МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза Ю.А. Гарнаева
г. Балашова Саратовской области»
Конспект урока в 6 классе
«Простые и составные числа.
Разложение числа на простые множители»
Учитель математики
первой квалификационной
категории
Тигунцева Т.А.
Балашов
Тема. Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители.
Тип урока. Комбинированный урок.
Оборудование: таблица (три группы натуральных чисел), карточки для самостоятельной работы (тест), карточки для устной работы, сигнальные карточки (зеленые и красные), компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, магнитная доска.
Цели урока:
образовательные: закрепить понятие простого и составного числа, познакомить с таблицей простых чисел, научить применять полученные знания при разложении чисел на простые множители;
развивающие: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, продолжать формирование математической речи, вырабатывать умении анализировать и сравнивать;
воспитательные: приучать к эстетическому оформлению записи в тетради, умению выслушивать других и умению общаться, прививать аккуратность и трудолюбие.
Ход урока.
-
Организационный этап.
Сообщение об отсутствующих.
-
Постановка темы и целей урока.
Учитель: С какими числами вы познакомились на прошлом уроке? Сегодня на уроке вы продолжите знакомство с простыми и составными числами, научитесь раскладывать составные числа на простые множители, применяя признаки делимости. Тема сегодняшнего урока: «Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители» (слайд 1).
-
Актуализация знаний, умений и навыков учащихся.
Учитель:
-
Какие числа называют простыми? Приведите пример (слайд 2).
-
Какие числа называют составными? Приведите пример (слайд 3).
-
На какие три группы можно разбить все числа?
(На доске таблица трех групп натуральных чисел)
Простые числа | Составные числа | |
Один делитель | Два делителя | Три или более делителей |
1 | 2, 3, 5, 7, 11, 13, … | 4, 6, 8, 9, 10, 12, … |
-
Какие признаки делимости вы знаете?
-
Назовите признаки делимости на 2, на 3, на 5.
Учитель: Сейчас давайте поработаем устно.
На доске записаны дроби. Их нужно сократить, используя признаки делимости (если возможно). Ответ найти на карточке и прикрепить ее на соответствующее место. Выполнив верно все задания, вы получите имя древнегреческого ученого. А чем он знаменит, вы сегодня узнаете.
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы:
|
|
|
|
|
|
|
| |
Э | Р | А | Т | О | С | Ф | Е | Н |
И еще две карточки с дробями, не являющимися ответами ; .
Эратосфен — древнегреческий ученый, про него вы можете прочитать в нашей рубрике «Хочу все знать». А об одном из его открытий расскажут мои помощники (слайд 4).
-
Объяснение нового материала.
Исторический материал (рассказывают учащиеся)
Первый ученик.
Деление является самым сложным арифметическим действием даже в десятичной системе. Наверное, поэтому математики стали изучать свойства делимости чисел. Особый интерес у них вызывали простые числа, которые в любой системе счисления делятся только на единицу и на себя. На форзаце учебника есть таблица простых чисел, в которой указаны все простые числа, меньшие 1000 (слайд 5). Самое большое простое число в этой таблице равно 997. Следующее за ним простое число равно 1003, затем идет простое число 1009 и т. д.
Поиск простых чисел никогда не закончится, потому что не существует самого большого простого числа. Бесконечность множества простых чисел еще в VII в. до н. э. доказал знаменитый древнегреческий математик Евклид.
Второй ученик.
Способ выделения простых чисел из множества натуральных чисел изобрел друг Архимеда Эратосфен. Эратосфен предложил записать подряд натуральные числа, а затем вычеркивать числа через одно, начиная от числа 2, затем через два, начиная от числа 3, затем через четыре, начиная от числа 5, и т. д. В результате должны остаться только простые числа (слайд 6, 7).
Записи Эратосфен делал на листе папируса, натянутом на деревянную рамку, а числа не вычеркивал, а выкалывал. Папирус приобретал после этого вид решета. Поэтому такой способ получения простых чисел называют решетом Эратосфена.
Некоторые числа в таблице простых чисел выделены цветом. Эти простые числа являются соседними нечетными натуральными числами. Математики назвали их числами-близнецами (слайд 8).
Учитель: Откройте в учебнике № 266. Это задание нам поможет выполнить таблица простых чисел.
№ 266 (1, 2)
-
С помощью таблицы простых чисел определите, какие из чисел 607, 504, 549, 349, 383, 547, 991, 569 являются простыми, а какие составными.
Ответ. Простые: 607, 349, 383, 547, 991, 569. Составные: 504, 549.
-
Какую цифру можно приписать справа к числу 43, чтобы полученное трехзначное число оказалось простым?
Ответ. Цифру 1; 3; 9 (431, 433, 439).
№ 267
Докажите, что числа 67925, 67064, 46521 являются составными.
Ответ. По признакам делимости.
Учитель: В 5 классе мы сравнивали дроби с разными знаменателями, выполняли различные действия с такими дробями, приводя их к общему знаменателю. При этом нужно было находить делители составных чисел.
В поисках делителей составных чисел помогают простые числа.
Сначала стараются найти простые делители числа. А как это сделать? Начинают обычно с меньших простых чисел, используя признаки делимости.
Найдем простые делители числа 70524.
Ч
70524 2
35262 2
17631 3
5877 3
1959 3
653 3
исла слева от черты получаются от деления на простые числа, записанные от черты справа (слайд 9)
Первые пять простых делителей находим по признакам делимости на 2 и на 3. А 653 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 5. прежде, чем приступать к поиску других простых делителей, обратимся к таблице простых чисел первой тысячи.
653 есть в таблице, значит, оно простое. Теперь можно представить число 70524 в виде произведения простых множителей – разложить на простые множители.
70524 = 2 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 653 или, заменив произведения одинаковых простых множителей их степенями, получим:
70524 = 22 ∙ 33 ∙ 653.
Разложим на множители число 216 (выполняет учитель) и число 168 (выполняет ученик)
На простые множители можно разложить любое составное число и у каждого числа будет свое, единственное разложение на простые множители. Это утверждение о единственности разложения на простые множители называют основной теоремой арифметики.
V. Закрепление изученного
№ 268
-
Укажите, в каком равенстве записано разложение числа на простые множители:
а) 1197 = 32 ∙ 7 ∙ 19; в) 19125 = 53 ∙ 9 ∙ 15;
б) 560 = 23 ∙ 7 ∙ 10; г) 9744 = 24 ∙ 21 ∙ 29.
Ответ. а) 1197 = 32 ∙ 7 ∙ 19.
Тест
Вариант 1.
Закончи предложение
-
Число 4350 делится на ___________________(1,2,3,4,5,9,10,25,100).
-
Число 12 имеет _____ (2,4,6,8) делителей.
-
Число 757 (простое, составное) _____________ число.
-
Число 237 (простое, составное) _____________ число.
-
НОД (11; 13) =
-
Соедините линией число и его разложение на простые множители
180 2 ∙ 3 ∙ 5
60 22 ∙ 32 ∙ 5
30 22 ∙ 3∙ 5
Вариант 2.
Закончи предложение
-
Число 1650 делится на ___________________(1,2,3,4,5,9,10,25,100).
-
Число 14 имеет _____ (2,4,6,8) делителей.
-
Число 327 (простое, составное) _____________ число.
-
Число 631 (простое, составное) _____________ число.
-
НОД (17; 19) =
-
Соедините линией число и его разложение на простые множители
120 22 ∙ 3 ∙ 5
90 23 ∙ 3 ∙ 5
60 2 ∙ 32 ∙ 5
Учитель: А сейчас поменяйтесь своими работами и проверьте каждое задание, сверяя ответы с правильными ответами на экране (слайд 11). Около каждого правильного ответа поставьте «+». После проверки сдайте работы.
-
Итоги урока.
Учитель:
-
Что нового вы узнали на уроке? (таблица простых чисел, решето Эратосфена, числа-близнецы).
-
Что научились делать? (раскладывать составные числа на простые множители).
Выставление оценок.
-
Постановка домашнего задания.
Домашнее задание: с. 77 (разложение числа), № 269 – 1(б), 2(в,г), № 273 (1-3) (слайд 12).