бюджетное общеобразовательное учреждение г.Омска
«Средняя общеобразовательная школа №48»
Проект урока по математике
в 1 классе
«Из меньшего числа нельзя вычесть большее»
подготовила
учитель начальных классов
Марусова Валентина Васильевна
г. Омск
2013
Проект урока по предмету «Математика (1 класс)» по программе «Школа XXI века»
Тема: «Из меньшего числа нельзя вычесть большее»
Цель: Создать условия необходимые для понимания детьми смысла данного свойства и умения применять его при вычислениях.
1. Самоопределение к деятельности.
А) Устный счет.
( ответы дети показывают с помощью веера цифр)
5-5 7-0 2-2
8-0 3-3 4-0
12-12 14-14 19-19
Учитель: «Какие правила вам помогли справиться с решением этих примеров?» (опросить несколько обучающихся)
Дети: «Разность двух одинаковых чисел равна нулю. Если из числа вычесть нуль, то получится тоже число».
2. Актуализация знаний.
6-0 6-6 3-5
10-0 8-8 2-6
13-0 15-15 12-13
(Решают примеры самостоятельно, используя шкалу линейки)
Учитель: «Кто желает попробовать решить примеры третьего столбика у доски?»
Обучающийся выходит к доске и начинает рассуждать: «Найдем на линейке число три и отступим от него влево пять шагов по одному шагу: один, два, три … (Линейка кончилась) Почему не получается вычислить?» (Удивляется)
(Вызывается другой обучающийся и пытается решить другой пример 2-6 и 12-13)
3. Постановка проблемы.
Учитель: «Какая проблема у нас обозначилась?»
Дети: «Не можем решить такие примеры, они почему-то не решаются».
Учитель: «Давайте сформулируем цель нашего урока».
Дети: «Мы должны вывести какое-то правило или свойство, которое поможет прояснить ситуацию и научить применять это свойство при вычислениях числовых выражений».
4. Открытие детьми нового знания.
Учитель: «Почему не получается вычислить?»
Дети: «Потому что левее нуля на шкале линейки больше нет чисел».
Учитель: «Числа есть, но мы их пока не изучаем. Кто был внимательным и заметил, что объединяет примеры в столбиках?»
Дети: «В первом столбике вычитается нуль, во втором столбике разность двух одинаковых чисел, а в третьем – первое число (из которого вычитается) меньше, чем второе число (которое вычитается) 3<5, 2<6, 12<13».
Учитель: «Какой вывод можно сделать?»
Дети: «Такое вычитание как в третьем столбике невыполнимо, так как из меньшего числа невозможно вычесть большее».
Учитель: «Кто сможет сформулировать правило?»
Дети: (формулируют правило) «Из меньшего числа нельзя вычесть большее».
Физкультминутка.
5. Первичное закрепление.
А) Просмотреть и объяснить решение примеров:
9-7=? 7-9=?
(Дети самостоятельно «находят» решение и объясняют решение)
Б) Какие действия можно выполнить? Докажи.
0+8 19-19 5+6
2-9 10-0 0-1
(Пояснить 2-9, 0-1; дети упражняются в применение правил)
6. Повторение.
А) Придумай задачу.
Учитель: «Как вы понимаете эти слова?»
(Дети высказывают свои мысли). «Нужно придумать задачу, используя рисунок».
Учитель: «Кто сможет?»
Дети: «С ветки упали 6-ть листьев».
Учитель: «И все? Давайте разберемся. Получилась ли задача?»
Дети: «Нет, задача не получилась». (Ребенок предлагает свою задачу).
«На ветке было шесть листьев, ветер подул, и все листья облетели. Сколько листьев осталось на ветке?»
Учитель: «Как вы узнаете это? С помощью какого действия? Сделайте рисунок к условию задачи. Замените листочки кружочками — (ØØØØØØ). Как записать решение задачи? Какой будет ответ? Сделайте записи в своих тетрадях».
Физкультминутка.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
А) «Верно или неверно?»
9+0=9 1-0=0
9-0=9 0=1=0
5-8=3 0-1=0
Учитель: «Сколько примеров решено неверно?
Дети: «Четыре примера».
Учитель: «Назовите их. Дайте пояснение».
Самооценка – если все правильно, нарисуй , если допустил ошибку нарисуй . .
Б) Дифференцированная работа по группам:
1-ая группа
Вписать числа закрытые кляксами (если трудно решай с помощью шкалы линейки).
2-ая группа
Найти сумму и разность.
(Дети выполняют задание по группам)
Самопроверка. На доске выписаны числа закрытые кляксами (для первой группы).
0, 9, 10, 5, 6, 0
Ответы для второй группы:
9, 4. 6, 7, 6, 8, 0, 7
(Дети проверяют и проводят самооценку)
— всё верно, не допустил ошибки.
— я сомневаюсь, все ли верно.
Коррекция. Оказание помощи обучающимся, которые допустили ошибки.
В) Работа с треугольниками.
Где, какая часть? Рассмотри рисунок и правильно расположи цифры на треугольниках.
(Дети выполняют упражнение самостоятельно,
проверяют в парах.)
(Это задание развивает наблюдательность, внимание, память, учит ориентироваться – на плоскости)
8. Итог урока. Рефлексия.
— Какое затруднение на уроке у нас возникло?
— Что нам помогло разрешить его?
— Что явилось результатом?
— Чему научились на уроке?
(Вывели правило и учились применять его при вычислении числовых выражений)
— Что захотелось узнать?
— Оцени свою деятельность на уроке.
(Всё получилось, я успешен.
Допускал ошибки. Мне всё понравилось. )
Список использованной литературы
-
Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя — М.: Просвещение, 1984.
-
Казачкова С.П. Требование стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. – М.: Планета, 2012.
-
Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Вента – Граф, 2011.