Урок –изучения нового материала по математике в 6 классе
по теме «Умножение рациональных чисел».
Тема урока: Умножение рациональных чисел.
Цели урока: формирование знаний об умножении рациональных чисел через совместную деятельность, нацеленную на предметный результат.
-
вывести правила умножения рациональных чисел;
-
Создать условия для развития умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, учить думать, высказывать свое мнение;
-
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение работать в парах, индивидуально.
Ход урока:
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||
1.Организационный момент. (1 мин.) | Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня мы продолжим знакомиться с действиями над положительными и отрицательными числами. Хорошей вам работы на уроке и отличных оценок.
| Дети приветствуют учителя. Садятся. | ||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний(3 мин.) | Фронтальный опрос: 1.Какие числа называются положительными? 2. Какие числа называются отрицательными ? 3. Какие числа называются целыми? 4. Что такое модуль числа? 5. Как сложить числа с разными знаками? 6. Как сложить числа с одинаковыми знаками? Игра « Да- нет» Игра «Да – нетка»: 1. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами + 2. Для каждого числа есть два противоположных ему числа — 3.Модулем числа а называют расстояние от начала координат до точки А(а) + 4.Модуль числа 0 равен нулю + 5.Модуль числа может быть отрицательным — 6.Противоположные числа имеют разные модули — 7.Из дух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше + 8.Нуль меньше любого отрицательного числа — 9.Нуль меньше положительного числа + 10.Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится +
Устный счет.
25; -11; 0; 7.5;-8; -23; 609; 8; -5; -0.5; 12. Из данных чисел выберите:
. 3. Откройте тетради. Запишите число. Решив в тетради следующие примеры, вы сможете узнать тему сегодняшнего урока ( тема урока закодирована): —3+5 Ж (-4) 12-(-2 ) И 3 -3+15 Н 12 -6+(-1) О (-7) -7+3 -13-2 М 14 18+(-6) У 2 (- 3)+6 Е (-15) или 15 (-5) * 3 Сверим ответы. |
Дают определение положительных чисел Дают определение целых чисел Дают определение модуля числа. Дают определение сложения целых чисел с одинаковым знаком. Дают определение сложения чисел с разными знаками.
Отвечают на вопросы отмечая в тетради ( взаимопроверка)
| ||||||||||||||||||
3.Постановка проблемы (2мин.) | Какое слово получилось в результате вычислений примеров?
Создание проблемной ситуации.
— Последние два примера были одинаковы для всех? — Какие ответы получились?
Так какая тема нашего урока? Запишите тему урока в тетради. |
Умножение
Да. 15и(-15) Не знаем правила умножения целых чисел, а последние примеры на это действие.
Умножение
Натуральных и дробных положительных, да.
Мы должны научиться умножать целые числа.
Умножение рациональных чисел.
| ||||||||||||||||||
4. Открытие детьми нового знания (8мин.) | Объясните, как получили в предпоследнем примере ответ 15?(-15)?
Те, у кого получилось (-15), объясните, как вы рассуждали?
Каким действием можно проверить кто прав? А как теперь умножить(-3)*(-5)?
Историческая справка:
Еще XVIII веке великий русский ученый, математик и механик Леонард Эйлер объяснил правило умножения отрицательных чисел примерно следующим образом. Ясно, что (-5)*3=(-15). Поэтому произведение (-5)*(-3) не может быть равно (-15). Однако оно должно быть связано как-то с числом 15. Остается одна возможность (-5)*(-3)=15.
Правила знаков при умножении ( + ) · ( + ) = ( + ) ( — ) · ( — ) = ( + ) ( + ) · ( — ) = ( — ) ( — ) · ( + ) = ( -)
Для этих правил должны быть справедливы ранее нами изученные законы сложения:
а*в = в*а а*(в*с)=(а*в)*с (а + в)*с = а*с + в*с
Поэтому существует другой способ доказательства
А теперь решите такие примеры: 5*(-1); -36*(-1).Сделайте вывод.
0*(-6); 0*(-3); 0*(-106); -7*0. | Умножали два числа с разными знаками, значит, в ответе должно получиться отрицательное число. Минус умножить на минус будет плюс (другие рассуждения). Учащиеся объясняют.
Сложением.
Решают. Проверяют.
Учащиеся формулируют правила с помощью наводящих вопросов учителя.
переместительный сочетательный распределительный
см. стр.122 учебника
При умножении числа на (-1) получаем противоположное число. При умножении нуля на целое число получается 0. | ||||||||||||||||||
5. Первичное закрепление (8 мин.) | Определить знак произведения и вычислить (работа в парах)
Делаем вывод, формулируя мнимое правило.
Условившись положительные числа связывать со словом “друг”, а отрицательные числа со словом “враг”, древние употребляли интересное правило умножения:
Вывод: 1) Произведение двух чисел одного знака положительно, а произведение двух чисел с разными знаками отрицательно;
– Откройте учебник, прочитайте правила, сравните их с теми, которые мы вывели сами, сделайте вывод, как умножить два отрицательных числа, как умножить два числа с разными знаками: | слайд
(+X)*(+X)=(+X)
(+X)*(-X)=(-X)
(-X)*(+X)=(-X)
(-X)*(-X)=(+X)
Правила знаков при умножении ( + ) · ( + ) = ( + ) ( — ) · ( — ) = ( + ) ( + ) · ( — ) = ( — ) ( — ) · ( + ) = ( -)
стр.120 | ||||||||||||||||||
6. Физминутка (1 минута) |
| Под звуки музыки ребята выполняют упражнения | ||||||||||||||||||
7.Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой (10 мин.)
Рефлексия по ср | Решение обучающей самостоятельной работы.
Проверяем. Какие у вас возникли затруднения? Как вы думаете почему? Над чем еще нужно работать, чтобы избежать этой ошибки?
| Учащиеся решают примеры (работа с учебником) Работают в парах . Учащиеся обмениваются листами и проверяют работу соседа, ставя по критериям оценку.
Критерии оценивания работ. За правильно решенные задания менее 6 заданий «2»; 6-9 заданий- «3»; 10-12 заданий- «4»; Нет ошибок- «5».
Работы сдают учителю для перепроверки.
| ||||||||||||||||||
8.Практическое применение (4 минут) | 1. При увеличении температуры воздуха на 10 столбик ртути в термометре поднимается на 3 мм. 2) На сколько изменится высота столбика ртути, если температура воздуха изменится на -50С? 2. Турист движется по шоссе со скоростью
|
Слайд
Слайд
| ||||||||||||||||||
9.Итог урока (2мин.)
Рефлексия: (1 минута) | – А теперь давайте попытаемся понять, что же каждому из нас дал сегодняшний урок. Интересно ли вам сегодня было? Чему научились? Что вызвало затруднение?
Какие цели ставили перед собой?
Достигли цели урока?
Задание на дом (дифференцированное):
В заключенни урока мне бы хотелось прочитать стихотворение: «К математике способность проявляй, Не ленись, а ежедневно развивай. Умножай, дели, трудись, соображай, С математикой дружить не забывай». Оценим свои знания. Как мы сегодня поработали? Удовлетворительно – смайлик желтый. Хорошо – смайлик зеленый. Отлично – смайлик красный..
Всем спасибо за урок. Урок закончен. |
Не знали правила умножения целых чисел. Проверка умножением сложением Вывели правила умножения целых чисел.
Научиться умножать целые числа
Да. 1. выучить правило умножения рациональных чисел 2.решить № 525 , стр. 123.№ 551, стр.127 Учитель читает стихотворение.
Каждый ученик берет у себя на парте подходящего смайлика для своих знаний и прикрепляет их к парте где он сидит. |