Тема урока: Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0
Тип урока: Урок обобщения и систематизации
Форма урока: урок самостоятельных работ
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, учебник М.И.Моро 4 класс
Общеучебные цели:
-
обобщить имеющиеся у детей знания о действии умножения;
-
выработать у учащихся умение использовать для рационализации вычислений свойства умножения;
-
развивать устные и письменные вычислительные навыки, умения решать
задачи.
Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся практических навыков
Цель: научить работать самостоятельно и в группах через формирование УУД
Личностные УУД:
-
Развивать интеллектуальные умения: анализировать и обобщать.
-
Развивать познавательную активность, память, внимание, речь и интерес к чтению.
-
Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказать ее и
аргументировать.
Коммуникативные УУД:
-
Содействовать развитию умения общаться между собой.
-
Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
-
Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Познавательные УУД:
-
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели раздела, урока;
-
выбор наиболее эффективных способов решения задачи;
-
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности самостоятельно и в группе;
-
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации
-
действие со знаково-символическими средствам(замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Регулятивные УУД:
-
формировать умение планировать, прогнозировать свою деятельность;
-
контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.
Деятельность учащихся | Цели этапа | Планируемые результаты | |
Мотивация к деятельности (3 мин): | |||
— Вижу, что вы готовы к работе. — Я попрошу вас охарактеризовать свое настроение в начале нашего урока
У меня сегодня радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Стране Математики.
— Садитесь, запишите число, классная работа
|
Встают друг к другу лицом и рассказывают стоящему напротив о своём настрое на урок
Делают запись в тетради
| Цель: включение в учебную деятельность на эмоциональном уровне; организация осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности, определение целей и содержательных рамок урока | Самоопределение (личн.) Волевая регуляция (регулят.) |
Проверка домашнего задания | |||
Проверка домашнего задания — Консультанты проверят выполнение домашнего задания
| Консультанты проверяют наличие и качество выполнения домашнего задания | Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися
| Целеполагание (регулят.) |
Целеполагание
| |||
— В каком разделе математики мы закончили путешествие?
— Чему вы научились за это время?
— Как вы предполагаете, какой раздел математики будем изучать дальше. -Почему вы так считаете?
— Вы правы, дальше нам предстоит путешествие по разделу «Умножение и деление».
-Это новый для вас раздел или вы уже знакомы с умножением и делением?
— Откройте страницу 72 учебника И попробуйте при помощи нашего друга Математика, вверху страницы, определить, чему мы будем учиться в этом разделе?
— Какая тема нашего урока сегодня?
— Сегодня на уроке мы будем обобщать знания об умножении, и совершенствовать вычислительные навыки
— Рассмотрите страницу урока. Какие знания и умения мы сегодня должны отработать ?
-Встаньте , прочитайте эпиграф к нашему уроку: «Опыт – самый лучший учитель». (запись на доске)
-Как вы поняли это выражение мы выясним в конце урока.
| Отвечают на вопросы -Сложение и вычитание
-Научились устно и письменно складывать и вычитать многозначные числа. -Решать уравнения нового вида на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого -Решать задачи нового вида
Делают предположения, обосновывают. -Будем изучать умножение и деление, так как мы не умеем ещё пока делить многозначные числа
Отвечают на вопросы -Нет, мы уже знакомы с этими действиями
Открывают учебники, ставят общую цель раздела — Будем учиться умножать и делить на многозначные числа
Определяют тему урока -Умножение на однозначное число
Определяют цели урока -Умение умножать на однозначное число. -Использование свойств умножения в вычислениях. -Умение решать задачи
Встают, хором читают | Цель: определить тему и цель урока Мотивация к деятельности | Постановка и формулирование проблемы (позн.);
Целеполагание, прогнозирование (регулят.)
Анализ, синтез (познав.)
|
Актуализация знаний
| |||
— Объясните, на что указывает каждое число: (запись на доске) a ∙ 3 ?
— Как вычислить другим способом?
— Как называются числа при умножении?
— Прочитайте запись разными способами: (запись на доске) m ∙ 3 = k?
— Докажите, что эти равенства верны а∙1= а а∙ 0= 0?
— Какие свойства умножения вам известны?
-Если вы что-то забыли, где можно найти информацию?
| Объясненяют -Число а взяли слагаемым 3 раза
Объясняют смысл записанного на доске выражения : — Число а взять слагаемым 3 раза а + а + а
-Множитель, множетель, произведение
Читают запись, используя названия компонентов действия умножения
Доказывают, приводят примеры
Отвечают на вопрос Переместительное, сочетательное и распределительное -Информацию можно найти в конце учебника | Цель: актуализация опорных знаний и способов действий; стимулирование учащихся к овладению рациональными приёмами учения и самообразования | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (позн.); установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств (позн.)
|
Физкультминутка для глаз 0,5 мин | |||
Самостоятельная работа. Принятие собственного решения | |||
-Сейчас вы будете работать самостоятельно -Каждый возьмёт карточку №1 и прочитает задание. -Всё ли вам понятно в задании? Задайте вопрос, если возникли трудности в понимании задания.
-Приступите к выполнению задания
— Проверим правильность выполнения работы. Первый вариант кто готов проверить свои знания? — Кто может возразить …, привести другие доказательства? Или выразить своё согласие с мнением…. -Какая версия оказалась верной узнаем чуть позже, а сейчас выслушаем ребят 2-го вариант9аналогичная работа со 2 и 3 вариантами — Проверим чьи мнения оказались верными (слайд 5)
Самооценка Оценивание отвечающих учителем
|
Самостоятельно выполняют задание
Ученик выдвигает и доказывает свою гипотезу Высказываются иные мнения, если таковые есть | Цель: практическое применение полученных ранее знаний |
Планирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в случае затруднения (регулят.)
Самоопределение (личн.) Пост роение логической цепи рассуждений, доказательств (позн.) Осознанное и произвольное построение высказывания (позн.) контроль, коррекция, оценка (регул.) |
Работа в группах | |||
— Следующее задание вы будете выполнять в группах по 4 человека (две соседние парты)
-Повторим порядок работы в группе
мнений.
группы -Вспомните правило работы в группе — Сейчас каждая группа встанет, возьмётся за руки и глядя друг другу в глаза проговорит это правило вслух :
“Каждый должен высказаться и выслушать каждого”.
-Возьмите карточку 2, прочитайте задание №1в группе . Задайте вопрос, если возникли трудности в понимании задания.
-Начните выполнять задание
— Проверим, что у вас получилось При решении каких выражений вы будете применять переместительное свойство умножения, объясните, почему вы так думаете? -Сочетательное свойство? -Распределительное? -Каждая группа встанет, возьмётся за руки и даст словесную оценку своей работы
|
Группы встают, берутся за руки, проговаривают правила работы в группе
Садятся, выполняют задание
Дают ответы, сравнивают, с эталоном
| Цель: применение знаний на практике |
Умение вступать в сотрудничество, согласовывать действия с партнёром, выражать и отстаивать свою точку зрения и отстаивать её в диалоге (коммуник.)
Планирование, волевая саморегуляция в случае затруднения (регулят.)
Самоопределение (личн.) Пост роение логической цепи рассуждений, доказательств (позн.) Осознанное и произвольное построение высказывания (позн.) контроль, коррекция , оценка (регул.)
|
Работа в парах | |||
-Сейчас вы выполните второе задание на этой карточке, но сначала его прочитаем и выясним всё ли понятно в задании
— Проверим результаты вычислений. Один из вас будет называть результаты действий, остальные ребята сравнивают ответ со своей записью в тетради, если кто-то не согласен с отвечающим, то встаёт из-за парты. Мы выслушаем и другое мнение -Сделайте вывод как вы поработали в паре
|
Читают задание, обсуждают Работают над заданием
Ученик называет ответы, в случае разногласий аргументирует свой ответ | Цель: развитие устных и письменных вычислительные навыков | Выполнение действий по алгоритму (позн), Умение вступать в сотрудничество, согласовывать действия с партнёром, выражать и отстаивать свою точку зрения и отстаивать её в диалоге (коммуник.)
контроль, коррекция (регулят.) |
Физкультминутка | |||
Вверх рука и вниз рука. | Разминаем шею. Стой! | ||
Самостоятельная работа | |||
— Пришло время решать задачу. Выполните задание №3 каждый сам. Это задача, внимательно её прочитайте: о чём задача, что известно из условия, вдумайтесь о том, что спрашивается в задаче, устно составьте план решения: что и как вы будете узнавать, приступайте к решению
| Самостоятельно читают и решают задачу | Цель: практическое применение отработанных навыков | смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (познав.) целеполагание; волевая саморегуляция в ситуации затруднения коррекция(регул)
|
Работа в группах | |||
— Обсудите в группах решение задачи, постарайтесь доказать своим товарищам правильность вашего решения. Решение запишите крупно на листочке, чтоб отвечать у доски. Не забывайте о правилах и порядке работы в группе
-Выслушаем теперь разные мнения о том как решается эта задача
-Какой же вариант решения мы будем считать наиболее правильным? Почему вы так думаете? (возможно дети предложат выбрать 2-й способ решения, т.к. выполнять вычисления здесь легче)
| Обсуждают в группах решение задачи, приводят аргументы в пользу своего решения
Выступление учащихся, отстаивание точки зрения
1) 6 ∙ 45 = 270(б.) – вчера 2)270 ∙ 2 = 540(б) – сегодня
1)45 ∙ 2 = 90(уп.) – вчера 2)6 ∙ 90 = 540(б.) сегодня
1) 45∙ 6 = 270(б.) – вчера 2)270 ∙ 2 = 540(б) – сегодня
1)45 ∙ 2 = 90(уп.) – вчера 2)90 ∙ 2 = 540(б.) – сегодня | Цель: обсуждение решения задачи, выбор правильного решения проблемы | Умение выражать и отстаивать свою точку зрения в диалоге с партнёрами (коммуник.) смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; выделение необходимой информации из текста, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (позн.) планирование, контроль коррекция, оценка( регул.)
|
Рефлексия деятельности (итог урока) (5 мин)
| |||
-Как вы считаете, все цели, которые мы поставили себе в начале урока были достигнуты или нет? Обоснуйте свой ответ. — Как вы поняли эпиграф нашего урока? Оцените свою работу на уроке в целом. Нарисуйте в тетради квадратик подходящего цвета Я сегодня оцениваю на отлично работу…………. Хорошо работали ……………. Работу ……, …….., ……. я оценю в тетрадях. | Высказывают свои мнения
Делают самооценку
| Цель: самооценка результатов деятельности | Смыслообразование, нравственно-этическое оценивание (личност) Моделирование (познават), Оценка(регулят) |
Домашнее задание | |||
-Откройте дневники, запишите домашнее задание: задание будет в двух вариантах, какой вам подходить больше выберите сами I вариант с. 69 № 6, с. 72 № 348 II вариант с.69 № 8, с 72 № 352
| Записывают домашнее задание | Цель: :постановка целей самостоятельной работы, разъяснение критериев успешного выполнения работы | Самоопределение (личн.) |