Технологическая карта урока математики. Учитель: Янкова Ирина Викторовна
Класс: 3
Тема урока: «Умножение трёхзначного числа на однозначное».
Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма умножения трёхзначного числа на однозначное через различные виды деятельности учащихся.
Задачи урока.
Образовательные:
— расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; освоение алгоритма умножения трёхзначного числа на однозначное; умение
вычислять произведение; совершенствование вычислительных навыков, навыков устного счёта; совершенствование умения работать в коллективе, в
паре и самостоятельно.
Развивающие:
— развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления; активизация умственной деятельности; развитие коммуникативных умений.
Воспитательные:
— воспитание умения слушать, общаться, стремление сознательно соблюдать дисциплину; воспитание ответственности и добросовестного отношения к
работе, уважительных и доброжелательных отношений к товарищам; пропаганда здорового образа жизни
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД:
— работать по предложенному плану, инструкции; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
— раскрывать значение понятия «множитель», «произведение», «сумма», «разность» и использовать их в активном словаре;
— определять условия письменного умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд и обосновывать свое мнение;
— определять правильность умножения двузначного числа на однозначное и обосновывать свое мнение;
-определять порядок письменного умножения трехзначного числа на однозначное и обосновывать свое мнение;
— использовать приобретенные знания при определении количества тесьмы для окантовки прихватки.
Коммуникативные УУД:
— формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога;
— согласовывать позиции и находить общее решение;
— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; определять общие для всех правила поведения; уметь осознанно и внимательно читать задания; выражать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| |
1.Самоопределение к деятельности. Мотивирование к учебной деятельности.
| -С ней идти гораздо легче И немного веселей, С ней не давит груз на плечи И кругом полно друзей.
— Займите свои рабочие места.
— Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Пустой слайд |
-Улыбка Включаются в урок, в сотрудничество с одноклассниками и с учителем.
| Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Создание ситуации успеха.
| — На следующей строчке запишите последнюю цифру сегодняшнего числа. — В следующей клетке запишите цифру, показывающую порядковый номер текущего дня. — Рядом запишите последнюю цифру предыдущего года. — Что вы о нём можете сказать?
|
— 3
— 5
— 4 — 354 — Оно натуральное, некруглое, стоит на 354 месте в ряду натуральных чисел, ему предшествует число 353, за ним стоит число 356. Сумму цифр этого числа 12. Оно трехзначное. В нем 3 сотни, 5 десятка, 4 единицы. Дети записывают | Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Познавательные: общеучебные универсальные действия (выделение цели, выделение информации необходимой на уроке). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция. Познавательные: логические — анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
| -Запишите самостоятельно другие трехзначные числа, используя эти цифры. Цифры в записи числа не должны повторяться. — Что означает цифра 4 в подчеркнутых числах?
— Отчего это зависит?
— Чем похожи все эти числа? — Какие задания вы можете предложить для выполнения с трехзначными числами?
(Выполнение задания на слайде) — Назови числа в порядке возрастания? -Какое число лишнее? 78 -Какое число является предыдущим для числа 231? 230 -Какое число является последующим для числа 679? 680 -В каком числе количество сотен и десятков одинаково? -Какое число меньше 960 на 6 единиц? 954 -В каком числе количество десятков отсутствует? 108 -В каких числах сумма цифр равна 18? 495 -Какое число следует при счёте за числом: 482 – 483 810 – 811 529 – 530 699 – 700 500 – 501 479 – 480 -Какое число предшествует при счёте числу: 900 – 899 400 – 399 187 – 186 360 – 359 590 — 589 -Вычисли 82+18=100 100+265=365 365-30=335 335+265=600 600-14=586 586-40=546 546+300=846 — Посмотрите на доску. 800 • 3 300 • 4 — На какие две группы можно распределить данные выражения?
— Пример какого столбика мы сможем решить легко и быстро? Почему? — Запишите в тетрадь ответы примеров первого столбика.
— Кто записал, проверьте по образцу.
— Запишите в тетрадь ответы примеров второго столбика.
— Так какова же тема сегодняшнего урока.
— Какую цель вы можете поставить перед собой?
— Зачем нам надо знать, как умножать трехзначное число на однозначное? |
— 354, 345, 534, 543, 435, 453
— Они трехзначные. — Назвать числа в порядке убывания и возрастания, назвать последующие и предыдущие числа, сравнить, сложить, вычесть, назвать лишнее, представить в виде суммы разрядных слагаемых.
— на умножение круглых и некруглых трехзначных чисел.
-Первого столбика. Мы умеем умножать круглые трехзначные числа.
— 2400, 1200, 3200
— Нам такие примеры еще не встречались. Мы еще не умеем умножать трехзначное некруглое число на однозначное.
— Умножение трехзначного числа на однозначное
— Применять этот способ умножения при решении примеров, задач, уравнений. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: определять взаимосвязь между действием сложения и действием умножения при вычислении арифметического действия, обосновывать своё суждение; анализировать способы вычисления; |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
| —Итак, начнем открывать новое. -Какой способ умножения дает нам данное выражение? — Решаем у доски 423 • 2 = (400 + 20 + 3) • 2 = 400•2 + 20•2 + 3•2 =
-Как его можно прочитать?
-Какой результат получили?
— Удобна такая запись?
—Решение этого примера можно записать по-другому. — Кто догадался, как?
— Когда устно выполнить умножение трудно, удобно записать решение столбиком, используя знак «×».
Где мы можем найти ответ на интересующий нас вопрос? |
— Умножение суммы на число.
-Чтобы сумму умножить на число, умножаем каждое слагаемое на это число и полученные результаты складываем. -846 — Нет. Длинная. Занимает много места.
-Столбиком
| Познавательные: логические — анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев, выведение следствий, доказательство. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. |
5. Реализация построенного проекта.
| — Открываем учебник 2 части на странице 12 № 276 и прочитаем алгоритм решения примера 213 и 4 столбиком. Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное
Чтобы трехзначное число умножить на однозначное число, надо: 1. Написать второй множитель под первым так, чтобы единицы были под единицами. 2.Умножить единицы и написать единицы под единицами, а десятки запомнить. 3.Умножить десятки и к полученному числу прибавить число десятков, которое запоминали, и написать полученное число под десятками. 4. Умножить сотни и написать полученное число под сотнями. 5. Назвать ответ.
| — читают
| Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль, коррекция; Познавательные: моделирование, логические —решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
6. Первичное закрепление | — Используя алгоритм, решим примеры на слайде, записав действия столбиком. 246 163 282 352 417
|
| Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль, коррекция; Познавательные: моделирование, логические —решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные : сотрудничество в поиске и выборе информации |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| 1)А теперь решим примеры на стр. 12 № 276 2) на умножение трёхзначных чисел, используя известный алгоритм, мальчики – левый столбик, девочки – правый столбик. 228 • 3 329 • 3 -Проверили результаты примеров на слайде. (684, 864, 915, 117, 498, 858)
|
Дети решают примеры — мальчики – левый столбик, девочки – правый столбик.
| Регулятивные: — выполнять учебное задание в соответствии с правилом; умение применять правила порядка выполнения действий при нахождении значений выражений, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, управление поведением партнёра Коммуникативные : — выполнять учебные задания в паре; — формулировать высказывания, используя математические термины; Регулятивные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. |
8. Включение в систему знаний и повторений | — Где нам может пригодиться умение умножать трёхзначное число на однозначное?
1) Прочитаем задачу: Сколько всего метров ткани привезли в магазин?
— Какие слова возьмём для краткой записи условия задачи?
— Что известно в задаче?
— Что говорится про шерстяную ткань?
— Что говорится про гардинное полотно?
-Что нужно узнать в задаче?
Обсудите в паре решение и запишите в тетрадь.
2) Решение уравнения 859 – b = 124 • 3
3) Задача на развитие логики
-Проверим
| — Можно использовать при решении задач.
— Ситец, шерсть, гардины
— В магазин привезли 123 м ситца
— Шерстяной ткани в 3 раза больше, чем ситца
— Гардинного полотна на 96 м меньше, чем ситца и шерстяной ткани вместе.
— Сколько всего метров ткани привезли в магазин?
| Регулятивные: планирование, прогнозирование Коммуникативные -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Личностные: самоопределение, Смыслообразование. |
9. Рефлексия деятельности (итог урока)и домашнее задание
| -Домой возьмёте на стр. 12 №№ 277, 279
— Что нового узнали на уроке?
— Какими способами можно умножать трёхзначное число на однозначное?
— Где используются данные знания?
— Что бы вы могли рассказать своему другу об уроке по схеме: ЗНАЮ Я УМЕЮ |
-Как умножать трёхзначное число на однозначное
— Удобнее умножать столбиком
-При решении задач, примеров, уравнений. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалоговой речью; Личностные: Смыслообразование, нравственно-этическая ориентация |