Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
Белгородского района Белгородской области
Конспект урока по математике
в 1 классе
«Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20»
подготовила
учитель начальных классов
Уколова Галина Владимировна
п. Дубовое
2013
Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению способа сложения числа 5 с однозначными числами.
Задачи урока: познакомить со способом сложения числа 5 с однозначными числами; развивать навыки математического мышления – умение группировать слагаемые в сумме, развивать речь, логическое мышление, пространственные представления; воспитывать сотрудничество, взаимопомощь.
Личностные результаты: ценностное отношение к процессу сложения числа 5 с однозначными числами; осознание учащимися ценности изучаемого способа сложения числа 5 с однозначными числами; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные результаты: умение принимать и сохранять цель урока; умение находить способы решения поставленной цели по получению правильного результата при сложении числа 5 с однозначными числами; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные результаты: знание о способе сложения числа 5 с однозначными числами; формирование математического мышления – умение группировать слагаемые в сумме; совершенствование вычислительных навыков; умение применять знания в жизненных ситуациях; умение решать примеры на сложение.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности
— Ребята, как известно «Математика – царица наук». Каждый раз на уроках математики мы открываем что-то новое. Вот и сегодня нам предстоит новое открытие, а что – мы узнаем позже.
II. Актуализация знаний
— Но прежде, чем приступить к теме нашего урока, мы должны провести разминку для ума.
1) Скажите, пожалуйста, какое сегодня число? Месяц? Время года? День недели? Какой он по счету? Если сегодня четверг, то сколько дней осталось до субботы?
2) «Математическая гусеница»
3) А сейчас работаем парами, на каждом столе лежит домик, его нужно «заселить» жильцами.
III. Постановка учебной задачи.
1) — Прочитайте записи на доске: 6+5 7+5 8+5 9+5
-Что вы можете о них сказать?
— Это суммы. Здесь складывают два числа, одно из них-5
— Кто догадался, примеры, какого вида будем решать?
— Сегодня мы будем прибавлять число пять.
— Кто сформулирует тему урока? (прибавление числа 5)
— Какая же цель сегодня перед нами?
— Откройте тетради, запишите число. Пропишите цифру 5.
— А теперь попробуем решить наши примеры.
— Каким способом можно найти ответ?
1. с помощью фишек;
2. с помощью шкалы линейки;
3. по частям.
— Какой способ вы считаете самым удобным? Мы будем прибавлять число по частям.
-На какие части можно разбить число 5? (1 и 4, 2 и 3)
6 + 5
5 разобьём на две части так, чтобы при прибавлении первой части сразу получилось 10, а затем прибавим оставшуюся часть.
— К 7 прибавить 5;
5 – это 3 и 2; к 7 прибавим 3, получится 10, и к 10 прибавим 2, получится 12.
Значит 7 + 5 равно двенадцати.
8+5 9+5 (ученики объясняют аналогично)
VI. Первичная проверка понимания.
1) Откройте учебники на с. 68. Задание № 4.
— Как удобнее сложить эти числа?
(Удобнее к большему числу прибавить меньшее число, ведь числа можно складывать в любом порядке.)
— Что вы заметили? Какие новые случаи сложения с числом 5 вам встретились? Нужно ли в них раскладывать число 5 на части? Почему?
2) А теперь поработаем по вариантам. Взаимопроверка.
3) Решение задач
С.69 № 6
— Придумайте задачу про бутерброды.
— Что известно в задаче? Что нужно найти? Каким действием мы узнаем, сколько всего бутербродов? (Сложением)
— Запишем решение.
9 + 5 = 14
— Сколько всего бутербродов приготовили? (14)
— Как к 9 прибавили 5? (9+1+4=14)
— Как удобнее прибавлять 5 к числу? (по частям)
4) Работа в группах.
-Ребята, а где нам может понадобиться умение считать? (в магазине). Я предлагаю нам отправиться в магазин. Но так как задание будет непростое, мы поработаем в группах. Послушайте задание.
В магазине продаются кисточки по 5 руб, чернила по 10 руб. и баночки с тушью по 15 руб. У каждой группы есть предмет, который они должны купить обязательно и остальные предметы по желанию. Каждой группе я даю по 30 руб.
* — А теперь попробуйте в парах составить таблицу сложения с числом 5.
V. Рефлексия учебной деятельности
— Вы помните, какую цель мы ставили перед собой? (Научиться складывать число 5 с однозначными числами с переходом через десяток)
— Достигли ли мы этой цели?
— Как же сложить число 5 с однозначными числами? (Надо однозначное число прибавлять по частям, раскладывая его на удобные слагаемые).
— Вы думаете, что вы научились этому? Оцените свою работу. На полях своей тетрадки поставьте
+ — если все было понятно, вы довольны своей работой
? – не все понятно, нужно еще поработать над темой
— — тема осталось непонятной, вы недовольны своей работой
— Что нам надо ещё сделать, чтобы задания выполнять правильно и быстро. (Выучить таблицу прибавления пяти.)
На экологическое панно прикрепляется + 5
Список использованной литературы
1. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / В.Н. Рудницкая. — 4-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2011 («Начальная школа XXI века»).
2. Учим математику с увлечением. /Авт.сост. АВ. Кочергина, Л.И. Гайдина. – М.: 5 за знания, 2007.