Тема урока: Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0

Тип урока: Урок обобщения и систематизации

Форма урока: урок самостоятельных работ

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, учебник М.И.Моро 4 класс

Общеучебные цели:

  • обобщить имеющиеся у детей знания о действии умножения;

  • выработать у учащихся умение использовать для рационализации вычислений свойства умножения;

  • развивать устные и письменные вычислительные навыки, умения решать  

задачи.

Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся практических навыков

Цель: научить работать самостоятельно и в группах через формирование УУД

Личностные УУД:

  • Развивать интеллектуальные умения: анализировать и обобщать.

  • Развивать познавательную активность, память, внимание, речь и интерес к чтению.

  • Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказать ее и

аргументировать.

Коммуникативные УУД:

  • Содействовать развитию умения общаться между собой.

  • Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели раздела, урока;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задачи;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности самостоятельно и в группе;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации

  • действие со знаково-символическими средствам(замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Регулятивные УУД:

  • формировать умение планировать, прогнозировать свою деятельность;

  • контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цели этапа

Планируемые результаты

Мотивация к деятельности (3 мин):

— Вижу, что вы готовы к работе.

— Я попрошу вас охарактеризовать свое настроение в начале нашего урока

  • ожидающее, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий;

  • спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше;

  • приподнятое. Я люблю урок математики, мы всегда такие интересные задания выполняем!

  • радостное. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

У меня сегодня радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Стране Математики.

— Садитесь, запишите число, классная работа

Встают друг к другу лицом и рассказывают стоящему напротив о своём настрое на урок

Делают запись в тетради

Цель: включение в учебную деятельность на эмоциональном уровне; организация осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности, определение целей и содержательных рамок урока

Самоопределение (личн.)

Волевая регуляция (регулят.)

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

— Консультанты проверят выполнение домашнего задания

Консультанты проверяют наличие и качество выполнения домашнего задания

Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися

Целеполагание (регулят.)

Целеполагание

— В каком разделе математики мы закончили путешествие?

— Чему вы научились за это время?

— Как вы предполагаете, какой раздел математики будем изучать дальше.

-Почему вы так считаете?

— Вы правы, дальше нам предстоит путешествие по разделу «Умножение и деление».

-Это новый для вас раздел или вы уже знакомы с умножением и делением?

— Откройте страницу 72 учебника

И попробуйте при помощи нашего друга Математика, вверху страницы, определить, чему мы будем учиться в этом разделе?

— Какая тема нашего урока сегодня?

— Сегодня на уроке мы будем обобщать знания об умножении, и совершенствовать вычислительные навыки

— Рассмотрите страницу урока. Какие знания и умения мы сегодня должны отработать ?

-Встаньте , прочитайте эпиграф к нашему уроку:

«Опыт – самый лучший учитель».

(запись на доске)

-Как вы поняли это выражение мы выясним в конце урока.

Отвечают на вопросы

-Сложение и вычитание

-Научились устно и письменно складывать и вычитать многозначные числа.

-Решать уравнения нового вида на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого

-Решать задачи нового вида

Делают предположения, обосновывают.

-Будем изучать умножение и деление, так как мы не умеем ещё пока делить многозначные числа

Отвечают на вопросы

-Нет, мы уже знакомы с этими действиями

Открывают учебники, ставят общую цель раздела

Будем учиться умножать и делить на многозначные числа

Определяют тему урока

-Умножение на однозначное число

Определяют цели урока

-Умение умножать на однозначное число.

-Использование свойств умножения в вычислениях.

-Умение решать задачи

Встают, хором читают

Цель: определить тему и цель урока

Мотивация к деятельности

Постановка и формулирование проблемы (позн.);

Целеполагание, прогнозирование (регулят.)

Анализ, синтез (познав.)

Актуализация знаний

— Объясните, на что указывает каждое число:

(запись на доске) a ∙ 3 ?

— Как вычислить другим способом?

— Как называются числа при умножении?

— Прочитайте запись разными способами:

(запись на доске) m ∙ 3 = k?

— Докажите, что эти равенства верны

а∙1= а а∙ 0= 0?

— Какие свойства умножения вам известны?

-Если вы что-то забыли, где можно найти информацию?

Объясненяют

-Число а взяли слагаемым 3 раза

Объясняют смысл записанного на доске выражения :

Число а взять слагаемым 3 раза

а + а + а

-Множитель, множетель, произведение

Читают запись, используя названия компонентов действия умножения

Доказывают, приводят примеры

Отвечают на вопрос

Переместительное, сочетательное и распределительное

-Информацию можно найти в конце учебника

Цель: актуализация опорных знаний и способов действий; стимулирование учащихся к овладению рациональными приёмами учения и самообразования

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (позн.);

установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств (позн.)

Физкультминутка для глаз 0,5 мин

Самостоятельная работа. Принятие собственного решения

-Сейчас вы будете работать самостоятельно

-Каждый возьмёт карточку №1 и прочитает задание.

-Всё ли вам понятно в задании? Задайте вопрос, если возникли трудности в понимании задания.

Карточка 1 I вариант

Объясни, почему верны равенства (выбери правильный ответ из предложенных)

10 ∙ 5 ∙ 3 = 3 ∙ 5 ∙ 10

Распределительное: при умножении суммы на число можно умножить на него каждое слагаемое

Сочетательное: два соседних множителя можно заменить их произведением

Переместительное: от перестановки множителей произведение не изменяется

Карточка 1 II вариант

Объясни, почему верны равенства (выбери правильный ответ из предложенных)

10 ∙ (5 ∙ 3) = (10 ∙ 5) ∙ 3

Распределительное

Сочетательное

Переместительное

Карточка 1 III вариант

Объясни, почему верны равенства (выбери правильный ответ из предложенных)

(10 + 5) ∙ 3 = 10 ∙ 3 + 5 ∙ 3

Распределительное

Сочетательное

Переместительное

-Приступите к выполнению задания

Проверим правильность выполнения работы. Первый вариант кто готов проверить свои знания?

— Кто может возразить …, привести другие доказательства? Или выразить своё согласие с мнением….

-Какая версия оказалась верной узнаем чуть позже, а сейчас выслушаем ребят 2-го вариант9аналогичная работа со 2 и 3 вариантами

— Проверим чьи мнения оказались верными (слайд 5)

Самооценка

Оценивание отвечающих учителем

Самостоятельно выполняют задание

Ученик выдвигает и доказывает свою гипотезу

Высказываются иные мнения, если таковые есть

Цель: практическое применение полученных ранее знаний

Планирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в случае затруднения (регулят.)

Самоопределение (личн.)

Пост роение логической цепи рассуждений, доказательств (позн.)

Осознанное и произвольное построение высказывания (позн.)

контроль, коррекция, оценка (регул.)

Работа в группах

— Следующее задание вы будете выполнять в группах по 4 человека (две соседние парты)

-Повторим порядок работы в группе

  1. Поочередное высказывание

мнений.

  1. Обсуждение.

  2. Принятие общего решения.

  3. Запись решения каждым членом

группы

-Вспомните правило работы в группе

— Сейчас каждая группа встанет, возьмётся за руки и глядя друг другу в глаза проговорит это правило вслух :

Каждый должен высказаться и выслушать каждого”.

-Возьмите карточку 2, прочитайте задание №1в группе . Задайте вопрос, если возникли трудности в понимании задания.

-Начните выполнять задание

Карточка 2 Задание 1

Распределите примеры по столбикам в зависимости от того, какое свойство сложения нужно применять для решения каждого выражения., запишите каждый в свою тетрадь

4 ∙ 356, (5 + 12) ∙ 4,

15 ∙ (4 + 10), 7 ∙ 12 ∙ 5,

16 ∙ 15 ∙ 4 ∙ 5, 6 ∙ 229

Переместительный Сочетательный Распределительный

Проверим, что у вас получилось

При решении каких выражений вы будете применять переместительное свойство умножения, объясните, почему вы так думаете?

-Сочетательное свойство?

-Распределительное?

-Каждая группа встанет, возьмётся за руки и даст словесную оценку своей работы

Группы встают, берутся за руки, проговаривают правила работы в группе

Садятся, выполняют задание

Дают ответы, сравнивают, с эталоном

Цель: применение знаний на практике

Умение вступать в сотрудничество, согласовывать действия с партнёром, выражать и отстаивать свою точку зрения и отстаивать её в диалоге (коммуник.)

Планирование, волевая саморегуляция в случае затруднения (регулят.)

Самоопределение (личн.)

Пост роение логической цепи рассуждений, доказательств (позн.)

Осознанное и произвольное построение высказывания (позн.)

контроль, коррекция , оценка (регул.)

Работа в парах

-Сейчас вы выполните второе задание на этой карточке, но сначала его прочитаем и выясним всё ли понятно в задании

Задание 2

34 ∙ 4 7 ∙ 457 140 ∙ 6

07 ∙ 2 129 ∙ 8 9 ∙ 20542

Для вычисления каких выражений подойдут устные, а для каких письменные приёмы вычисления?

Обсуди это с товарищем в паре, затем самостоятельно выполни вычисления

Сравни полученные результаты с результатами товарища, обсуди.

Проверим результаты вычислений. Один из вас будет называть результаты действий, остальные ребята сравнивают ответ со своей записью в тетради, если кто-то не согласен с отвечающим, то встаёт из-за парты. Мы выслушаем и другое мнение

-Сделайте вывод как вы поработали в паре

Читают задание, обсуждают

Работают над заданием

Ученик называет ответы, в случае разногласий аргументирует свой ответ

Цель: развитие устных и письменных вычислительные навыков

Выполнение действий по алгоритму (позн),

Умение вступать в сотрудничество, согласовывать действия с партнёром, выражать и отстаивать свою точку зрения и отстаивать её в диалоге (коммуник.)

контроль, коррекция (регулят.)

Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)

Самостоятельная работа

— Пришло время решать задачу. Выполните задание №3 каждый сам. Это задача, внимательно её прочитайте: о чём задача, что известно из условия, вдумайтесь о том, что спрашивается в задаче, устно составьте план решения: что и как вы будете узнавать, приступайте к решению

Задание 3

На молокозаводе коробки с молоком укладывали по 6 штук в каждую упаковку и отправляли на молочную кухню. Вчера было отправлено 45 таких упаковок, а сегодня в 2 раза больше, чем отправили вчера. Сколько всего бутылок молока отправили на молочную кухню за два дня?

Самостоятельно читают и решают задачу

Цель: практическое применение отработанных навыков

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (познав.)

целеполагание; волевая саморегуляция в ситуации затруднения коррекция(регул)

Работа в группах

— Обсудите в группах решение задачи, постарайтесь доказать своим товарищам правильность вашего решения. Решение запишите крупно на листочке, чтоб отвечать у доски. Не забывайте о правилах и порядке работы в группе

-Выслушаем теперь разные мнения о том как решается эта задача

-Какой же вариант решения мы будем считать наиболее правильным? Почему вы так думаете?

(возможно дети предложат выбрать 2-й способ решения, т.к. выполнять вычисления здесь легче)

Обсуждают в группах решение задачи, приводят аргументы в пользу своего решения

Выступление учащихся, отстаивание точки зрения

1) 6 ∙ 45 = 270(б.) – вчера

2)270 ∙ 2 = 540(б) – сегодня

1)45 ∙ 2 = 90(уп.) – вчера

2)6 ∙ 90 = 540(б.) сегодня

1) 45∙ 6 = 270(б.) – вчера

2)270 ∙ 2 = 540(б) – сегодня

1)45 ∙ 2 = 90(уп.) – вчера

2)90 ∙ 2 = 540(б.) – сегодня

Цель: обсуждение решения задачи, выбор правильного решения проблемы

Умение выражать и отстаивать свою точку зрения в диалоге с партнёрами (коммуник.)

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; выделение необходимой информации из текста, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (позн.)

планирование, контроль коррекция, оценка( регул.)

Рефлексия деятельности (итог урока) (5 мин)

-Как вы считаете, все цели, которые мы поставили себе в начале урока были достигнуты или нет? Обоснуйте свой ответ.

— Как вы поняли эпиграф нашего урока?

Оцените свою работу на уроке в целом. Нарисуйте в тетради квадратик подходящего цвета

Я сегодня оцениваю на отлично работу………….

Хорошо работали …………….

Работу ……, …….., ……. я оценю в тетрадях.

Высказывают свои мнения

Делают самооценку

Цель: самооценка результатов деятельности

Смыслообразование, нравственно-этическое оценивание (личност)

Моделирование (познават),

Оценка(регулят)

Домашнее задание

-Откройте дневники, запишите домашнее задание: задание будет в двух вариантах, какой вам подходить больше выберите сами

I вариант с. 69 № 6, с. 72 № 348

II вариант с.69 № 8, с 72 № 352

Записывают домашнее задание

Цель: :постановка целей самостоятельной работы, разъяснение критериев успешного выполнения работы

Самоопределение (личн.)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here