Урок математики в 6 классе.

Тема: Решение линейных неравенств с одной переменной.

Цели 1) повторить числовые неравенства, свойства числовых неравенств,

понятия связанные с числовыми промежутка ; ввести понятие линейного

неравенства с одной переменной, научить учащихся решать линейные

неравенства ;

2) развивать основные умения по решению линейных неравенств по основ-

ному алгоритму; развивать внимание; логическое мышление;

3) воспитывать у учащихся познавательную активность, самостоятельность,

интерес к предмету, способствовать нормальному физическому разви-

тию, укреплению здоровья.

План и ход урока:

I .Орг. момент ( тема урока, цель).

II. Основная часть.

1. Учитель рассказывает учащимся о том , что числовые промежутки применяются не только в математике, но и в разных областях :географии, истории, литературе и в обыден-

ной жизни. А также , если рассмотреть человека как числовую прямую, то в нем есть как

отрицательные так и положительные привычки. С отрицательными необходимо бороться, а положительные преумножать. Для этого необходимо заниматься спортом, пропагандировать ЗОЖ.

Игра: «Четвёртый лишний». (слайд)

*цветок *спорт

*бабочка *биология

*зима *зоология

*жара *ботаника

*шашки *меч

*шахматы *винтовка

*тоғыз-кумалақ *кортик

*лыжи *сабля

Зима, спорт, лыжи, винтовка. (слайд)

С каким видом спорта связаны эти слова?

Биатлон. (слайд)

1980г. – биатлон впервые включен в зимние Олимпийские игры.
( г. Лейк – Плэсид, США)

  • Биатлон – современное зимнее двоеборье;

  • «би» -двойной; «атлон» — состязание.

И сегодня мы проведем урок в виде игры «Биатлон».

Игра будет проходить в три этапа: 1) индивидуальный;

2) командный;

3) спринтерский индивидуальный. (слайд)

2. Прежде, чем приступить к соревнованиям спортсмены проходят допинг-контроль, следовательно, и мы в нашей игре должны пройти такой контроль. Для этого вы

должны ответить на следующие вопросы:

  1. Дайте определение неравенства.

  2. Какие неравенства вы знаете?

3. Почему они так называются?

4. Как выполнить сложение, вычитание, умножение, деление числовых неравенств?

5. Дайте определение числового промежутка?

6. Какие числовые промежутки вы знаете?

А также нам необходимо выполнить следующие устные задания:

1. Расположите данные числа в порядке возрастания: (слайд)

а+2; а-3; а; а+8; а-8.

Задание 2. (слайд)

Если а тяжелее b, то b…………

Задание 3. (слайд)

Если а легче b и b легче с, то а … с.

Задание 4. (слайд)

Если а легче b и с-любое число, то а+с … b+с.

Задание 5. (слайд)

Если а легче b и с- положительное число, то ас … bс.

6.Сравните выражения. (слайд)

Известно, что х > у, тогда:
х + 2 и у + 2
х – 3,5 и у – 3,5
— 5,2 х и — 5,2 у
и
х : ( — 3) и у : ( — 3 )

7.Прочитайте заданные числовые промежутки

(слайд)

(7 ; 15 )

[ — 5 ; 5 ]

( 6 ; + ∞ )

( — ∞; 9 )

[ 2 ; + ∞ )

( — 1; 8 ]

( — ∞ ; + ∞ )

(- ∞ ; 15 ]

8. «Найди ошибку!» (слайд)

1) Х ≥7 2). y < 2,5

Ответ: (-∞;7) Ответ: (-∞;2,5)

3) Х ≥ 12

4) — 3 х > 3,9

х < - 1

Ответ: (-∞;12) Ответ: [-∞;-1,3]

И так, мы прошли контроль, следовательно можем начать соревнования.

Индивидуальная гонка

Цифровой тест.

(слайд)

I вариант

.1. Является ли неравенство 2х > 5 строгим?

а)да в) нет

2. Можно ли почленно складывать верные неравенства одного знака?

а)да в)нет

3. Существует ли целое число , принадлежащее промежутку [ -3,9; -3,2?]

а) да в)нет

4 .Х ≥ 3. ответ: (3 ; + ∞ )

Верно ли записан геометрический промежуток?

а) да б) нет

5. Является ли число 17 наибольшим целым числом числового промежутка:

( — 9; 18)?

а) да б) нет

6. Верно ли, что 7х – 5 < 0, если х > 2?

а) да б) нет

7. Верно ли, что если а< в, то а – в = 0?

а) да б) нет

II вариант

1. .Является ли неравенство – 3х ≥ 6 нестрогим?

а)да в) нет

2. Можно ли почленно вычитать верные неравенства разного знака?

а)да в)нет

3. Существует ли целое число , принадлежащее промежутку[ -11,1; -11,6]

а) да в)нет

4 .Х≤7. ответ:[ 7; — ∞ )

Верно ли записан геометрический промежуток?

а) да б) нет

5. Является ли число -7наименьшим целым числом числового промежутка:

[ — 7; 15 )?

а) да б) нет

6. Верно ли, что 7 – 4х > 0, если х > 3?

а) да б) нет

7. Верно ли, что если а< в, то а – в > 0?

а) да б) нет

Проведем самодиагностику (самопроверку) : (слайд)

Ответ к цифровому тесту.

1 1 0 0 1 0 0

Оценочная шкала: «5» — нет ошибок

«4» — 1 или 2 ошибки

«3» — 3 ошибки

«2» — более 3 ошибок

V.Перед командной гонкой необходимо отдохнуть.

Физкульминутка(слайд)

Историческая справка о возникновение знаков неравенства.

Отгадайте ребус , который означает ключевое слово урока .

« Отрицание» + «=»

Командная гонка.

В командной гонке нам необходимо изучить новую тему.

Ребята, вспомните , какое уравнение называется линейным?

Какие из данных выражений являются линейными неравенствами? (слайд)

1) а х 2 ≥ в

2) а х < в

3) а х2 + х ≤ в

4) х2 = в

5) а х = в

6) а х + х2 ≥ в

7) а х > в

где а и в – некоторые числа

А теперь попробуйте дать определение линейного неравенства.

Учащиеся пробуют дать определение линейного неравенства по аналогии с уравнением.

(Слайд) Линейными неравенствами с одной переменной называются неравенства вида а х > в или а х < в, где а и в некоторые числа, х – переменная, числовое значение которой обращает заданное неравенство в верное неравенство.

Вспомните, ч то значит решить уравнение? А как вы думаете, что значит решить неравенство? (учащиеся отвечают, а затем на слайде показывается определение).

(слайд)

Решить неравенство — это значит найти множество его решений или доказать , что их нет.

Рассмотрим примеры ( слайд)

Примеры.

2 х + 6 > 4 х – 2

2 х – 4 х > — 2 – 6

-2 х > — 8 : ( — 2 )

х < 4

Ответ: ( — ∞; 4 )

4 ( х – 3 ) + 5 х ≥ 3 х

4 х – 12 + 5 х ≥ 3 х

4 х + 5 х – 3 х ≥ 12

6 х ≥ 12 : 6

х ≥ 2

Ответ: [ 2 ; + ∞]

Давайте попробуем составить алгоритм решения неравенства. Учащиеся составляют алгоритм решения неравенства по аналогии с уравнением .Затем показывается слайд с алгоритмом решения

Алгоритм решения линейных неравенств. (слайд)

1.Раскрыть скобки, если они есть.

2.Слагаемые с Х перенести в левую часть неравенств, свободные члены в правую часть.

3. В каждой части неравенства приведите подобные слагаемые.

4.Разделите обе части полученного неравенства на коэффициент перед неизвестным.

5.ВНИМАНИЕ: если коэффициент положительный, то знак оставить без изменения; если отрицательный, то знак неравенства изменить на противоположный.

6.Записать множество решений неравенства в виде числового промежутка.

.Наша задача в командной гонке выполнена, мы изучили новый материал.

Спринтерская индивидуальная гонка.

Приступаем к спринтерской индивидуальной гонке, где вы должны показать как вами усвоена новая тема.

Устно выполнить №756 стр .194

№757- устно

№ 760 (1- 6)

№ 771( 1- 6)

Домашнее задание. (слайд)

I. группа. п.27 , № 758(2,4); 764

II группа. п.27, № 759(4,6); 789(1,2)

I II группа. п.27, № 769(5,6); 789 (3,4)

III. Рефлексия (закончить предложения) .(слайд)

— Сегодня я узнал….

— Было интересно….

— Было трудно…..

— Я выполнял задания….

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here