Тема урока «Треугольники и их виды»
Цели: научить выделять признаки различных видов треугольников, объединять треугольники по группам на основе выделенных признаков; научить вести исследование с опорой на алгоритм действий, анализировать полученные данные и делать выводы; развивать геометрическую интуицию; повысить мотивацию к изучаемому предмету.
Оборудование: компьютер, разноцветные палочки, раздаточный материал, презентации в Power Point, листы бумаги, модели фигур.
Тип урока: урок формирования знаний.
Методы урока: словесные, наглядные, практические, проблемный.
Формы применяемые при организации деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.
Участники: 5 класс
Предмет: математика
Предварительная подготовка: Отбор информации учащимися по данной теме, в качестве источников информации используются различные справочники, электронные энциклопедии, ресурсы Интернета. Обработка и анализ собранной информации учащимися. Подготовка учащимися презентаций для сопровождения собственного выступления.
Аннотация урока: Данный урок направлен на развитие познавательной активности учащихся, т.к. в ходе изучения нового материала учащиеся знакомятся с новыми понятиями, с помощью практической работы, делают соответствующие выводы. Данные понятия являются обязательными для изучения в школьном курсе математики. Этот урок развивает интерес и положительную мотивацию к процессу изучения предмета математики, ребенок выступает в роли исследователя, первооткрывателя. Урок на уровне знаний пятиклассника позволяет раскрыть перед ребенком математические понятия в более простой и доступной форме.
Данный урок развивает творчество детей, т.к. ставит ученика в такую ситуацию, когда он вынужден создавать, что-то новое, своё. Большую роль при подготовке и проведения урока играет использование компьютера в целях наглядности и технической реализации оформления итогов исследований учащихся.
План урока:
I. Организационный момент, инициализация урока (2 мин).
II. Подготовка к восприятию нового материала (3 мин).
-
Усвоение новых знаний (10 мин)
-
Практическая работа (исследовательского характера) (10 мин).
-
Первичное закрепление изученного материала (10 мин).
-
Домашнее задание (3 мин)
VII. Итоги урока (3 мин).
VIII. Рефлексия учащихся (4 мин).
Ход урока
-
Организационный момент, инициализация урока (объявление темы, определение целей деятельности).
Учитель: Здравствуйте, ребята,
В Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру, о которой мы сегодня будем говорить. Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной, и по сей день. (слайд 1-2)
Итак, какой геометрической фигуре посвящён наш урок?
Ученики: Треугольнику
Учитель: Тема нашего урока “Треугольник”. Мы познакомимся с определением треугольника, его элементами, с двумя свойствами
На экране появляется слайд3. ТРЕУГОЛЬНИКИ И ИХ ВИДЫ
На этом уроке мы откроем и узнаем много нового и интересного.
А сейчас мы вытащим из тайников памяти кое-что ценное и восхитимся глубокими знаниями, которые пригодятся нам сегодня на уроке, а для этого проведем маленький устный опрос.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: Давайте вспомним, о какой фигуре мы говорили с вами на
прошлых уроках. (О многоугольнике.)
Показ четвёртого слайда.
— Назовите фигуры, изображённые на рисунке? Какая фигура называется многоугольником?
Показ пятого слайда.
— Является ли треугольник многоугольником? Назовите элементы треугольника.
К
М
Р
III. Усвоение новых знаний
У вас на партах лежат рабочие листы. В течение урока мы будем их заполнять…(смотрите приложение 1). Итак, начнем. В рабочих листах отметим три точки, обозначим их прописными латинскими буквами А, В и С. Соединим их попарно ( по две) отрезками./на доске должны быть рассмотрены два случая : три точки лежащие и не лежащие на одной прямой/.Что получили?
— В одном случае АВС, а в другом – треугольник не получился (треугольник “выродился” в отрезок).
-Так что такое треугольник? /Учащиеся заполняют пропуски в определении треугольника в рабочих листа/.
Показ шестого слайда и работа на интерактивной доске
Учитель составляет на интерактивной доске конспект урока
-Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх соединяющих их отрезков.
— Вместо слова “треугольник” употребляют знак ∆. Запишем ∆АВС. Ребята, эти три точки, не лежащие на одной прямой, называются вершинами. Запишем. Отрезки – это стороны треугольника. Сколько их ? Запишем АВ, АС и ВС. Ёще у треугольника есть три угла .Три стороны, три угла, три вершины – всё это элементы треугольника.
к. А ∆АВС — треугольник
А,В,С — вершины
В С АВ, ВС,АС – стороны
∟А, ∟В, ∟С — углы
А теперь рассмотрим свойства:
1)У меня в руках четырёхугольник. Не меняя длины сторон, могу я изменить форму?/Да. Попробуйте/. А если взять треугольник?
Треугольник – “жесткая” фигура. Если заданны три его стороны, то форму треугольника уже изменить нельзя, не разрушив его. Это свойство широко используется на практике.
1)Делая садовую калитку обязательно прибивают планку /доску/, иногда две планки, чтобы получить треугольники. Это придаёт калитке прочность, иначе её перекосит.
2)Стропила зданий имеют вид треугольников. Это придаёт крепость и устойчивость.
3)При строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники.
Физминутка
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Учитель: Продолжим знакомство с треугольниками…
— По какому признаку мы выделим с вами группу треугольников? (В зависимости от величины угла.)
На экране появляется седьмой и восьмой слайд.
— Какие виды треугольников входят в эту группу? (Прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.)
Учащиеся в тетрадях чертят схему (продолжение конспекта)
Слайд 8
ТРЕУГОЛЬНИКИ
в зависимости от величины угла
тупоугольный остроугольный прямоугольный
-
Какой треугольник называется прямоугольным? (Треугольник, у которого один из углов прямой.)
-
Какой треугольник называется тупоугольным? (Треугольник, у которого один из углов тупой.)
-
Какой треугольник называется остроугольным? (У которого все углы острые.)
IV. Практическая работа (исследовательского характера).
Учитель: Познакомимся со второй группой треугольников и попробуем выяснить, по какому признаку ее можно выделить. Перед вами карточки с изображением различных треугольников.
(На столе у учащихся по одной карточки с изображением равностороннего, равнобедренного, разностороннего треугольника, соответственно 1 ряд, 2 и 3.)
— Ваша задача выполнить следующие действия.
(На экране появляется слайд 9 с алгоритмом действий.)
-
Возьми карточку.
-
Измерь стороны треугольника.
-
Запиши результаты измерения в тетрадь.
-
Сделай выводы. Что интересного вы видите?
-
Давайте попробуем дать названия этим треугольникам.
-
Как можно назвать треугольник, у которого все стороны равны? (Равносторонний.)
-
Как можно назвать треугольник, у которого все стороны разные? (Разносторонний.)
-
Как можно назвать треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный.)
— У нас появилась еще одна группа. По какому признаку она определилась? (По числу равных сторон.)
— Теперь все большое семейство треугольников можно разделить на две группы.
Показ слайда 10 на экране.
ТРЕУГОЛЬНИКИ
в зависимости от величины угла в зависимости числа равных сторон
тупо- остро- прямо- разносто- равнобед- равносто-
угольный угольный угольный ронний ренный ронний
Учащиеся записывают схему в тетрадь.
Учитель: Даёт определение равнобедренного и равностороннего треугольника. Знакомит учащихся с элементами этих треугольников. Учащиеся продолжают работу в тетрадях.
Работа на интерактивной доске слайд 10
V. Первичное закрепление изученного материала.
— Молодцы, все хорошо поработали! Пересядьте на свои места. Сейчас мы немного отдохнем и послушаем сказку-вопрос.
Текст сказки перед каждым учащимся на столе.
Сказка-вопрос
Собрались представители всех видов треугольников на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый треугольник сказал: «Давайте отправимся все в царство треугольников. Кто придет первым, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого все углы острые». Часть треугольников остались на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого хотя бы две стороны равны. Преодолевшие второе препятствие продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у которого все стороны равны. По мосту прошел только один треугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.
Вопросы:
-
Кто стал королем?
-
Кто был основным соперником?
2. Кто первым вышел из соревнования?
Задание 1 . Периметр равностороннего треугольника ABC = 156 см. Найдите все стороны.
Задание 2. Сколько всего треугольников на рисунке? Какие виды треугольников имеются на рисунке?
Задание оформлено в виде карточек, каждый ученик работает индивидуально. Затем задания обсуждаются вместе с классом. (Проверка с помощью слайда 11 и интерактивной доски)
VI. Домашнее задание
— Домашнее задание будет интересным и потребует от вас фантазии и воображения. По вашему желанию вы можете сочинить рассказ, сказку или стихотворение о треугольниках или из различных видов треугольников составить картинку: это
может быть животное или геометрический рисунок.
Учитель может показать изображение различных видов рисунков, созданных из треугольников. Слайд 12
VII. Итоги урока.
— Итак, давайте подведем итог нашего урока.
Учитель: Читает стихотворение
Ты на него, ты на меня,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин.
И трижды-трудные дела
Мы трижды совершим.
Лев Шеврин
Учитель: О какой геометрической фигуре идет речь в стихотворении?
Ученики: О треугольнике.
Учитель: Три стороны и три угла И столько же верши. Чему посвящены эти строки?
Учащиеся: Элементам треугольника.
Учитель: Какие “трудные дела мы трижды совершили”?
VIII. Рефлексия. (слайд 13)
Что больше всего вас заинтересовало на уроке, что удивило?
Что понравилось больше всего?
Дополнительно
Показ презентации (приложение 5)
-У треугольника есть пространственные родственники.
1)тетраэдр,
2)октаэдр,
3)икосаэдр.
А почему эти геометрические тела являются родственниками треугольника?
-Грани этих тел – треугольники
Показ презентации Снежинка Коха (приложение 6)
Учитель: Спасибо вам за урок, дети. Урок окончен. До свидания!
Литература:
1..Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н., Наглядная геометрия.5-6 кл. Учебное пособие.-М.:Дрофа, 1998.
2.Смирнова Е.С.Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 класс.Книга для учителя.-М:Просвещение,1999.
3.Окунев А.А.Спасибо за урок, дети! — М:Просвещение,1988.
4.Депман И.Я., Виленкин Н.Я.За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. – М : Просвещение, 1989.
5.Лэнгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь. – М: Просвещение, 1991.
6. Барышникова Н.В. Нестандартные уроки математика Волгоград, Учитель, 2007
—