Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 77»
города Ижевска
Удмуртской Республики
Конспект урока по математике
во 2 классе
«Операции»
подготовила
учитель начальных классов
Наговицына Елена Васильевна
г.Ижевск
2013
Конспект урока по математике 2 класс
Тема урока: Операции.
Образовательная цель урока: Сформировать представления об операции, объекте операции, результате операции.
Задачи: 1)Повторить запись и сравнение трехзначных чисел.
2) Вывести определение понятий «операция», «объект операции», «результат операции».
3)Научить находить операцию, объект операции, результат операции.
Развивающая цель урока: Формировать способность к анализу, сравнению, обобщению
Задачи:1) Тренировать способность к анализу и решению задач на нахождение целого и части.
2)Развивать математическую грамотную речь с использованием новых понятий.
3)Развивать внимание, память, воображение.
Воспитательная цель урока: Формировать коммуникативные способности через групповую работу
Задачи: 1)Тренировать способность работать в паре, группе.
2)Формировать способность к самопроверке.
3)Формировать способность к анализу своей деятельности.
Оборудование: карточки для работы в группах, карточки – « подсказки», опорные схемы
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
Самоопределение к учебной деятельности ( 1-2 мин)
| -Здравствуйте, ребята. У нас урок математики. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. -Что нового узнали, изучив I часть математики? Посмотрите на карточки на доске. Они вам помогут вспомнить то, что мы уже умеем делать.
324 567 Х+126=758 153 243 477 324 1м 3 см = 103 см
— Как вы справлялись с этими заданиями? Это все, что вы умеете делать? — А у меня еще есть одна карточка. ? Какое задание нужно выполнить?
Это тоже из математики. Но чтобы научиться понимать эту запись ( да и многие другие), нам надо многое узнать и многому научиться. Хотите?
Посвятим наш урок пополнению своих математических знаний. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте успехов.
|
Складывать и вычитать трехзначные числа, используя запись столбиком; решать уравнения с трехзначными числами, строить графические модели трехзначных чисел, работать с именованными числами.
Легко, бывали ошибки Нет.
Нам неизвестно.
Конечно, хотим.
Дети поворачиваются друг к другу, хлопают в ладоши и говорят: « Желаю успеха!»
|
Личностные УД -Самоопределение (внутренняя позиция школьника) -смыслообразование ( мотивация – для чего?)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности
Форма работы: фронтальная
|
Актуализация знаний и фиксация затруднение в индивидуальной деятельности. (5-6 мин)
|
Математический диктант. — Один ученик работает у доски. Запишите в строчку 1)9с 2) 1с3д5е 3)1с7д 4) число, следующее за числом 809 5)4с5е 6)215 7)6д2е 8)3с3д2е -На какие две группы можно разделить данные числа?
— А какое число может быть лишним?
Расположите данные числа в порядке убывания.
Подставьте буквы и расшифруйте слово. 900-О 405-Е 135-И 215-А 170-Ц 62-Я 810-П 332-Р Какое слово получилось? Знакомо вам это слово? «1. Операция — лечебная помощь, выражающаяся в непосредственном механическом воздействии на ткани, органы ( обработка ран, удаление, вскрытие патологического очага). 2. Операция – координированные военные действия разнородных войск, объединенных единой целью.» Толковый словарь.
— А что значит это слово в математике?
|
900, 135, 170, 810, 405, 215, 62, 332
Четные и нечетные, трехзначные и двухзначные, круглые и некруглые, с суммой цифр 8 – 170, 62, 332 и с суммой цифр 9 – 135, 810, 405.
62 – двухзначное.
900, 810, 405, 332, 215, 170, 135, 62
ОПЕРАЦИЯ Бывает хирургическая операция.
Ответы учащихся
|
Познавательные УД -логические УД (анализ, сравнение, обобщение) -общеучебные УД (структурирование знаний, поиск информации) Коммуникативные УД -умение с полнотой и точностью выражать свои мысли -сотрудничество с педагогом
Цель: 1.Актуализировать знания о записи трехзначных чисел 2.Актуализировать мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения. 3.Зафиксировать затруднение.
Индивидуальная работа |
Постановка проблемы. (1-2 мин) | Что, значит, нам нужно уточнить сегодня на уроке, чтобы прийти к единому определению слова « операция» в математике? Повторите вопрос, на который вы сейчас отвечали. — Вам удалось ответить на поставленный вопрос? — Какова же на ваш взгляд цель нашего урока?
(Учитель вывешивает на доску тему урока ОПЕРАЦИЯ.)
| Как слово « операция» связано с математикой?
Были высказаны разные мнения. Установить, что значит слово « операция» в математике.
| Регулятивные УД -целеполагание ( постановка учебной задачи) Познавательные УД -выделение и формулировка познавательной цели -формулирование проблемы Личностные УД -осознание собственной границы между знанием и незнанием Цель: 1.Организовать выявление и фиксацию детьми затруднения. 2.Согласовать и зафиксировать тему и цель урока. Дети фиксируют проблему, определяют цель.
Д |
Проектирование и фиксация нового знания. (11-12 мин) |
— Предлагаю поработать в группах, выполнив следующие задания. 1 группа Отбросить первую букву слова 2 группа Заменить букву «о» на букву «ы» 3 группа Выразить в сантиметрах 4 группа Поменять местами десятки и единицы 5 группа Поменять местами слоги 6 группа Заменить рисунок словом
— Какое задание выполняла 1 группа? (Что делали ребята 1 группы?)
2 группа? И т.д.
( Если не скажут слово – действие) Каким словом можно объединить слова: поменяли, заменили, отбросили, выразили? Что совершили?
Как по-другому можно назвать действие? (Учитель вывешивает на доску ОПЕРАЦИЯ – ДЕЙСТВИЕ Над чем совершали действие? 1.Предмет, над которым совершали действие, 2.то, что было вначале тоже имеет имя. Придумайте это имя.
ОБЪЕКТ ОПЕРАЦИИ
А то, что получилось после выполнения операции, называется…
ОБЪЕКТ РЕЗУЛЬТАТ
Сравним наши выводы с правилом в учебнике. Урок1с.1
Ответили ли мы на вопрос, что означает слово «операция» в математике?
Вернемся к нашей карточке ? Что нужно выполнить? Какую? А в жизни, где происходят операции?
|
Выполняла действие отбрасывания 1 буквы. ( Отбрасывали…)
Действие замены буквы «о» на «ы» (Заменяли…)
Действие.
Операция, преобразование…
Над словом, числом
Ответы учащихся.
Результат операции
Учащиеся читают правило в учебнике
Да. Это действие, преобразование.
Операцию. Убрать 0 из записи числа. Ответы учащихся. |
Познавательные УД -общеучебные ( структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной форме, поиск информации) Регулятивные УД -прогнозирование — контроль готового результата Коммуникативные УД -умение с полнотой и точностью выражать свои мысли -планирование сотрудничества со сверстниками
Цель: Сформировать представление об операции, объекте операции и результате операции.
Работа в группах
Представители групп озвучивают свое решение ( работы вывешиваются на доску)
Работа с учебником.
|
Физкультминутка. (1-2 мин) | А сейчас немножко отдохнем. Делаем то, что я говорю, а не то, что я делаю. | Дети выполняют упражнения по команде учителя. |
|
Первичное закрепление во внешней речи. (5-6 мин) | « НОВОЕ УМЕНИЕ ВЕЗДЕ НАЙДЕТ ПРИМЕНЕНИЕ» Прочитайте предложение. Как вы думаете, чем мы сейчас займемся? Верно. Начнем с №2с.1 а) учитель б) ребенок у доски в) работа в парах г) самостоятельно Что было неизвестно в данном номере? Посмотрите на доску
А что неизвестно в данном задании? Назовите ее.
№3с.1-2
|
Будем применять новое умение в заданиях
Результат операции
Операция. Отбросить первую букву.
А, б, в — с комментированием у доски Г, д, е – работа в паре | Коммуникативные УД -умение с полнотой и точностью выражать свои мысли -планирование сотрудничества со сверстниками Регулятивные УД — контроль готового результата -оценка Познавательные УД -общеучебные ( структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной форме)
Цель: Включить термины «объект операции», «операция», «результат операции» в речевую практику и зафиксировать существенные свойства новых понятий во внешней речи. |
Самостоятельная работа с самопроверкой ( 4-5 мин) | « ТОРОПИСЬ – ДА НЕ ОШИБИСЬ!» Прочитайте предложение. Как вы думаете к какому виду деятельности подходит это выражение? С какой целью мы выполняем с.р.?
№3- ж, з, и
Какие были затруднения? Исправьте ошибки. |
К выполнению самостоятельной работы. Чтобы выяснить, как усвоили новые знания. Учащиеся работают самостоятельно, после выполнения сверяют с образцом учителя, ставят плюсы за правильно выполненное задание. | Познавательные УД -общеучебные( контроль и оценка результата) Регулятивные УД ( контроль и оценка) Личностные УД — самооценка
Цель: Произвести самоконтроль способности выполнения задания на нахождение операции, результата операции. Индивидуальная работа |
Повторение и включение в систему знаний. (4-5 мин) | « ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ» Прочитайте выражение и подумайте, чем мы продолжим заниматься? №7с.3 Зачеркните лишние вопросы. Прочитайте их.
Кто ошибся в выборе? Остальные вопросы можно поставить к условию задачи. Соедините вопросы с подходящими выражениями. Давайте проверим.
Назовите номер схемы к первому выражению.( Схемы на доске) Назовите номер схемы ко второму выражению. Начертите схему и решите задачу по вариантам.
Проверяем. |
Повторим те задания, которые решали раньше.
Сколько меда во втором улье? Сколько стоит мед?
Учащиеся выполняют самостоятельно. Сколько меда в двух ульях? — 25+18 На сколько меда во втором улье больше, чем в первом? – 25-18 На сколько меда в первом улье меньше, чем во втором? – 25-18 №…
№… I вариант – 25+18 II вариант — 25-18 25+18=43(кг) 25-18=7(кг) | Коммуникативные УД -умение с полнотой и точностью выражать свои мысли -планирование сотрудничества со сверстниками и с педагогом Познавательные УД -общеучебные
Цель: Организовать повторение решения задач на нахождение целого и части.
Фронтальная форма работы |
Рефлексия деятельности. (2-3 мин) | Какая трудность возникла в начале урока?
Что же такое ОПЕРАЦИЯ? С какими еще новыми понятиями мы познакомились? У кого остались вопросы на конец урока? Какая работа на уроке понравилась больше всего? Чья работа вам больше всего понравилась? Возьмите файлы и на «лесенке успеха» отметьте ту ступеньку, на которой вы оказались к концу урока. 1 ступенька- многое не понял и остались вопросы 2ступенька- во время работы было много трудностей 3 ступенька- многое понял, но были ошибки 4 ступенька – трудности преодолены
Домашнее задание Придумать 3 примера операций на А-4, №10 по желанию
| Не знали, что означает слово «операция» в математике. Операция-действие, преобразование. Объект операции, результат операции
Ответы учащихся.
Показ учащихся своей «лесенки успеха» | Регулятивные УД оценка ( степень собственного роста) Личностные УД — самооценка Коммуникативные УД -умение с полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УД -общеучебные (рефлесия, контроль и оценка результата)
Цель: Соотнести цель и результат деятельности на уроке Обсудить и записать д.з. |
Список использованной литературы
-
Петерсон Л.Г. Математика 2 класс . М : Ювента, 2012.
-
Фефилова Е.П., Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по математике 2 класс. М: ВАКО, 2005
-
Волина В.В. Праздник чисел. М.: Педагогика, 1995.