Урок математики во 2- А классе

Учитель: Луханина Ирина Александровна

13 января 2015 года.

Тема урока. Сложение вида 45 + 23

Цели:

1.Объяснить письменный прием сложения для случаев вида 45 + 23.

2.Научить объяснять выполняемые действия по плану.

3.Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи.

4.Воспитывать положительное отношение к труду и профессиям, умение выделять красивое, сочувствовать.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием сложения вида 45+23 с помощью предметов; сравнивать разные способы сложения и выбирать наиболее удобный; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью схематических рисунков и решать задачи; выполнять задания творческого и поискового характера.

Оборудование:

Карточки и таблицы с примерами для устного счета, абак, пучки счетных палочек, плакат с планом работы, эскизы одежды, «Сборник сказок»; учебник математики , 2 часть.

1. Организационный момент. Чистописание:

12 см, 43 см

2. Устный счет.

1) Решение задач в стихотворной форме.

а) Было 30 лодок у причала,

Волна их весело качала,

Три лодки взяли рыбаки,

Чтоб переплыть простор реки.

А сколько лодок у причала

Волна по-прежнему качала?(27)

б) Белка на елке грибочки сушила,

Песенку пела и говорила:

«Мне зимой не знать забот,

Потому что есть грибок:

Белый, рыжик , 2 масленка,

Три веселеньких опенка.

Подосиновик велик,

Этим он и заменит.

А лисичек ровно шесть ,

Ты попробуй все их счесть. (14)

в) Семь ежей мордашки чистят,

Пять катаются на листьях,

Три глядят из-под ветвей,

Сосчитай-ка всех ежей. (15)

-А что же нас ждет сегодня на уроке, если мы будем внимательными?

Жила – была девочка. Звали её Вера. Она очень любила красивые платья и наряды. Вот однажды пригласила Вера гостей, да не знает во что одеться. Все платья уже надоели, сшить бы что — нибудь новенькое, да нечего на ум не приходит. Думала Вера, думала, да никакого нового наряда не придумала. Расстроилась девочка. Тут вспомнила рассказ своей бабушки: «Жила – была в наших краях швея очень искусная. Шила она такие красивые наряды, что к ней обращались не только все богатые люди, даже короли и королевы. Все вокруг любили мастерицу и уважали. Совсем недалеко от дома швеи жила злая фея. Она ненавидела мастерицу, завидовала ей. Ведь саму злую фею никто не замечал, не приходил за советами, не приглашал в гости. Решила она заколдовать швею и её дом. Чтобы никто не мог к ней войти. Только тот, кто хорошо знает науку математику, сможет войти в дом и расколдовать швею. Многие молодцы пытались спасти милую девушку, но никому до сих пор не удалось это сделать».

«Вот если бы, — думала Вера, — удалось попасть к этой чудесной мастерице, она бы мне помогла. Сшила бы такое платье, что все гости ахнули».

Решила она попытать счастья. Быстренько собралась и побежала искать заколдованный дом швеи. После долгих поисков наткнулась на заброшенный дом. Двери и ставни были заперты, тропинка к дому заросла сорной травой. Вера толкнула дверь, постучала, но заколдованная дверь не открывалась. Тут девочка увидела, что на двери и стенах изображено много всяких знаков и записей и догадалась, что нужно их разгадать. Возможно, тогда дверь и откроется…

Ребята, давайте и мы поможем девочке выполнить задание:

49-9 85-40 50+40

40-8 52-2 28-6

22+30 45+4 90-5

КРУГОВЫЕ ПРИМЕРЫ:

28-6 90-5

49-9 22+30 40-12

85-40 50+40 45+4 52-2

3. Работа над задачами.

-Послушайте условие задачи и поставьте вопрос, чтобы задача решалась так:

А) 60-20

Б) 60-20+60

Завод выпустил за месяц 60 автомобилей, из них 20 легковых, а остальные грузовые.

4. Логическая разминка.

-запишите число 45 четырьмя цифрами 5 (45=55-5-5)

-Выразите число 65 четырьмя пятерками( 65=55+5+5).

— Петя дал младшему брату половину своих яблок и еще одно яблоко, после этого у него не осталось ни одного яблока. Сколько яблок было у Пети? (2)

5. Самоопределение к деятельности.

-Откройте учебник на стр.3.

-Прочитайте, какой раздел мы начинаем изучать.

-Прочитайте задачи раздела.

На доске записаны примеры : 23 + 7

33 + 7

43 = ?

53 = 7

-Посмотрите на выражения, что вы заметили?

-Давайте найдем значения выражений. На доске появляется запись ( работа у доски и в тетрадях):

23 + 7 =30 33 + 7=40 43 + 7= 50 53 + 7=60

-На какие три группы можно разделить числа в этих равенствах ? (двузначные, однозначные, круглые).

-Назовите двузначные числа, однозначные, круглые.

-А сейчас составим второй столбик равенств. Первое слагаемое такое же, второе слагаемое- двузначное число, в котором десятков столько же, сколько единиц в первом слагаемом, а единиц столько же, сколько десятков в первом.

23 + 32 = 23 + 32 =55

33 + 33 = 33 + 33=66

43 + 34= 43 + 34=77

53 + 35= 53 + 35 =88

-Найдите лишний пример во втором столбике.(второй)

-Почему? (В остальных примерах число десятков и единиц в слагаемых разное)

-Примеры какого столбика вам было решать легче?

-Как решали примеры второго столбика?

Вывод:

Десятки прибавляются к десяткам, единицы – к единицам.

-Эти вычисления мы выполняли устно.

Вот мы и выполнили задания, послушайте, что же случилось дальше.

6. Объяснение новой темы.

Дверь со скрипом отворилась, Вера несмело вошла в дом. Обошла все комнаты, но ничего не увидела. Только в самой дальней комнате на полу валялся лист пожелтевшей бумаги. Подняла девочка листок и прочитала запись 24 + 32

-Ребята, давайте решим пример. (дети делают вывод, что прибавляем десятки к десяткам, а единицы – к единицам).

Вера решила пример, но ничего кругом не изменилось. Расстроилась девочка, чуть не плачет. Наверное, надо его решить по-другому, каким – то новым способом, но каким, Вера не знала…

-Ребята, мы с вами тоже не умеем решать по — другому, давайте вместе с Верой научимся прибавлять двузначное число к двузначному. Повторите ещё раз, чему научимся?

-Прочитайте на стр.4 учебника тему и задачи урока.

Решение с объяснением.
37 + 20 =
37 + 2 =
40 + 23 =
Вывод:

-Сначала выясним, сколько десятков и сколько единиц в каждом из этих чисел (вывешивается абак). 1-е слагаемое надо поставить на верхней полке. Сколько это десятков (пучков)? Сколько единиц (отдельных палочек)? 2-е слагаемое расположим на нижней полке абака. Сколько здесь десятков? Единиц?

-Теперь запишем пример «столбиком». Пишем десятки под десятками, единицы под единицами. Слева от них пишем знак «+», проводим черту. Под ней и будет записан ответ.

Запомните! Письменное сложение начинают выполнять с единиц.

-Сколько единиц в 1-ом слагаемом? Сколько единиц во 2-ом слагаемом? Складываем их. Пишем под единицами.

-Теперь также складываем десятки. Пишем под десятками. Читаем полученную сумму.

-При записи «столбиком» вычисления выполнить легче, поэтому письменный прием используют, если устно вычислить трудно.

-Теперь ещё раз вспомним, в каком порядке выполняли сложение. Чтобы нам было легче, я приготовила план.(вывешивается плакат — план).

Пишу…
Складываю единицы…
Складываю десятки…
Читаю ответ.

АЛГОРИТМ СЛОЖЕНИЯ.

  1. Пишем десятки под десятками, а единицы –под единицами.

2)Складываем единицы. Пишем результат сложения под единицами.

3)Складываем десятки. Пишем результат сложения под десятками.

4)Читаем ответ.

-Какой способ вам кажется более удобным?

7.Закрепление пройденного материала. Решение примеров у доски с комментированием.

21 + 34 =
77 + 12 =
84 + 13 =
46 + 12 =
28 + 31 =

7. Физминутка. Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну , ребята, дружно встанем-

Надо косточки встряхнуть.

Руки вверх, назад прогнулись,

Сейчас сделаем наклоны.

Все к упражнению готовы?

Раз, два, три, четыре, пять!

Теперь спинки держим ровно-

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки,

Вспомним все, что изучали.

Без моей подсказки.

8. Закрепление изученного.

1) Работа по учебнику. Стр. 4 , № 2.

Решение задачи.

-Прочитайте задачу. Назовите условие , вопрос задачи.

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Проводится полный анализ задачи и выполняется краткая запись)

Платье – 4 м

?

Передник ?, на 3 м <

-А сейчас составим чертеж к задаче. Что значит «на 3 меньше, чем 4»? (Это 4 без 3.)

I———I———————I

? 3 м ?

_____

-Сколько действий в этой задаче?

-Что нужно узнать сначала?

-Решите задачу.

7. Рефлексия. “Проверь себя».

1) стр.4 –решают в тетрадях (проверка в парах)

2)У доски решают под контролем учителя (проверка в парах)
45 +23 =
14 + 25 =
53 +36 =
26 + 22 =

-Чему мы научились? Как прибавляем?

Тут произошло чудо. Все примеры стали видимыми. А на диване, улыбаясь, сидела швея Она очень обрадовалась, что наконец-то нашлась девочка, которая хорошо знает науку математику и смогла освободить её.

— Как мне тебя отблагодарить? – спросила швея. Вера рассказала ей о своем горе.

— Положись на меня, это я умею делать лучше всего, — сказала мастерица и принялась рисовать эскизы будущих юбки и блузки (вывешиваются на доске эскизы одежды)

-Давайте посчитаем, сколько ткани понадобится, чтобы сшить эти вещи.

Задача.

На юбку нужно 43 см ткани, а на блузку на 12 см больше. Сколько всего ткани нужно, чтобы сшить юбку и блузку?

Прочитайте задачу. Подчеркните, что нам известно, что неизвестно.

На юбку – 43 см

?

На блузку — ? на 12 см больше

Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Что неизвестно? Как найдем, сколько ткани надо на блузку? Что значит на 12 больше? Запишите решение столбиком.

… Наконец наряд для Веры был готов. Он был очень красивый. Девочка поблагодарила мастерицу и, счастливая, побежала домой готовить угощение для своих гостей.

8. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке.

9. Подведение итогов урока.

— Чему вы научились на уроке?

-Какой способ вам понравился больше : устный или письменный?

-Какое задание вам показалось интересным?

— Все ли вам было понятно?

— Кому из вас нужна помощь?

9. Домашнее задание.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here