Урок математики во 2- А классе
Учитель: Луханина Ирина Александровна
13 января 2015 года.
Тема урока. Сложение вида 45 + 23
Цели:
1.Объяснить письменный прием сложения для случаев вида 45 + 23.
2.Научить объяснять выполняемые действия по плану.
3.Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи.
4.Воспитывать положительное отношение к труду и профессиям, умение выделять красивое, сочувствовать.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием сложения вида 45+23 с помощью предметов; сравнивать разные способы сложения и выбирать наиболее удобный; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью схематических рисунков и решать задачи; выполнять задания творческого и поискового характера.
Оборудование:
Карточки и таблицы с примерами для устного счета, абак, пучки счетных палочек, плакат с планом работы, эскизы одежды, «Сборник сказок»; учебник математики , 2 часть.
1. Организационный момент. Чистописание:
12 см, 43 см
2. Устный счет.
1) Решение задач в стихотворной форме.
а) Было 30 лодок у причала,
Волна их весело качала,
Три лодки взяли рыбаки,
Чтоб переплыть простор реки.
А сколько лодок у причала
Волна по-прежнему качала?(27)
б) Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать забот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик , 2 масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и заменит.
А лисичек ровно шесть ,
Ты попробуй все их счесть. (14)
в) Семь ежей мордашки чистят,
Пять катаются на листьях,
Три глядят из-под ветвей,
Сосчитай-ка всех ежей. (15)
-А что же нас ждет сегодня на уроке, если мы будем внимательными?
Жила – была девочка. Звали её Вера. Она очень любила красивые платья и наряды. Вот однажды пригласила Вера гостей, да не знает во что одеться. Все платья уже надоели, сшить бы что — нибудь новенькое, да нечего на ум не приходит. Думала Вера, думала, да никакого нового наряда не придумала. Расстроилась девочка. Тут вспомнила рассказ своей бабушки: «Жила – была в наших краях швея очень искусная. Шила она такие красивые наряды, что к ней обращались не только все богатые люди, даже короли и королевы. Все вокруг любили мастерицу и уважали. Совсем недалеко от дома швеи жила злая фея. Она ненавидела мастерицу, завидовала ей. Ведь саму злую фею никто не замечал, не приходил за советами, не приглашал в гости. Решила она заколдовать швею и её дом. Чтобы никто не мог к ней войти. Только тот, кто хорошо знает науку математику, сможет войти в дом и расколдовать швею. Многие молодцы пытались спасти милую девушку, но никому до сих пор не удалось это сделать».
«Вот если бы, — думала Вера, — удалось попасть к этой чудесной мастерице, она бы мне помогла. Сшила бы такое платье, что все гости ахнули».
Решила она попытать счастья. Быстренько собралась и побежала искать заколдованный дом швеи. После долгих поисков наткнулась на заброшенный дом. Двери и ставни были заперты, тропинка к дому заросла сорной травой. Вера толкнула дверь, постучала, но заколдованная дверь не открывалась. Тут девочка увидела, что на двери и стенах изображено много всяких знаков и записей и догадалась, что нужно их разгадать. Возможно, тогда дверь и откроется…
Ребята, давайте и мы поможем девочке выполнить задание:
49-9 85-40 50+40
40-8 52-2 28-6
22+30 45+4 90-5
КРУГОВЫЕ ПРИМЕРЫ:
28-6 90-5
49-9 22+30 40-12
85-40 50+40 45+4 52-2
3. Работа над задачами.
-Послушайте условие задачи и поставьте вопрос, чтобы задача решалась так:
А) 60-20
Б) 60-20+60
Завод выпустил за месяц 60 автомобилей, из них 20 легковых, а остальные грузовые.
4. Логическая разминка.
-запишите число 45 четырьмя цифрами 5 (45=55-5-5)
-Выразите число 65 четырьмя пятерками( 65=55+5+5).
— Петя дал младшему брату половину своих яблок и еще одно яблоко, после этого у него не осталось ни одного яблока. Сколько яблок было у Пети? (2)
5. Самоопределение к деятельности.
-Откройте учебник на стр.3.
-Прочитайте, какой раздел мы начинаем изучать.
-Прочитайте задачи раздела.
На доске записаны примеры : 23 + 7
33 + 7
43 = ?
53 = 7
-Посмотрите на выражения, что вы заметили?
-Давайте найдем значения выражений. На доске появляется запись ( работа у доски и в тетрадях):
23 + 7 =30 33 + 7=40 43 + 7= 50 53 + 7=60
-На какие три группы можно разделить числа в этих равенствах ? (двузначные, однозначные, круглые).
-Назовите двузначные числа, однозначные, круглые.
-А сейчас составим второй столбик равенств. Первое слагаемое такое же, второе слагаемое- двузначное число, в котором десятков столько же, сколько единиц в первом слагаемом, а единиц столько же, сколько десятков в первом.
23 + 32 = 23 + 32 =55
33 + 33 = 33 + 33=66
43 + 34= 43 + 34=77
53 + 35= 53 + 35 =88
-Найдите лишний пример во втором столбике.(второй)
-Почему? (В остальных примерах число десятков и единиц в слагаемых разное)
-Примеры какого столбика вам было решать легче?
-Как решали примеры второго столбика?
Вывод:
Десятки прибавляются к десяткам, единицы – к единицам.
-Эти вычисления мы выполняли устно.
Вот мы и выполнили задания, послушайте, что же случилось дальше.
6. Объяснение новой темы.
… Дверь со скрипом отворилась, Вера несмело вошла в дом. Обошла все комнаты, но ничего не увидела. Только в самой дальней комнате на полу валялся лист пожелтевшей бумаги. Подняла девочка листок и прочитала запись 24 + 32
-Ребята, давайте решим пример. (дети делают вывод, что прибавляем десятки к десяткам, а единицы – к единицам).
… Вера решила пример, но ничего кругом не изменилось. Расстроилась девочка, чуть не плачет. Наверное, надо его решить по-другому, каким – то новым способом, но каким, Вера не знала…
-Ребята, мы с вами тоже не умеем решать по — другому, давайте вместе с Верой научимся прибавлять двузначное число к двузначному. Повторите ещё раз, чему научимся?
-Прочитайте на стр.4 учебника тему и задачи урока.
Решение с объяснением.
37 + 20 =
37 + 2 =
40 + 23 =
Вывод:
-Сначала выясним, сколько десятков и сколько единиц в каждом из этих чисел (вывешивается абак). 1-е слагаемое надо поставить на верхней полке. Сколько это десятков (пучков)? Сколько единиц (отдельных палочек)? 2-е слагаемое расположим на нижней полке абака. Сколько здесь десятков? Единиц?
-Теперь запишем пример «столбиком». Пишем десятки под десятками, единицы под единицами. Слева от них пишем знак «+», проводим черту. Под ней и будет записан ответ.
Запомните! Письменное сложение начинают выполнять с единиц.
-Сколько единиц в 1-ом слагаемом? Сколько единиц во 2-ом слагаемом? Складываем их. Пишем под единицами.
-Теперь также складываем десятки. Пишем под десятками. Читаем полученную сумму.
-При записи «столбиком» вычисления выполнить легче, поэтому письменный прием используют, если устно вычислить трудно.
-Теперь ещё раз вспомним, в каком порядке выполняли сложение. Чтобы нам было легче, я приготовила план.(вывешивается плакат — план).
Пишу…
Складываю единицы…
Складываю десятки…
Читаю ответ.
АЛГОРИТМ СЛОЖЕНИЯ.
-
Пишем десятки под десятками, а единицы –под единицами.
2)Складываем единицы. Пишем результат сложения под единицами.
3)Складываем десятки. Пишем результат сложения под десятками.
4)Читаем ответ.
-Какой способ вам кажется более удобным?
7.Закрепление пройденного материала. Решение примеров у доски с комментированием.
21 + 34 =
77 + 12 =
84 + 13 =
46 + 12 =
28 + 31 =
7. Физминутка. Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну , ребята, дружно встанем-
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись,
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять!
Теперь спинки держим ровно-
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки,
Вспомним все, что изучали.
Без моей подсказки.
8. Закрепление изученного.
1) Работа по учебнику. Стр. 4 , № 2.
Решение задачи.
-Прочитайте задачу. Назовите условие , вопрос задачи.
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Проводится полный анализ задачи и выполняется краткая запись)
Платье – 4 м
?
Передник ?, на 3 м <
-А сейчас составим чертеж к задаче. Что значит «на 3 меньше, чем 4»? (Это 4 без 3.)
4м
I———I———————I
? 3 м ?
_____
-Сколько действий в этой задаче?
-Что нужно узнать сначала?
-Решите задачу.
7. Рефлексия. “Проверь себя».
1) стр.4 –решают в тетрадях (проверка в парах)
2)У доски решают под контролем учителя (проверка в парах)
45 +23 =
14 + 25 =
53 +36 =
26 + 22 =
-Чему мы научились? Как прибавляем?
… Тут произошло чудо. Все примеры стали видимыми. А на диване, улыбаясь, сидела швея Она очень обрадовалась, что наконец-то нашлась девочка, которая хорошо знает науку математику и смогла освободить её.
— Как мне тебя отблагодарить? – спросила швея. Вера рассказала ей о своем горе.
— Положись на меня, это я умею делать лучше всего, — сказала мастерица и принялась рисовать эскизы будущих юбки и блузки (вывешиваются на доске эскизы одежды)
-Давайте посчитаем, сколько ткани понадобится, чтобы сшить эти вещи.
Задача.
На юбку нужно 43 см ткани, а на блузку на 12 см больше. Сколько всего ткани нужно, чтобы сшить юбку и блузку?
Прочитайте задачу. Подчеркните, что нам известно, что неизвестно.
На юбку – 43 см
?
На блузку — ? на 12 см больше
Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Что неизвестно? Как найдем, сколько ткани надо на блузку? Что значит на 12 больше? Запишите решение столбиком.
… Наконец наряд для Веры был готов. Он был очень красивый. Девочка поблагодарила мастерицу и, счастливая, побежала домой готовить угощение для своих гостей.
8. Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке.
9. Подведение итогов урока.
— Чему вы научились на уроке?
-Какой способ вам понравился больше : устный или письменный?
-Какое задание вам показалось интересным?
— Все ли вам было понятно?
— Кому из вас нужна помощь?
9. Домашнее задание.