Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 50»
г. Калуги
Конспект урока по математике
в 6 классе
«Деление»
подготовила
учитель математики
Храмченкова Вера Ивановна
г. Калуга
2014
Цели: 1) Формировать, отрабатывать, умение делить отрицательные и положительные числа. Вспомнить свойство единицы и нуля при делении положительных и отрицательных чисел.
2) Развивать логическое мышление учащихся.
3) Воспитывать интерес к предмету настойчивость в достижении цели.
Тип урока: Формирование умений деления отрицательных и положительных чисел.
Формы работы: Фронтальная индивидуальная, устная, письменная, работа в парах.
Ход урока:
На доске девиз урока:
Математику нельзя изучать,
наблюдая как это делает сосед.
-
Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. Давайте с вами поговорим и проверим домашнюю работу. На дом было задан № 1156. Обменяйтесь тетрадками, ответы записаны на доске.
а) 57:(-19)=-3 д) -86,2:(-0,1)=862
б) -123:41=-3 е) -51,34:(-1,7)=30,2
в) -147:(-7) =21 ж)- : = — =- -3
Нет ошибок-5
Одна или две-4
Три или четыре-3
-
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Экология Калужской области. Зимой температура воздуха достигает 30 градусов ниже нуля, но в среднем температура воздуха зимой бывает от 15 до 20 градусов ниже нуля. Летняя температура достигает 25 градусов выше нуля. Температура воды летом в некоторых водоемах 18 градусов, кое-где температура воды и летом, и зимой бывает 4 градуса. Но чтобы можно было летом купаться, необходимо сохранять чистыми водоемы. А в прошлом году во многих водоемах купаться было нельзя. И только в трех источниках можно было брать воду для питья. Поэтому нужно беречь природу. С какими числами мы встретились, обсуждая эту тему?
-30; -15; -20; + 25; + 18; +4; 3. Как видите, отрицательные и положительные числа мы встретили, поговорив об экологии в Калужской области.
А теперь попытаемся понять, чем мы будем заниматься на уроке.
Открыли тетради, посмотрите на таблицу. Решите примеры, данные занесите в таблицу.
№2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | |
-6 | -3 | 3 | -3 | -9 | -4 | -3 |
|
|
|
|
|
|
|
-15:5 -е 15: ( -3) — и
48:(-16) -е 1: ( — ) — д
-54:(-18) -л
3:(-1) -е
45:(-5) -н
Правильно, вы угадали, сегодня мы с вами займемся делением. А сейчас еще раз вспомним алгоритм деления чисел с разными знаками и алгоритм деления отрицательных чисел.
Итак: 1. Чтобы разделить два числа с разными знаками надо:
-
Разделить модуль делимого на модуль делителя.
-
Поставить перед полученным результатом знак минус.
-
Чтобы разделить два отрицательных числа надо разделить их модули.
-
При делении нуля на любое число, не равное нулю, получается нуль.
И самое главное делить на нуль нельзя.
А теперь выясним верно ли выполнено деление:
-
-36:2=-18 + 1) -72:2=36 —
-
60:(-1,5)=4 — 2) 2,8:(-1,4)= -2 +
-
2,7:(-1)=2,7 — 3) 6,8:(-1)=6,8 —
-
-7,5:(-5)=1,5 + 4)-7,5:(-5)=1,5 + 5)-8,1: 9=-0,9 +
Задания выполняются устно они записаны на доске.
-
Контроль усвоения и их коррекция
Самостоятельная работа
Выполните деление и проверьте с помощью умножения.
Задания на карточках у каждого ребенка.
Вариант 1 Вариант 2
-
-4,5:5 10) 100:(-20) 1) -42:6 10)-220:11
-
80:(-8) 11) 90:(-30) 2)-21:(-7) 11)99:(-3)
-
-12:(-2) 12) -150:(-30) 3) 66:(-33) 12)-1:1
-
0:(-11) 13) 1:(-1) 4)0:(-101) 13)140:(-70)
-
15:(-1) 14) 81:(-81) 5) -72:36 14)-3:(-4)
-
-35:5 15) -240:8 6)-20:100 15)-360:(-9)
-
-30:(-2) 7)-77:(-77)
-
-60:(-5) 8)-60:(-5)
-
-99:(-11) 9)17:(-1)
Выполнили работу за 5 минут.
Отложили листочки в сторону после урока сдадите.
-
Применение знаний и умений в новой ситуации
Работа с учебником.
№1139 в тетради и на доске
№1140 работа в тетради и с комментариями.
№1139
3•(-х)=-27 -х= -27:3 -х= -9 х= 9 Ответ: 9 | -0,1• у=33 у=33:(-0,1) у= -330
Ответ: -330 | 1/3х = -1 х= -1 : 1/3 х = -3
Ответ: — 3 |
№ 1140
Задание выполняется самостоятельно, с комментариями.
5) Повторение пройденного материала с целью обобщения и систематизации знаний
№1143 на доске и в тетрадях
Найти неизвестный член пропорции.
Задание выполняется на доске и в тетрадях.
Физкультминутка Дети встают, строятся в ширину друг за другом в проходе между рядами.
Учитель называет числа, если звучит положительное число, то дети делают шаг вперед, если отрицательные шаг назад, если нуль стоят на месте.
-6:2=3 назад 6+0=6 вперед -1+1=0 -7+5= — 2 назад
-5+5=0 -4:2=2 назад -4+6= 2 вперед -12+13=1 вперед
Если я скажу верно глаза открыты, если нет глаза закрыты.
-5 отрицательное число 0:5=5 закрыты -15+3=12
5:-5=1( закрыты) -4:2= -2 открыты -7 и 8 противоположные числа
Работа в группе:
-
Какими правилами надо воспользоваться, чтобы решить уравнение?
-
Деление дробей
-
Нахождение неизвестного множителя
Найдите примеры с ошибкой.
-32:(-4)=-8
-60:(-15)=-4
2,7:(-1)=2,7
-7,5:(-5)=1,5
Проверьте деление с помощью умножения
-45:5=-9 -30:(-2) 1:(-1)
80:-8=-10 -60:(-5) 81:(-81)
-12:(-2)=6 -99:(-11) -240:8
0:(-11)=0 100:(-20)
15:(-1)=-15 90:(-30)
-35:5=-7 150:(-30)
Домашнее задание:
п.36 повторить правила, №1157 (а-е) решить уравнение
№1159 задача на движение в одном направлении
Рефлексия. У детей на столе таблица
Понимаю | Могу | Умею | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
+ | + | + | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы к таблице:
-
Я знаю, как делить отрицательные числа
-
Я знаю, как делить числа с разными знаками
-
Я знаю свойство единицы
-
Я знаю, как найти модуль положительного и отрицательного числа
Литература
-
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов. Учебник математики. 6 класс: М., 2011.
-
Н.Я. Виленкин Дидактические материалы по математике 6 класс: М., 2011.
-
В.В. Выговская Поурочные планы по учебнику Виленкина Н.Я, 6 класс.: М., 2014.