Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
города Воркуты республики Коми
Конспект урока по математике
Умножение
(УМК «Школа 2100» 2 класс)
Подготовила
учитель начальной школы
Тесмеева Татьяна
Геннадьевна
Конспект урока математики во 2 классе
Тема: Умножение
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |
Организа-ционный момент
| Настроить на работу, мотивация на познавательный процесс. | Прозвенел и смолк звонок Начинается урок Мы за парты дружно сели И на доску посмотрели.
Отгадайте-ка загадку: Нарисована страна — Что это за страна? — Ребята, сегодня на уроке мы отправимся с вами в страну Смешариков. Наши любимые герои будут помогать нам, а мы им. — Ребята, а чем это наши герои так встревожены? — Какие они? — Посмотрите, что случилось на лесной полянке, где живут наши любимые герои? — Ребята как мы можем помочь нашим друзьям? | Настраиваются на урок.
Страна Смешариков
Высказывают свои мнения: собрать весь мусор, очистить реку – навести порядок |
|
Устный счет
| Развитие умения решать логические задачи, формирование развитие внимания, речи.
| Хоть он и ушастик, Собою хорош! Узнали кто это? Конечно же…
Что случилось? Наш герой Невеселый и хромой?
— Ребята, поможем нашим друзьям убрать мусор на лесной полянке! Ну-ка, в сторону карандаши! — Как мы поможем друзьям? — Чтобы очистить полянку от мусора, нам нужно ответить на вопросы.
1. Пять котят песок копают, Три на солнце загорают, Два купаются в золе. Сколько всех? Скажите мне.(10) 2. Задумано число. Если к нему прибавить 20, то получится 32. Какое число задумано?
4. Вера и Надя сестры. Вера сказала, что у нее есть брат, и Надя сказала, что у нее есть брат. Сколько детей в семье? 5. Решите задачу: На поляне росло 12 сосен и 4 ели. На сколько сосен больше, чем елей?
Обратите внимание на схему. -Чего больше? Чего меньше? -Как вы нашли ответ, каким действием?
— Мы хорошо с вами поработали и убрали мусор на полянке и помогли Крошу. | Крош: Вы не поверите, друзья! Мусор, грязь, осколки, банки, Целлофан, бумага, склянки Это ж надо же подумать! Это разве были люди? Ведь поранятся зверята, Несмышленые ребята. Помогите нам, друзья, Мусорить в лесу нельзя!
Силой ума и души
|
|
Минутка чистописания
| Отработка навыка заполнения даты. Повторение названий разрядов чисел
| — Откроем наши тетради. — Посмотрите на дату. Что можете рассказать о числе? — Назовите день недели. Почему так назван этот день? Запишем число, классная работа. | Дети открывают тетрадь.
|
|
IV. Открытие «нового» материала
| Целеполагание, знакомство с новыми понятиями | Интеллигент… Талант! Умен… Частичка детства в нем осталась…
Как же, Карыч, так случилось? Правило – то надо знать, Что со спичками в лесу Никому нельзя играть.
— Ребята, давайте быстрее потушим пожар, поможем Карычу и лесным жителям! А для этого нам нужно выполнить задания.
(Найдите «лишнее» выражение.) — Посмотрите на выражения. 14+5 26+3 5∙3 18+6 12+7
— Найдите значения этих выражений. — Назовите компоненты сложения. — Какое выражение здесь «лишнее»?
А что это за действие? — А что вы знаете про умножение? Что это за действие? Что происходит с числами при умножении?
— Исходя из этого, определите тему нашего урока?
А как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке, то есть какова цель урока?
— Также мы будем учиться составлять схемы и рисунки к действиям умножения.
— Итак, мы узнали тему нашего урока, выполнили задание, помогли Карычу затушить пожар.
У вас на столах лежат карточки с выражениями. Посмотрите на эти выражения. 5+5+5+5 8∙3 21+21 5∙4 8+8+8 21∙2
-Что можете сказать о левом столбике?
-Что можете сказать о правом столбике?
Работаете в парах. -Попробуйте соединить выражения левого столбика с выражениями правого столбика, которые, по- вашему, мнению, связаны между собой.
-Сравните свои ответы.
5+5+5+5 5∙4
-Почему вы так соединили эти выражения? Что обозначает первое число при умножении? Второе число?
Сделайте вывод, чем можно заменить действие сложения?
-А какой знак используется при умножении?
-А выражения 8∙3, 5∙4, 21∙2 читаются так… по 8 взяли 3 раза, по 5 взяли 4 раза, по 21 взяли 2 раза.
— Обратите внимание на следующие выражения: 4+4+4 14+41 23+56
-Найдите выражение, которое мы можем заменить.
— Сделаем рисунок к этому выражению — Сколько раз повторяется число 4?
— Итак, первое число обозначает слагаемое, второе – количество слагаемых, значит, число 4 взяли 3 раза.
— А что вы можете сказать об остальных выражениях? Можем ли заменить их умножением? -Почему?
-Значит, только в каких случаях можно заменить сложение умножением?
— Так что же такое умножение?
Вывод: выражения, в которых слагаемые не равны, мы не можем заменить умножением.
— Сравним наш вывод с выводом в учебнике с.48 — Приведите примеры, в каких ситуациях в жизни мы можем использовать действие умножения? | Кар Карыч Друзья, не заболел я, Но в своем родном лесу, Чуть живьем, бы не сгорел.
Да не я! Я что же глупый? Чтоб со спичками шалить? Шел грибник, окурок бросил, Ума нет, чтоб потушить! Вспыхнул лес, трещал валежник, Еле ноги я унес.
5∙3, потому что мы не знаем как найти его значение и это действие нам незнакомо.
Это умножение.
Пауза
Умножение
Изучить действие умножения, научиться умножать.
Суммы с одинаковыми слагаемыми Выражения с умножением
Слагаемое
Количество слагаемых
Вывод: действие сложения можно заменить действием умножения.
«∙»
4+4+4, потому что равные, одинаковые слагаемые
°°°° 4+4+4=12 °°°° 4·3=12 °°°°
Их нельзя заменить умножением, потому что слагаемые не равны, разные
Когда в сумме одинаковые слагаемые
Это сумма одинаковых слагаемых
Купить тетради, карандаши… |
Работа в парах
Чтение хором |
V. Физ-минутка
| Снятие напряжения | — А сейчас, ребята, мы немного отдохнем. — Смотрите на экран и следите за движением фигур. |
|
|
VI. Закрепле-ние материала
| Применение полученных знаний на практике, развитие самостоятель-ности
| Рогатый ученый, Забавный типаж, Узнали кто это? Конечно…
— Чтобы очистить реку от мусора и помочь Лосяшу, нам нужно выполнить задание. — Прочитайте задание. — Посмотрите на рисунок под буквой а) — По сколько яблок на каждой тарелке?
— Сколько раз взяли по 2?
— Посмотрите на рисунок под буквой б) — Сколько мячей в каждой группе? — Сколько раз по 3?
Прочитайте следующую задачу. Сделайте рисунок и решите ее.
На 3 клумбы посадили астры – по 7 кустов на каждую. Сколько всего кустов астр посадили на эти клумбы?
— Сколько клумб потребовалось для кустов? — Сколько кустов на каждой клумбе?
Работа с рисунком -Сколько рядов кружочков нам нужно нрисовать? -Сколько кружочков на каждом ряду?
Работа со схемой — Какое число повторяется в схеме? — Сколько раз повторяется число 7?
— Как узнать, сколько кустов астр посадили? — Как еще можно записать сумму с одинаковыми слагаемыми?
— А теперь составьте задачу к схеме и на листочках запишите решение двумя способами. 3 3 3 3
— Кто желает прочитать свою задачу и решение к ней? — Итак, задание мы выполнили, очистили реку от мусора, помогли Лосяшу и нашим друзьям.
| Лосяш: В лесу птиц совсем не стало, А я чуть-чуть, оголодал. С каждым днем в лесу все хуже Страшно воду пить в реке – Жизни нет зверью нигде.
а) по 2 взяли 3 раза
б) по 3 взяли 2 раза
7+7+7=21
7·3=21
Работа в парах |
|
VII. Домашнее задание | Применение полученных знаний. Развитие самостоятель-ности | На листочках задача. Сделайте рисунок и схему к ней. Запишите решение и ответ. |
|
|
VIII. Итог урока, рефлексия
|
Самооценка своей работы, развитие речи, развитие умения анализировать | Итак, что нового узнали на уроке? Чему научились?
— Нет, не зря мы совершили прогулку эту. — Посмотрите, а сейчас вам нравится наша поляна? — И наши друзья повеселели. — Украсим поляну цветочками. Выберите 1 цветок и прикрепите его на нашу поляну.
Молодцы! Всего вам доброго!
| Действие умножения Заменять сложение одинаковых слагаемых умножением, делать рисунок к умножению
|
Конверты с цветочками
|
Список использованной литературы:
-
«Математика», учебник 2 класса, Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П, издательство Баласс 2012 г.
-
Фефилова Е.П., Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по математике 2 класс. М: ВАКО, 2005
-
«Я иду на урок в начальную школу. Математика»- книга для учителя, Москва, «Первое сентября», 1999 г.