Технологическая карта урока математики. Учитель: Янкова Ирина Викторовна

Класс: 3

Тема урока: «Умножение трёхзначного числа на однозначное».

Цель урока: Создание условий для усвоения алгоритма умножения трёхзначного числа на однозначное через различные виды деятельности учащихся.

Задачи урока.

Образовательные:

— расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; освоение алгоритма умножения трёхзначного числа на однозначное; умение
вычислять произведение; совершенствование вычислительных навыков, навыков устного счёта; совершенствование умения работать в коллективе, в
паре и самостоятельно.

Развивающие:

— развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления; активизация умственной деятельности; развитие коммуникативных умений.

Воспитательные:

— воспитание умения слушать, общаться, стремление сознательно соблюдать дисциплину; воспитание ответственности и добросовестного отношения к
работе, уважительных и доброжелательных отношений к товарищам; пропаганда здорового образа жизни

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:
— работать по предложенному плану, инструкции; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:
— раскрывать значение понятия «множитель», «произведение», «сумма», «разность» и использовать их в активном словаре;

— определять условия письменного умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд и обосновывать свое мнение;

— определять правильность умножения двузначного числа на однозначное и обосновывать свое мнение;

-определять порядок письменного умножения трехзначного числа на однозначное и обосновывать свое мнение;

использовать приобретенные знания при определении количества тесьмы для окантовки прихватки.

Коммуникативные УУД:
— формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; определять общие для всех правила поведения; уметь осознанно и внимательно читать задания; выражать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.Самоопределение к деятельности. Мотивирование к учебной деятельности.

-С ней идти гораздо легче

И немного веселей,

С ней не давит груз на плечи

И кругом полно друзей.

— Займите свои рабочие места.

— Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Пустой слайд

-Улыбка

Включаются в урок, в сотрудничество с одноклассниками и с учителем.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Создание ситуации успеха.

— На следующей строчке запишите последнюю цифру сегодняшнего числа.

— В следующей клетке запишите цифру, показывающую порядковый номер текущего дня.

— Рядом запишите последнюю цифру предыдущего года.

— Какое число у вас получилось?

— Что вы о нём можете сказать?

— 3

— 5

4

— 354

— Оно натуральное, некруглое, стоит на 354 месте в ряду натуральных чисел, ему предшествует число 353, за ним стоит число 356. Сумму цифр этого числа 12. Оно трехзначное. В нем 3 сотни, 5 десятка, 4 единицы.

 Дети записывают

Личностные:

самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Познавательные:

общеучебные универсальные действия (выделение цели, выделение информации необходимой на уроке).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция.

Познавательные: логические — анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Запишите самостоятельно другие трехзначные числа, используя эти цифры. Цифры в записи числа не должны повторяться.

— Какие числа у вас получились?

— Что означает цифра 4 в подчеркнутых числах?

 

 — Отчего это зависит?

 

— Чем похожи все эти числа?

— Какие задания вы можете предложить для выполнения с трехзначными числами?

 

(Выполнение задания на слайде)

— Назови числа в порядке возрастания?
78, 108, 230, 336, 460, 495, 680, 954

-Какое число лишнее? 78

-Какое число является предыдущим для числа 231? 230

-Какое число является последующим для числа 679? 680

-В каком числе количество сотен и десятков одинаково?
336

-Какое число меньше 960 на 6 единиц? 954

-В каком числе количество десятков отсутствует? 108

-В каких числах сумма цифр равна 18? 495

-Какое число следует при счёте за числом:

482 – 483

810 – 811

529 – 530

699 – 700

500 – 501

479 – 480

-Какое число предшествует при счёте числу:
217 – 216

900 – 899

400 – 399

187 – 186

360 – 359

590 — 589

-Вычисли

82+18=100

100+265=365

365-30=335

335+265=600

600-14=586

586-40=546

546+300=846

— Посмотрите на доску.

800 • 3        300 • 4
234 • 2        432 • 3
324 • 4        400 • 8

— На какие две группы можно распределить данные выражения?

 

 

— Пример какого столбика мы сможем решить легко и быстро? Почему?

 

— Запишите в тетрадь ответы примеров первого столбика.

— Кто записал, проверьте по образцу.

— Запишите в тетрадь ответы примеров второго столбика.

— Так какова же тема сегодняшнего урока.

Какую цель вы можете поставить перед собой?

— Зачем нам надо знать, как умножать трехзначное число на однозначное?

354, 345, 534, 543, 435, 453


В числе 354 – сотни,
в числе 5
34 – десятки,
в числе 45
3 – единицы.


От места, которое цифра занимает в записи числа.

— Они трехзначные.

— Назвать числа в порядке убывания и возрастания, назвать последующие и предыдущие числа, сравнить, сложить, вычесть, назвать лишнее, представить в виде суммы разрядных слагаемых.


  

— на умножение круглых и некруглых трехзначных чисел.

-Первого столбика. Мы умеем умножать круглые трехзначные числа.

— 2400, 1200, 3200

— Нам такие примеры еще не встречались. Мы еще не умеем умножать трехзначное некруглое число на однозначное.

— Умножение трехзначного числа на однозначное



-Научиться умножать трёхзначное число на однозначное.

— Применять этот способ умножения при решении примеров, задач, уравнений.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные:

определять взаимосвязь между действием сложения и действием умножения при вычислении арифметического действия, обосновывать своё суждение;

анализировать способы вычисления;

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Итак, начнем открывать новое.

-Какой способ умножения дает нам данное выражение?

— Решаем у доски

 423 • 2 = (400 + 20 + 3) • 2 = 400•2 + 20•2 + 3•2 =
800 + 40 + 6 = 846

 

-Как его можно прочитать?

 

 

-Какой результат получили?

— Удобна такая запись?

Решение этого примера можно записать по-другому.

Кто догадался, как?

— Когда устно выполнить умножение трудно, удобно записать решение столбиком, используя знак «×».

Где мы можем найти ответ на интересующий нас вопрос?

— Умножение суммы на число.

 

-Чтобы сумму умножить на число, умножаем каждое слагаемое на это число и полученные результаты складываем.

-846

— Нет. Длинная. Занимает много места.

-Столбиком


-В учебнике.

Познавательные:

логические — анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев, выведение следствий, доказательство.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

5. Реализация построенного проекта.

— Открываем учебник 2 части на странице 12 № 276 и прочитаем алгоритм решения примера 213 и 4 столбиком.

Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное

Чтобы трехзначное число умножить на однозначное число, надо:

1. Написать второй множитель под первым так, чтобы единицы были под единицами.

2.Умножить единицы и написать единицы под единицами, а десятки запомнить.

3.Умножить десятки и к полученному числу прибавить число десятков, которое запоминали, и написать полученное число под десятками.

4. Умножить сотни и написать полученное число под сотнями.

5. Назвать ответ.

читают


Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль, коррекция;

Познавательные: моделирование, логические —решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6. Первичное закрепление

— Используя алгоритм, решим примеры на слайде, записав действия столбиком.
324 объясняет учитель
3
972

246
4 объясняет ученик


-А сейчас решаем примеры у доски

163 282 352 417
6 3 4 2
978 846 1408 824

Регулятивные: планирование, прогнозирование; контроль, коррекция;

Познавательные: моделирование, логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные : сотрудничество в поиске и выборе информации

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1)А теперь решим примеры на стр. 12 № 276 2) на умножение трёхзначных чисел, используя известный алгоритм, мальчики – левый столбик, девочки – правый столбик.

228 • 3 329 • 3
216 • 4 249 • 2
305 • 3 429 • 2

-Проверили результаты примеров на слайде.

(684, 864, 915, 117, 498, 858)

Дети решают примеры — мальчики – левый столбик, девочки – правый столбик.



Регулятивные:

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

умение применять правила порядка выполнения действий при нахождении значений выражений, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, управление поведением партнёра

Коммуникативные :

— выполнять учебные задания в паре;

— формулировать высказывания, используя математические термины;

Регулятивные:

выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.

8. Включение в систему знаний и повторений

— Где нам может пригодиться умение умножать трёхзначное число на однозначное?

1) Прочитаем задачу:
В магазин привезли 123 м ситца, шерстяной ткани в 3 раза больше, чем ситца, а гардинного полотна на 96 м меньше, чем ситца и шерстяной ткани вместе.

Сколько всего метров ткани привезли в магазин?

— Какие слова возьмём для краткой записи условия задачи?

— Что известно в задаче?

— Что говорится про шерстяную ткань?

— Что говорится про гардинное полотно?

-Что нужно узнать в задаче?

Обсудите в паре решение и запишите в тетрадь.

2) Решение уравнения
859 – b = 124 • 3


— Проверьте решение по образцу

859 – b = 124 • 3
859 –
b = 372
b = 859 – 372
b = 487
859 – 487 = 124 • 3
372 = 372
Ответ:
b = 487

3) Задача на развитие логики


В ящике лежало 64 кубика. Первый мальчик взял половину имеющихся в ящике кубиков. Следующие четверо ребят брали по очереди половину оставшихся в ящике кубиков. Сколько кубиков взял пятый мальчик?

-Проверим

62 : 2 = 32
32 : 2 = 16
16 : 2 = 8
8 : 2 = 4
4 : 2 =2

— Можно использовать при решении задач.

— Ситец, шерсть, гардины

В магазин привезли 123 м ситца

— Шерстяной ткани в 3 раза больше, чем ситца

Гардинного полотна на 96 м меньше, чем ситца и шерстяной ткани вместе.

Сколько всего метров ткани привезли в магазин?

Регулятивные: планирование, прогнозирование Коммуникативные -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Личностные: самоопределение, Смыслообразование.

9. Рефлексия деятельности

(итог урока)и домашнее задание

-Домой возьмёте на стр. 12 №№ 277, 279

— Что нового узнали на уроке?

— Какими способами можно умножать трёхзначное число на однозначное?

— Где используются данные знания?

— Что бы вы могли рассказать своему другу об уроке по схеме:

ЗНАЮ

Я УМЕЮ
МОГУ

-Как умножать трёхзначное число на однозначное

— Удобнее умножать столбиком

-При решении задач, примеров, уравнений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалоговой речью;

Личностные:

Смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here