Конспект урока по математике в 6 Г классе по теме «Параллельные прямые» (1 урок по теме)
Цели урока: Обучающие:
-
повторить понятие угла, навыки построения прямых, лучей;
-
научить распознавать параллельные прямые, научить строить параллельные прямые.
Развивающие:
-
развить навыки поиска, обработки и представления информации;
-
развить умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
-
развить наблюдательность, а также коммуникативные умения.
Воспитательные:
-
воспитать внимательность, усидчивость;
-
сформировать понимание значимости математики как способа познания окружающего мира.
Форма организации урока: классный урок.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация, работа с чертежным треугольником), практические (упражнения для коллективного, индивидуального выполнения в тетрадях).
Оборудование: проектор, ноутбук, мел, доска, чертежный треугольник.
План урока.
-
Организационный момент (3 минуты).
-
Сообщение темы урока и постановка цели урока (1 минута).
-
Актуализация знаний (5 минут).
-
Изучение нового материала и запись домашнего задания (12 минут).
-
Физкультминутка (3 минуты).
-
Закрепление изученного материала (14 минут).
-
Подведение итогов урока, комментирование домашнего задания (2 минуты).
Ход урока.
Деятельность учащихся | Методический комментарий | |
1. Организационный момент. Цель этапа: создание благоприятной атмосферы на уроке, психологически настроить учащихся на урок. | ||
Ребята, встаньте ровно, проверьте, все ли у Вас готово к уроку. Здравствуйте, садитесь. Давайте проверим домашнее задание. | Проверяют свою готовность к уроку. | На доске записаны: число, классная работа и тема урока. |
2. Сообщение темы урока и постановка цели урока. Цель этапа: сообщить и записать тему урока, совместно с учащимися поставить цель урока. | ||
Итак, запишите число, классная работа и тему урока. А пока записываете, подумайте, а какова цель нашего урока? Это ведь первый урок по теме. Что мы должны сегодня сделать? | Учащиеся записывают в тетрадях тему и число. Варианты постановки цели: познакомиться с параллельными прямыми, дать им определение, научиться их строить и т.д. | Данный этап урока проходит в форме беседы и поиска ответа на вопрос. Методы оценивания ответов учащихся – словесные. Кроме того, учитель отслеживает, стала ли цель урока личностно-значимой для каждого учащегося посредством адресных вопросов. |
3. Актуализация знаний (материал 5, 6 класса). Цель этапа (обучающая): повторить ранее изученный материал (перпендикулярные прямые). | ||
Обратите внимание на доску. 1. Какие прямые называются перпендикулярными? 2. С помощью каких инструментов можно построить перпендикулярные прямые? 3. Начертите квадрат, обозначьте его, выпишите все пары перпендикулярных прямых.
| Учащиеся на первые 2 вопроса дают устные ответы. Задание №3 выполняют самостоятельно. | Работа по заранее подготовленной презентации. Комментирование учителем ответов учащихся, совместное исправление ошибок. |
4. Изучение нового материала. Цель этапа (обучающая): дать определение параллельным прямым, научить распознавать параллельные прямые, научить строить параллельные прямые с помощью чертежного треугольника и линейки. | ||
Давайте вспомним первый урок по теме «Перпендикулярные прямые». Что мы можем сказать о взаимном расположении двух прямых на плоскости? Какие пары прямых отнесем к пересекающимся, а какие — не пересекаются? На прошлых уроках мы рассмотрели пересекающиеся прямые (а именно перпендикулярные). Значит, нам осталось рассмотреть случай, когда прямые не пересекаются. Посмотрите на слайд и подумайте: если прямые пересекаются, то сколько общих точек у них будет? А на втором рисунке прямые не пересекаются, сколько у них общих точек? Так вот, такие 2 прямые, у которых нет общих точек (т.е. они не пересекаются), называют параллельными. Название параллельных прямых произошло от греческого слова «параллела», что значит «идущие рядом». Для обозначения параллельных прямых древнегреческие математики использовали знак «=», однако 18 веке этот знак начали использовать для обозначения равенства чисел или выражений. А параллельные прямые начали обозначать «‖». Приведите примеры параллельных прямых в окружающей обстановке. Итак, мы дали определение параллельным прямым, теперь нужно научиться их проводить и обозначать. Далее, поставьте в тетради «Задание №1»: провести прямую, паралелльную данной, через точку, нележащую на ней. Для выполнения данного задания нам потребуется чертежный треугольник и карандаш, линейка. Далее учитель работает у доски, показывая, как строить пары таких прямых. А сколько таких прямых (параллельных данной) мы сможем провести? Да, действительно, через точку, нележащую на прямой мы можем провести паралелльную прямую и притом только одну. «Задание «2» и выполним задание, представленное на слайде. Использую разлиновку тетради, проведите перпендикулярные прямые прямые, обозначьте их. Затем проведите еще одну перпендикулярную прямую к одной из них и обозначьте ее. Скажите, получилась ли у вас пара параллельных прямых? Попробуйте сформулировать свойство параллельных прямых, используя свой рисунок. А теперь запишем домашнее задание (на слайде). Пока ученики записывают задание, учитель проходит по рядам и следит, как выполнено задание №1 учащимися. | Прямые могут пересекаться, а могут не пересекаться.
Пересекаются – прямые на первом рисунке. На втором не пересекаются.
Одна общая точка.
Нет ни одной общей точки.
Учащиеся приводят примеры параллельных прямых в окружающей обстановке.
Ученики под четким руководством учителя выполняют построение параллельных прямых.
Паралелльными. Одну.
Выполняют задание со слайда.
Две прямые, перпендикулярные третьей, параллельны.
| Продолжаем работать с презентацией. Материал наглядно представлен. Учащиеся принимают непосредственное участие в открытии новых знаний. Поэтому знания для них становятся лично значимыми. Учитель оказывает посильную помощь учащимся, если возникают сложности при ответе на поставленные вопросы.
П. 44, №1384, №1386, №1389(а).
|
5. Физкультминутка. Цель этапа: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику. | ||
Теперь отложили ручки и карандаши. Проведем небольшую физминутку. Делаем следующие упражнения: 1. Наклоны головы вперед-назад-влево-вправо. 2. Вытягиваем позвоночник: потягиваемся. 3. Упражнение для рук: руки в замок и делаем волнообразные движения. 4. Упражнение для ног «шаги», не отрывая носков от пола, сидя на стуле. 5. Упражнение для глаз: нарисуйте мысленно движением глаз цифру 8 на доске. Молодцы! Возвращаемся к работе в тетрадях. | Учащиеся выполняют упражнения, сидя на стульях за партами. | Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке. |
6. Закрепление изученного материала. Цель этапа (обучающая): закрепить изученный материал, совершенствовать навык построения и распознавания параллельных прямых. | ||
№1373: прочитайте задание. Что нас просят сделать? (определить пары параллельных прямых). Как только Вы увидели такие пары прямых, проверьте с помощью чертежного треугольника свое предположение и запишите в тетрадь результат. №1371. Прочитайте задание. Приступите к выполнению задания.
№1376. Ученик читает задание. Итак, вспомним алгоритм решения уравнений. Хорошо, приступим к решению уравнений.
№1383. Выполните действия. Вспоминаем порядок выполнения действий. Выполняем самостоятельно, ответы сверим через 5 минут. | Учащиеся выполняют задания в тетрадях. Один ученик записывает у доски, остальные — в тетрадях.
Ученики делают построения самостоятельно, учитель контролирует. Один ученик выполняет у доски.
Сначала упрощаем обе части уравнения, затем собираем в левой части неизвестные, в правой – числа, приводим подобные слагаемые, находим корень уравнения. Два ученика решают с обратной стороны доски, остальные в тетрадях. Учащиеся самостоятельно решают данный номер, только сверяем ответы.
| На доске записаны следующие номера для выполнения: №1373 (записать пары параллельных прямых), 1371, 1376, 1383.
|
7. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания. Цель этапа: подвести урок, оценить работу детей на уроке, прокомментировать ход выполнения домашнего задания. | ||
Итак, откройте домашнее задание: №1384. Прочитайте. Вам нужно перечертить данный рисунок в тетрадь и провести необходимые прямые. С помощью каких инструментов мы проведем прямые? № 1386. Прочитайте задачу и подумайте, каким приемом данную задачу лучше решить? (уравнение). №1389(а). В данном задании необходимо вычислить. Вычисления должны быть в тетради. Оценки за урок: … Вопросы по изученной теме? До свидания. | Ученики комментируют вопросы учителя, намечают план выполнения домашней работы, задают вопросы учителю. |
|