметов вы можете сравнить с помощью знаков > < = ?
Обучающиеся предлагают назвать данные фигуры, распределить их на группы по цвету, форме, размеру.
— Размер
Предметные: — выполнять изменения свойства фигуры в зависимости от указанного признака.
Метапредметные (УУД): познавательные: —ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: —точно и полно выражать свои мысли
|
— Как вы думаете, существуют ли еще свойства предметов, которые вы можете сравнить с помощью этих знаков?
Работа в группах
Каждой группе я предлагаю выбрать фигуру из ряда, с которым вы работали в начале урока. На обратной стороне фигуры записана буква, указывающая на свойство, которое необходимо изменить: цвет, форму, размер. Выполняя эти изменения, вы получаете цепочку из фигур и составляете слово. К каждой фигуре прикреплена карточка с буквой. Получившееся слово записываете на доске.
1 группа выбирает фигуру, стоящую 1-ой справа. ф р ц, ф,р
2 группа выбирает 2-ю слева фигуру. ц ф р ц,ф
3 группа выбирает фигуру, стоящую перед желтым квадратом. Р ц ф ф,р |
Обучающиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с незнанием этих свойств.
Обучающиеся выполняют задание. Получают слово «длина». |
Личностные: — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).
Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; — под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; — определять последовательность действий на уроке.
|
— Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? — Слышали ли вы это слово? — Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, что такое длина?
— Надо ли вам узнать, что такое длина? — По какому плану будете работать?
1. Что такое «длина». 2. Можно ли сравнить длины. 3. Как измерить длину. 4. Каковы единицы измерения длины.
— Для чего все это вам нужно знать?
|
— Что такое длина.
— Да Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на неточность высказываний.
— Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи. Задачи фиксируются. | |
Открытие нового знания |
Предметные: — знать отличительные особенности прямой линии, луча, отрезка; — владеть двумя способами сравнения длин отрезков: на глаз, наложением; — владеть сравнением длин отрезков при помощи выбранной меры; — знать общепринятую единицу измерение длины — см; — уметь измерять длину отрезка при помощи линейки; — уметь строить в тетради отрезок заданной длины. |
1. Выдвижение гипотезы. — Какие у вас есть предположения, мысли? — Подумайте, у каких предметов вы можете измерить длину? — А у каких геометрических фигур?
— Докажите, почему. |
— Отрезок.
Обучающиеся объясняют свой ответ тем, что только у отрезка есть и начало, и конец. |
Личностные: — определять общие для всех правила поведения ; — определять правила работы в группах; — оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).
Метапредметные (УУД) регулятивные: — работать по плану; — выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; — отличать верно выполненное задание от неверного; — осуществлять самоконтроль; познавательные: — ориентироваться в учебнике; — ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); — овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; — уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; коммуникативные: — слушать и понимать речь других; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; — владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
| — Сравните длины этих полосок.
— Длина какой полоски больше, меньше. — Какой способ сравнения длин вы использовали, чтобы ответить на вопрос? — Сравните длины этих отрезков. Отрезки изображены на доске.
а
с к б
— Длина какого отрезка больше, меньше? (а<б, б>а) — Какой способ сравнения вы использовали? — Я вам предлагаю, используя этот же способ, сравнить длины отрезков с и к. —Попробуйте применить второй способ: наложение.
— Как же вам сравнить длины этих отрезков, если ни один из известных способов не подходит?
— Выполните измерение.
— Можете ли вы теперь выполнить сравнение длин отрезков? — Почему это стало возможным?
— Я тоже решила измерить длину отрезка к желтой мерой. Я записала: с=4з к=2ж с>к — Согласны ли вы с моими рассуждениями? Почему?
— Можно ли сравнивать длины отрезков, измеренных разными мерами?
— На какие из поставленных учебных задач вам уже удалось найти ответ?
Вы пришли к выводу, что нельзя измерять длину разными мерами. Люди издавна искали единую меру для измерения длины: шаг, локоть, палец. — Как вы думаете, точны ли эти единицы измерения длины? Почему? Попробуйте измерить длину класса шагами учителя и ученика. Сделайте вывод.
— Как вы думаете, существует ли самая точная единица измерения длины? — Может быть кто-то из вас ее уже знает или слышал о ней?
— Как вам проверить свои предположения? Где вы можете получить ответ на этот вопрос? — Самой точной единой единицей измерения длины стал 1 см. 2. Формулирование правила -Что вы узнали о длине?
— На каком инструменте вы можете увидеть см? — Значит, при помощи какого инструмента вы будете измерять длину отрезка? Попробуйте рассказать, как правильно измерить длину отрезка при помощи линейки. 3. Первичное закрепление. Работа по учебнику с.52-53 Пропись по теме урока (урок21) Какая из учебных задач так и осталась не решена? Работа в группах Измерьте длину отрезка и положите обратной стороной на нужный прямоугольник. (Отрезки начерчены на карточках).
Получилось ли у вас слово? Попробуйте объединиться с рядом сидящей группой. Что такое величина? Почему длина является величиной?
|
Обучающиеся высказывают мысль о том, что использовали два способа сравнения: на глаз, наложение.
— На глаз
Обучающиеся испытывают затруднение.
Обучающиеся испытывают затруднение.
Обучающиеся высказывают предположение, что можно использовать меру, которой можно измерить длину отрезка.
Обучающиеся выполняют измерение отрезков мерой-полоской.
с<к, к>с — Измерили длину отрезка мерой.
Обучающиеся обращают внимание на возникшее противоречие, т.к. отрезок был измерен разными мерами.
Обучающиеся обращают внимание на то, что у каждого человека различна длина шага, локтя, пальца.
— Измерение неточное, т.к. длина шага учителя и ученика различна.
Обучающиеся высказывают свои предположения
— В учебнике
Обучающиеся высказывают свои предположения.
-Что такое длина?
Обучающиеся выполняют задание. В результате получается слово «величина».
Такое свойство предмета, которое можно измерить и результат измерения выразить числом; которое можно сравнить с помощью знаков > < =
| ||||
Рефлексия учебной деятельности
| Личностные: — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД): регулятивные: — осуществлять самоконтроль; — совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
величина или форма?
— выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
| -Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? — На все ли задачи удалось найти правильный ответ? Проверьте себя. Попробуйте заполнить таблицу. Работа в парах
длина
единицы измерения…
прибор для измерения длины…
— Оцените свою работу. Нарисуйте на листочке: Не понял -тучка с дождём Понял, но- тучку; Понял -солнышко
|
Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.
Обучающиеся рисуют рисунки |