Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С. Макаренко»
городского округа город Фролово Волгоградской области
Конспект урока по математике
в 1 классе
«Рефлексия способов сравнения»
подготовила
учитель начальных классов
Фалькина Галина Ивановна
Фролово 2012год
КЛАСС: 1 «А»
ПРОГРАММА «Система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: математика
Тема урока: «Рефлексия способов сравнения»
Цели урока: Создать условия для:
-
формирования у обучающихся умений:
-выделять разные свойства в одном предмете и непосредственно сравнивать предметы по разным признакам: длине, ширине, цвету, форме, материалу, количеству, площади, объему;
— моделировать отношения равенства и неравенства величин с помощью схем и формул
-
развития познавательного интереса
Задачи урока:
1.сравнивать и классифицировать геометрические фигуры по их свойствам;
2. классифицировать предметы в группы по одинаковости признаков;
3.моделировать изученные арифметические зависимости
Формировать УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия
Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся смогут:
— выбирать способ сравнения предметов, проводить сравнение;
— использовать буквенную и знаковую символику как средство фиксации признака, по которому сравниваются одни и те же предметы;
-использовать математическую терминологию при записи формул
Оборудование урока: Компьютер, проектор, интерактивная доска, документ- камера, карточки с заданиями для групповой работы, презентация по теме урока
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Ход урока
Формируемые УУД | Деятельность учителя
| Деятельность обучающегося | ||||||||
Организационный момент | Коммуникативные УУД, регулятивные УУД | – Готовы вы начать урок? — Что ждёте от сегодняшнего урока? — С каким настроением пришли на урок? Давайте улыбнёмся друг другу, я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач. |
Свободные высказывания детей
| |||||||
Актуализация опорных знаний | Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД | Математическая разминка. К нам сегодня пришли на урок Маша, Алёша и Сам Самыч и предлагают поиграть в игру «Да-нет » Правила игры. Если вы согласны с тем, что говорится о геометрических фигурах, то показываете знак «согласия» да, если нет «не согласия»
Слайд 2
Оцените свою работу |
— (прямоугольник) — (окружность) + (зелёного) — (ловушка, такого не может быть) оценивают свою работу
| |||||||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Регулятивные УУД, личностные УУД | -По каким признакам умеем сравнивать фигуры и предметы?
Вывод: Предметы сравниваются по: -площади -длине -ширине -размеру -материалу -объему -цвету -форме
-Как можно фиксировать результат сравнения ?
-Кто догадался, чем сегодня займёмся на уроке? | перечисляют признаки, по которым можно сравнивать предметы
-при помощи схем и формул
-сравнивать предметы по разным признакам
| |||||||
Обобщение и систематизация знаний
Физминутка
| Личностные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД
Личностные УУД, коммуникативные УУД
| 1) ЭОР (УМК «Нач. школа. Уроки Кирилла и Мефодия) Урок 01 (Форма, цвет, размер) А) № 10 Расположи фигуры так, чтобы в каждой строке были фигуры одного и того же цвета, а в каждом столбике- фигуры одинаковой формы. Б) № 16 Разгадай головоломку Кузи и Дуси. Вывод: —По каким признакам располагали и сравнивали предметы?
Поиграем в игру «Хлопать- топать»
Правила игры: Я показываю вам 2 предмета. Если они одинаковые (признак, по которому нужно сравнивать, пока не называть), то вы должны хлопать, а если предметы разные, то –топать.
Показать:
Вывод: — Что надо делать, чтобы не ошибаться? 2)Наши друзья предлагают поработать в группах. Повторим правила работы в группах. (Дети занимают места в группах , распределяют поручения)
Маша, Алёша и Сам Самыч принесли нам на урок предметы и геометрические фигуры . — Хотите узнать какие? Отгадайте загадки.
Слайд3 Загадка для 1 группы Эта форма у клубка,
(Получают 2 круга разного размера, но одинакового цвета)
Слайд 4 Загадка для 2 группы На коробку я похож, Ручки ты в меня кладёшь. Школьник, ты меня узнал? Ну, конечно, я -… (Получают 2 пенала разной длины) Слайд5 Загадка для 3 группы Сделаны они все из стекла, (Получают 2 стакана с водой разной формы и 2 одинаковых пустыхстакана)
Слайд 6 Загадка для 4 группы Чёрный Ивашка, ( Получают 2 карандаша разного цвета)
Они предлагают вам такие задания( раздать листочки с заданиями, а также чистые листы, линейки и фломастеры для работы) Задания напечатаны на листочках:
1 группа: Сравните по площади 2 круга. Изобразите отношения фигур с помощью схемы и формулы.
2 группа:. Сравните по длине 2 пенала, результат изобразите с помощью схемы.
3 группа: Сравните по объему 2 стакана с жидкостью. Определите, в каких отношениях они находятся. Результат запишите с помощью формулы.
4 группа: Сравните по цвету 2 карандаша, результат зафиксируйте с помощью схемы и знаков
Проверка: лидеры выходят к доске и защищают работу своей группы
Вывод: — По какому признаку сравнивали?
-Какой способ работает?
Слайд 7
-Оценим работу групп
|
выходят к доске и выполняют задания
-по цвету и форме
выполняют движения: хлопают и топают
показывают знак «ловушка»
быть внимательным
Работаем сообща. Слушаем товарища, договариваемся
да
отгадывают загадки
кружок
пенал
стаканы
карандаш
Оценка выполнения работы
-по площади; -по длине; -по объёму; -по цвету
-наложения; -приложения; -переливания
Оценивают, работа какой группы понравилась больше | |||||||
Физкультминутка
| Личностные УУД, коммуникативные УУД
| Поиграем в игру « Назови предмет» Правила игры: Все встают в круг. Один из играющих стоит посередине. Он указывает на кого- нибудь и говорит: -Назови 5 предметов жёлтого ( или другого) цвета . Или: -Назови 5 предметов из пластмассы (дерева, бумаги). Или: — Назови 5 предметов, одинаковых по форме.
Или: -Назови 5 предметов, одинаковых по площади. И так далее.
Тот, кто затрудняется за 1 минуту назвать предметы, выходит из игры. |
Играют в игру
| |||||||
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Личностные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД
| Слайд 8 1)Перед вами схема. -О чём она вам рассказала?
-Предложите свои задания. — Я предлагаю вам придумать рисунки к данной схеме.
2)Самостоятельное выполнение работы
Проверка ( 2-3 ученика выполняют задание на доске) Оценка выполнения работ — По какому признаку сравнивали фигуры или предметы? 3)Проверь себя! 1 вариант – с. 85 задание 2) 2 вариант – с.85 задание 3)
Проверка выполнения работы с использованием документ – камеры Взаимопроверка. -Поменяйтесь тетрадями, проверим, как выполнили задание ребята 1 варианта.
-Оцените работу ученика
-Какие вопросы хотели бы задать?
Проверим, как справились с заданием ребята 2 варианта
-Оцените работу ученика
-Какие вопросы возникли в ходе проверки выполнения задания?
Оцените работу своего товарища по парте в тетради на полях, используя знаки + и —
Вывод: -По каким же признакам мы научились сравнивать фигуры и предметы?
Слайд 9
-Кто догадался, почему в последней графе я поставила вопросительный знак?
|
-сравнивают 2 фигуры или 2 предмета
предлагают задания, например: сравнить отрезки, к схеме записать формулу и т.д
оценивают работу
называют признаки
самостоятельно выполняют задания
Выходит ученик 1 варианта со своей тетрадью и объясняет, как выполнил задание, используя документ – камеру
Оценивают работу ученика
Задают вопросы
Выходит ученик 2 варианта со своей тетрадью и объясняет, как выполнил задание, используя документ – камеру Оценивают работу ученика Задают вопросы
оценивают работу товарища по парте
перечисляют признаки, по которым можно сравнивать предметы
узнаем новый признак | |||||||
Постановка задачи на следующий урок | Регулятивные УУД, личностные УУД | -На следующем уроке математики откроем новый признак. |
| |||||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Регулятивные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД | Наш урок подходит к концу. — Какую цель мы ставили на уроке?
— Оцените свою деятельность на уроке. — Кому было легко? — В чём испытывали трудность?
-Давайте оценим своё настроение на уроке.
Слайд 10 Спасибо за урок! Все молодцы! |
Сравнивать фигуры и предметы по разным признакам
Было легко… Было трудно…
Моё настроение… Мне захотелось поделиться… Я хочу похвалить своих одноклассников… |
Список использованной литературы
1. Александрова Э.И. Математика. 1 кл.:
В 2-х кн. Кн. 1 / Э. И. Александрова. – 10-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012
2. Учебно — методический комплект «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» математика 1 класс
(Урок 01, Форма, цвет, размер №10, №16)