1001 идея интересного занятия с детьми
Величины. Длина.
Замочникова Алевтина Николаевна, МБОУ «СОШ№26», учитель начальных классов, Астраханская область.
Предмет (направленность): математика.
Возраст детей: 8 лет.2 класс.
Место проведения: урок.
Цель. Ознакомление обучающихся с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения; установление общего принципа измерения длин отрезков.
Задачи:
-
Установить зависимость между результатом измерения величин и меркой.
-
Познакомить с различными единицами измерения длины, научить практически, измерять длину этими единицами.
Оборудование. Опорная схема.
Ход урока.
Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | |
| Самоопределение к деятельности. — Ребята, как вы понимаете эти слова? «Век живи — век учись». — Хотите сегодня чему-нибудь научиться? -Хорошо, приступаем к работе. |
Объяснение значения пословицы. Да. |
| Актуализация опорных знаний. (Повторение изученного материала, возникновение проблемной ситуации). -По каким признакам можно разбить эти фигуры на части? — Подберите соответствующие выражения.
-Что означает выражение 9-7=2? 9-8=1? -Составьте задачу и решите её. —Объясните решение.
7+2-6+1+4-7+4-2=
На одной ветке сидело 5 птиц, а на другой 3. Дети сделали 8 кормушек для птиц. Несколько кормушек они повесили.
-На какие группы их можно разбить? -Найдите равные отрезки. |
(3 человека у доски) -По цвету. 2+7=9 -По размеру. 1+8=9 -По форме. 3+6=9
-Число красных фигур. — Число больших фигур.
Фронтальный опрос.
Сколько птиц сидело на двух ветках? (5+3=8)
5 кормушек они уже повесили. Сколько кормушек им осталось повесить?
Отрезки, ломанные, замкнутые и незамкнутые линии. |
| Постановка учебной задачи. -Вы смогли выполнить задание? — Почему не смогли? -Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит ответить на уроке? |
Трудно выполнить.
Каким способом можно измерить отрезки. |
| Физкультминутка. |
|
| «Открытие» детьми нового знания. —Какие есть предположения для решения поставленной задачи?
-Давайте проверим ваши предположения. У вас на партах 3 полоски разного цвета. Найдите общее и различное между ними. -Как вы определили это? -Какие свойства предметов вы знаете? -Мы начинаем изучать такие свойства предметов, которые можно сравнить, используя знаки больше, меньше или равно. Такие свойства называются величинами. -Скажите, можно ли определить, какой цвет больше: красный или синий? Зелёный или жёлтый? Значит, цвет нас сегодня не интересует. -Почему? -А можно ли сказать чьё назначение меньше книги или дерева? Является ли величиной назначение предметов? -Приведите пример таких свойств, которые являются величинами. -Является ли величиной длина предметов? -Как сравнить по длине полоски, которые лежат у вас на парте? (Работа обучающихся у доски и за партой). -Итак, мы убедились, что длину можно сравнить с помощью знаков больше, меньше или равно.
|
Без карандаша и линейки это сделать невозможно. Надо знать величины измерения длины.
Две из них имеют одинаковую длину, а третья отличается длиной.
Путём приложения. Цвет, форма, размер, назначение и др.
Нет.
Цвет величиной не является.
Нет.
Размер.
Наложить друг на друга.
Красная и синяя полоски имеют одинаковую длину, а зелёная – длиннее.
Значит, длина является величиной. |
| Первичное закрепление.
На расстоянии друг от друга изображены два отрезка. Сравните их по длине. -Теперь поупражняйтесь в сравнении отрезков. Определите соотношение между отрезками «на глаз». -Можем ли мы точно определить соотношение величин? -Может быть, нам поможет красная полоска?
-Способ сравнения, который предложен вами, называется измерением отрезков. Уточните способ измерения отрезков.
Опорная схема. -Измерьте с помощью зеленой полоски отрезок. В результате получается, что этот же самый отрезок, измеренный нами красной полоской больше того же отрезка, измеренного нами красной полоской. -Где же мы ошиблись?
-Для облегчения процесса измерения, нужны согласованные, общие для всех единиц измерения длины (эталоны). Одним из них является сантиметр.
|
Нет. Эти отрезки нельзя наложить друг на друга. Надо придумать способ сравнения величины, при котором не требуется наложения. Надо узнать сколько раз эта полоска отложится в каждом отрезке, а затем сравнить полученные результаты:
Отрезок измерен разными мерками. Сравнивать длины можно только тогда, когда они измерены одной и той же меркой. |
| Работа по учебнику. |
|
| Итог урока. -Что такое величины? -Что нужно сделать, чтобы измерить длину отрезка? -Что надо помнить при измерении длины меркой? Назовите эталон измерения длины. -Что нужно знать, измеряя длину с помощью линейки? | Нужно выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемом отрезке Сравнивать длины можно только тогда, когда они измерены одной меркой. Сантиметр.
|
| Самооценка урока. -Посмотрите на весёлых человечков и скажите, который из них отражает ваше настроение от прошедшего урока.
|