Конспект урока по математике

в 7 класс

на тему « График прямой

пропорциональности»

Учитель: Зайцева Н.В.

(высшая квалификационная категория)

Автор учебника Ю.Н. Макарычев

Цель:1) определить график прямой пропорциональности;

2) выявить расположение прямой в зависимости от знака

коэффициента пропорциональности; формировать умение строить

график прямой пропорциональности по формуле и выполнять

обратное действие – записывать по графику формулу функции.

Ход урока

I. Устная работа.

1. Найти область определения функции.

а) y = 3x + 2; б) y = ; в) y = ;

г) y = ; д) y = x; е) y = 2x2 + 6x + 1.

2. Является ли функция прямой пропорциональностью:

а) y = 182x; б) y = ; в) y = x;

г) y = –17x2; д) y = ; е) y = 3x + 11?

3. Функция задана формулой у = . Найдите коэффициент прямой пропорциональности k, если:

а) х = 2; у = 4; б) x = ; y = –4;

в) х = 3; у = ; г) х = 0; у = 0.

II. Объяснение нового материала.

При объяснении нового материала необходимо подчеркнуть, что у функций одного вида должны быть и графики одного вида. Следует выяснить, что представляет собой график прямой пропорциональности.

Начинаем с рассмотрения конкретной функции (см. учебник, с. 66). Можно предложить учащимся лабораторную работу: подобрать функции, заданные формулами:

у = 0,5х; у = –0,5х;

у = х; у = –х;

у = 1,5х; у = –1,5х;

у = 2х; у = –2х;

Затем заполнить таблицу значений функции при –4 ≤ х ≤ 4 с шагом 0,5.

Учащиеся заполняют каждый свою таблицу и отмечают в координатной плоскости точки, координаты которых помещены в таблице.

Учитель проходит по рядам и следит, чтобы учащиеся не допустили ошибок.

После выполнения этого задания и обсуждения результатов ученики с учителем делают следующие выводы:

1) График прямой пропорциональности является прямой, проходящей через начало координат.

2) Если коэффициент пропорциональности k > 0, то график расположен в первой и третьей координатных четвертях.

3) Если коэффициент пропорциональности k < 0, то график расположен во второй и четвертой координатных четвертях.

На основе этих выводов учащиеся выводят простейший алгоритм построения графика прямой пропорциональности:

III. Формирование умений и навыков.

Упражнения, выполняемые на этом уроке, направлены на отработку алгоритма построения графика прямой пропорциональности и нахождения значений функции по графику.

1. № 300, № 302.

302.

Решение:

у = –0,5х

Пусть х = 3, тогда у = –0,5 · 3 = –1,5. Проведем прямую, проходящую через начало координат и точку с координатами (3; –1,5).

а) Если х = –2, то у = 1; б) у = –1 при х = 2;

если х = 4, то у = –2; у = 0 при х = 0;

если х = 1, то у = –0,5. у = 2,5 при х = –5.

Если у = –150, то найдем х, решив уравнение:

0,5х = –150;

х = –150 : (–0,5);

х = 300.

При выполнении этого задания повторяем с учащимися правило нахождения по графику значения функции по данному значению аргумента и наоборот (отмечаем точку на оси абсцисс; проводим прямую, перпендикулярную оси абсцисс, до пересечения с графиком функции; из полученной точки опускаем перпендикуляр на ось ординат и находим соответствующее числовое значение ординаты).

Также на этом примере показываем, что очень важен выбор правильной величины единичного отрезка. Если взять в качестве единицы измерения одну клеточку, то будет очень неудобно строить график, точки будут «слипаться», чертеж будет грязным и нефункциональным.

При больших значениях аргумента или функции (у = –150) удобнее работать с формулой и выполнять действия аналитически (решить уравнение; вычислить по формуле).

2. № 303 (устно).

Выполняем работу по предыдущему чертежу.

3. № 305, № 306.

305.

Решение:

а) у = 1,7х;

б) у = –3,1х;

в) у = 0,9х;

г) у = –2,3х;

д) у = , где k > 0;

е) у = , где k < 0.

После выполнения этого задания обсудить с учащимися, почему график а) расположен в первой четверти выше графика в).

306. Решение:

Все графики являются прямыми, проходящими через начало координат, значит, функции являются прямыми пропорциональностями и их можно задать формулой у = . Задача сводится к нахождению коэффициента k.

Выберем на каждом графике произвольную точку с целыми координатами:

I (2; 6), значит, 6 = k · 2; k = 3; у = 3х;

II (4; 1), значит, 1 = k · 4; k = 0,25; у = 0,25х;

III (2; –2), значит, –2 = k · 2; k = –1; у = –х;

IV (2; –6), значит, –6 = k · 2; k = –3; у = –3х.

Ответ: у = 3х; у = 0,25х; у = –х; у = –3х.

IV. Проверочная работа.

Вариант 1

1. График функции у = проходит через точку В (–30; 3). Найдите k.

2. Построить графики функций:

а) у = 5х; б) у = –5х.

В каждом случае указать координаты двух точек графика, лежащих выше оси абсцисс.

Вариант 2

1. График функции у = проходит через точку А (4; –80). Найдите k.

2. Построить графики функций:

а) у = 6х; б) у = –6х.

В каждом случае указать координаты двух точек графика, лежащих ниже оси абсцисс.

V. Итоги урока.

Сформулируйте определение прямой пропорциональности.

Что является графиком прямой пропорциональности?

Каков алгоритм построения графика прямой пропорциональности?

Как расположен в координатной плоскости график функции у = kх,

при k > 0 и k < 0?

Домашнее задание: № 301; № 304; № 357.

Построить график функции, заданной формулой у = 0,2х. Найти по графику:

а) значение у, соответствующее значению х, равному –5; 0; 5;

б) при каком значении х значение функции равно –2; 0; 2;

в) несколько значений х, при которых значения у неотрицательны.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here