Конспект урока по математике в 6 Г классе по теме «Параллельные прямые» (1 урок по теме)

Цели урока: Обучающие:

  • повторить понятие угла, навыки построения прямых, лучей;

  • научить распознавать параллельные прямые, научить строить параллельные прямые.

Развивающие:

  • развить навыки поиска, обработки и представления информации;

  • развить умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

  • развить наблюдательность, а также коммуникативные умения.

Воспитательные:

  • воспитать внимательность, усидчивость;

  • сформировать понимание значимости математики как способа познания окружающего мира.

Форма организации урока: классный урок.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация, работа с чертежным треугольником), практические (упражнения для коллективного, индивидуального выполнения в тетрадях).

Оборудование: проектор, ноутбук, мел, доска, чертежный треугольник.

План урока.

      1. Организационный момент (3 минуты).

      2. Сообщение темы урока и постановка цели урока (1 минута).

      3. Актуализация знаний (5 минут).

      4. Изучение нового материала и запись домашнего задания (12 минут).

      5. Физкультминутка (3 минуты).

      6. Закрепление изученного материала (14 минут).

      7. Подведение итогов урока, комментирование домашнего задания (2 минуты).

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1. Организационный момент. Цель этапа: создание благоприятной атмосферы на уроке, психологически настроить учащихся на урок.

Ребята, встаньте ровно, проверьте, все ли у Вас готово к уроку. Здравствуйте, садитесь. Давайте проверим домашнее задание.

Проверяют свою готовность к уроку.

На доске записаны: число, классная работа и тема урока.

2. Сообщение темы урока и постановка цели урока. Цель этапа: сообщить и записать тему урока, совместно с учащимися поставить цель урока.

Итак, запишите число, классная работа и тему урока. А пока записываете, подумайте, а какова цель нашего урока? Это ведь первый урок по теме. Что мы должны сегодня сделать?

Учащиеся записывают в тетрадях тему и число. Варианты постановки цели: познакомиться с параллельными прямыми, дать им определение, научиться их строить и т.д.

Данный этап урока проходит в форме беседы и поиска ответа на вопрос. Методы оценивания ответов учащихся – словесные. Кроме того, учитель отслеживает, стала ли цель урока личностно-значимой для каждого учащегося посредством адресных вопросов.

3. Актуализация знаний (материал 5, 6 класса). Цель этапа (обучающая): повторить ранее изученный материал (перпендикулярные прямые).

Обратите внимание на доску.

1. Какие прямые называются перпендикулярными?

2. С помощью каких инструментов можно построить перпендикулярные прямые?

3. Начертите квадрат, обозначьте его, выпишите все пары перпендикулярных прямых.

Учащиеся на первые 2 вопроса дают устные ответы. Задание №3 выполняют самостоятельно.

Работа по заранее подготовленной презентации. Комментирование учителем ответов учащихся, совместное исправление ошибок.

4. Изучение нового материала. Цель этапа (обучающая): дать определение параллельным прямым, научить распознавать параллельные прямые, научить строить параллельные прямые с помощью чертежного треугольника и линейки.

Давайте вспомним первый урок по теме «Перпендикулярные прямые». Что мы можем сказать о взаимном расположении двух прямых на плоскости?

Какие пары прямых отнесем к пересекающимся, а какие — не пересекаются?

На прошлых уроках мы рассмотрели пересекающиеся прямые (а именно перпендикулярные). Значит, нам осталось рассмотреть случай, когда прямые не пересекаются.

Посмотрите на слайд и подумайте: если прямые пересекаются, то сколько общих точек у них будет?

А на втором рисунке прямые не пересекаются, сколько у них общих точек?

Так вот, такие 2 прямые, у которых нет общих точек (т.е. они не пересекаются), называют параллельными.

Название параллельных прямых произошло от греческого слова «параллела», что значит «идущие рядом». Для обозначения параллельных прямых древнегреческие математики использовали знак «=», однако 18 веке этот знак начали использовать для обозначения равенства чисел или выражений. А параллельные прямые начали обозначать «‖».

Приведите примеры параллельных прямых в окружающей обстановке.

Итак, мы дали определение параллельным прямым, теперь нужно научиться их проводить и обозначать.

Далее, поставьте в тетради «Задание №1»: провести прямую, паралелльную данной, через точку, нележащую на ней. Для выполнения данного задания нам потребуется чертежный треугольник и карандаш, линейка. Далее учитель работает у доски, показывая, как строить пары таких прямых.

А сколько таких прямых (параллельных данной) мы сможем провести?

Да, действительно, через точку, нележащую на прямой мы можем провести паралелльную прямую и притом только одну.

«Задание «2» и выполним задание, представленное на слайде. Использую разлиновку тетради, проведите перпендикулярные прямые прямые, обозначьте их. Затем проведите еще одну перпендикулярную прямую к одной из них и обозначьте ее. Скажите, получилась ли у вас пара параллельных прямых?

Попробуйте сформулировать свойство параллельных прямых, используя свой рисунок.

А теперь запишем домашнее задание (на слайде). Пока ученики записывают задание, учитель проходит по рядам и следит, как выполнено задание №1 учащимися.

Прямые могут пересекаться, а могут не пересекаться.

Пересекаются – прямые на первом рисунке. На втором не пересекаются.

Одна общая точка.

Нет ни одной общей точки.

Учащиеся приводят примеры параллельных прямых в окружающей обстановке.

Ученики под четким руководством учителя выполняют построение параллельных прямых.

Паралелльными.

Одну.

Выполняют задание со слайда.

Две прямые, перпендикулярные третьей, параллельны.

Продолжаем работать с презентацией. Материал наглядно представлен. Учащиеся принимают непосредственное участие в открытии новых знаний. Поэтому знания для них становятся лично значимыми. Учитель оказывает посильную помощь учащимся, если возникают сложности при ответе на поставленные вопросы.

П. 44, №1384, №1386, №1389(а).

5. Физкультминутка. Цель этапа: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику.

Теперь отложили ручки и карандаши. Проведем небольшую физминутку. Делаем следующие упражнения:

1. Наклоны головы вперед-назад-влево-вправо.

2. Вытягиваем позвоночник: потягиваемся.

3. Упражнение для рук: руки в замок и делаем волнообразные движения.

4. Упражнение для ног «шаги», не отрывая носков от пола, сидя на стуле.

5. Упражнение для глаз: нарисуйте мысленно движением глаз цифру 8 на доске.

Молодцы! Возвращаемся к работе в тетрадях.

Учащиеся выполняют упражнения, сидя на стульях за партами.

Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз. По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке. 

6. Закрепление изученного материала. Цель этапа (обучающая): закрепить изученный материал, совершенствовать навык построения и распознавания параллельных прямых.

1373: прочитайте задание.

Что нас просят сделать? (определить пары параллельных прямых). Как только Вы увидели такие пары прямых, проверьте с помощью чертежного треугольника свое предположение и запишите в тетрадь результат.

1371. Прочитайте задание. Приступите к выполнению задания.

1376. Ученик читает задание. Итак, вспомним алгоритм решения уравнений.

Хорошо, приступим к решению уравнений.

1383. Выполните действия. Вспоминаем порядок выполнения действий. Выполняем самостоятельно, ответы сверим через 5 минут.

Учащиеся выполняют задания в тетрадях.

Один ученик записывает у доски, остальные — в тетрадях.

Ученики делают построения самостоятельно, учитель контролирует. Один ученик выполняет у доски.

Сначала упрощаем обе части уравнения, затем собираем в левой части неизвестные, в правой – числа, приводим подобные слагаемые, находим корень уравнения.

Два ученика решают с обратной стороны доски, остальные в тетрадях.

Учащиеся самостоятельно решают данный номер, только сверяем ответы.

На доске записаны следующие номера для выполнения: №1373 (записать пары параллельных прямых), 1371, 1376, 1383.

7. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания. Цель этапа: подвести урок, оценить работу детей на уроке, прокомментировать ход выполнения домашнего задания.

Итак, откройте домашнее задание: №1384. Прочитайте. Вам нужно перечертить данный рисунок в тетрадь и провести необходимые прямые. С помощью каких инструментов мы проведем прямые?

1386. Прочитайте задачу и подумайте, каким приемом данную задачу лучше решить? (уравнение).

1389(а). В данном задании необходимо вычислить. Вычисления должны быть в тетради.

Оценки за урок: …

Вопросы по изученной теме?

До свидания.

Ученики комментируют вопросы учителя, намечают план выполнения домашней работы, задают вопросы учителю.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here