Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

города Воркуты республики Коми

Конспект урока по математике

Умножение

(УМК «Школа 2100» 2 класс)

Подготовила

учитель начальной школы

Тесмеева Татьяна

Геннадьевна

Конспект урока математики во 2 классе

Тема: Умножение

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организа-ционный момент

Настроить на работу, мотивация на познавательный процесс.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Отгадайте-ка загадку:

Нарисована страна 
Милых кругленьких зверьков, 
Из конца в конец она, 
В тыщу кроличьих прыжков.

— Что это за страна?

— Ребята, сегодня на уроке мы отправимся с вами в страну Смешариков. Наши любимые герои будут помогать нам, а мы им.

— Ребята, а чем это наши герои так встревожены?

— Какие они?

— Посмотрите, что случилось на лесной полянке, где живут наши любимые герои?

Ребята как мы можем помочь нашим друзьям?

Настраиваются на урок.

Страна Смешариков

Высказывают свои мнения: собрать весь мусор, очистить реку – навести порядок

Устный счет

Развитие умения решать логические задачи, формирование развитие внимания, речи.

Хоть он и ушастик,

Собою хорош!

Узнали кто это?

Конечно же…

Что случилось?

Наш герой

Невеселый и хромой?

— Ребята, поможем нашим друзьям убрать мусор на лесной полянке!

Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.

— Как мы поможем друзьям?

— Чтобы очистить полянку от мусора, нам нужно ответить на вопросы.

1. Пять котят песок копают,

Три на солнце загорают,

Два купаются в золе.

Сколько всех? Скажите мне.(10)

2. Задумано число. Если к нему прибавить 20, то получится 32. Какое число задумано?

  1. Выберите лишнее число: 12, 28, 3, 33, 50

4. Вера и Надя сестры. Вера сказала, что у нее есть брат, и Надя сказала, что у нее есть брат. Сколько детей в семье?

5. Решите задачу:

На поляне росло 12 сосен и 4 ели. На сколько сосен больше, чем елей?

Обратите внимание на схему.

-Чего больше? Чего меньше?

-Как вы нашли ответ, каким действием?

— Мы хорошо с вами поработали и убрали мусор на полянке и помогли Крошу.

Крош:

Вы не поверите, друзья!

Мусор, грязь, осколки, банки,

Целлофан, бумага, склянки

Это ж надо же подумать!

Это разве были люди?

Ведь поранятся зверята,

Несмышленые ребята.

Помогите нам, друзья,

Мусорить в лесу нельзя!

Силой ума и души

Минутка чистописания

Отработка навыка заполнения даты. Повторение названий разрядов чисел

— Откроем наши тетради.

— Посмотрите на дату. Что можете рассказать о числе?

— Назовите день недели. Почему так назван этот день?

Запишем число, классная работа.

Дети открывают тетрадь.

IV.

Открытие

«нового» материала

Целеполагание, знакомство с новыми понятиями

Интеллигент… Талант! Умен…
Всегда окажет помощь он.
Но он способен и на шалость —

Частичка детства в нем осталась…

Как же, Карыч, так случилось?

Правило – то надо знать,

Что со спичками в лесу

Никому нельзя играть.

— Ребята, давайте быстрее потушим пожар, поможем Карычу и лесным жителям! А для этого нам нужно выполнить задания.

(Найдите «лишнее» выражение.)

— Посмотрите на выражения.

14+5

26+3

5∙3

18+6

12+7

— Найдите значения этих выражений.

— Назовите компоненты сложения.

— Какое выражение здесь «лишнее»?

А что это за действие?

— А что вы знаете про умножение? Что это за действие? Что происходит с числами при умножении?

— Исходя из этого, определите тему нашего урока?

А как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке, то есть какова цель урока?

— Также мы будем учиться составлять схемы и рисунки к действиям умножения.

— Итак, мы узнали тему нашего урока, выполнили задание, помогли Карычу затушить пожар.

У вас на столах лежат карточки с выражениями. Посмотрите на эти выражения.

5+5+5+5 8∙3

21+21 5∙4

8+8+8 21∙2

-Что можете сказать о левом столбике?

-Что можете сказать о правом столбике?

Работаете в парах.

-Попробуйте соединить выражения левого столбика с выражениями правого столбика, которые, по- вашему, мнению, связаны между собой.

-Сравните свои ответы.

5+5+5+5 5∙4

-Почему вы так соединили эти выражения? Что обозначает первое число при умножении?

Второе число?

Сделайте вывод, чем можно заменить действие сложения?

-А какой знак используется при умножении?

-А выражения 8∙3, 5∙4, 21∙2 читаются так…

по 8 взяли 3 раза,

по 5 взяли 4 раза,

по 21 взяли 2 раза.

— Обратите внимание на следующие выражения:

4+4+4

14+41

23+56

-Найдите выражение, которое мы можем заменить.

— Сделаем рисунок к этому выражению

— Сколько раз повторяется число 4?

— Итак, первое число обозначает слагаемое, второе – количество слагаемых, значит, число 4 взяли 3 раза.

— А что вы можете сказать об остальных выражениях? Можем ли заменить их умножением?

-Почему?

-Значит, только в каких случаях можно заменить сложение умножением?

— Так что же такое умножение?

Вывод: выражения, в которых слагаемые не равны, мы не можем заменить умножением.

— Сравним наш вывод с выводом в учебнике с.48

— Приведите примеры, в каких ситуациях в жизни мы можем использовать действие умножения?

Кар Карыч

Друзья, не заболел я,

Но в своем родном лесу,

Чуть живьем, бы не сгорел.

Да не я! Я что же глупый?

Чтоб со спичками шалить?

Шел грибник, окурок бросил,

Ума нет, чтоб потушить!

Вспыхнул лес, трещал валежник,

Еле ноги я унес.

5∙3, потому что мы не знаем как найти его значение и это действие нам незнакомо.

Это умножение.

Пауза

Умножение

Изучить действие умножения, научиться умножать.

Суммы с одинаковыми слагаемыми

Выражения с умножением

Слагаемое

Количество слагаемых

Вывод: действие сложения можно заменить действием умножения.

«∙»

4+4+4, потому что равные, одинаковые слагаемые

°°°° 4+4+4=12

°°°° 4·3=12

°°°°

Их нельзя заменить умножением, потому что слагаемые не равны, разные

Когда в сумме одинаковые слагаемые

Это сумма одинаковых слагаемых

Купить тетради, карандаши…

Работа в парах

Чтение хором

V.

Физ-минутка

Снятие напряжения

— А сейчас, ребята, мы немного отдохнем.

— Смотрите на экран и следите за движением фигур.

VI. Закрепле-ние материала

Применение полученных знаний на практике, развитие самостоятель-ности

Рогатый ученый,

Забавный типаж,

Узнали кто это?

Конечно…

— Чтобы очистить реку от мусора и помочь Лосяшу, нам нужно выполнить задание.

— Прочитайте задание.

— Посмотрите на рисунок под буквой а)

— По сколько яблок на каждой тарелке?

— Сколько раз взяли по 2?

— Посмотрите на рисунок под буквой б)

— Сколько мячей в каждой группе?

— Сколько раз по 3?

Прочитайте следующую задачу. Сделайте рисунок и решите ее.

На 3 клумбы посадили астры – по 7 кустов на каждую. Сколько всего кустов астр посадили на эти клумбы?

— Сколько клумб потребовалось для кустов?

— Сколько кустов на каждой клумбе?

Работа с рисунком

-Сколько рядов кружочков нам нужно нрисовать?

-Сколько кружочков на каждом ряду?

Работа со схемой

— Какое число повторяется в схеме?

— Сколько раз повторяется число 7?

— Как узнать, сколько кустов астр посадили?

— Как еще можно записать сумму с одинаковыми слагаемыми?

— А теперь составьте задачу к схеме и на листочках запишите решение двумя способами.

3 3 3 3

— Кто желает прочитать свою задачу и решение к ней?

— Итак, задание мы выполнили, очистили реку от мусора, помогли Лосяшу и нашим друзьям.

Лосяш:

В лесу птиц совсем не стало,

А я чуть-чуть, оголодал.

С каждым днем в лесу все хуже

Страшно воду пить в реке –

Жизни нет зверью нигде.

а) по 2 взяли 3 раза

б) по 3 взяли 2 раза

7+7+7=21

7·3=21

Работа в парах

VII. Домашнее задание

Применение полученных знаний. Развитие самостоятель-ности

На листочках задача. Сделайте рисунок и схему к ней. Запишите решение и ответ.

VIII.

Итог  урока, рефлексия

Самооценка своей работы, развитие речи, развитие умения анализировать

Итак, что нового узнали на  уроке?

Чему научились?

— Нет, не зря мы совершили прогулку эту.

— Посмотрите, а сейчас вам нравится наша поляна?

— И наши друзья повеселели.

— Украсим поляну цветочками. Выберите 1 цветок и прикрепите его на нашу поляну.

Молодцы! Всего вам доброго!

Действие умножения

Заменять сложение одинаковых слагаемых умножением, делать рисунок к умножению

Конверты с цветочками

Список использованной литературы:

  1. «Математика», учебник 2 класса, Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П, издательство Баласс 2012 г.

  2. Фефилова Е.П., Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по математике 2 класс. М: ВАКО, 2005

  3. «Я иду на урок в начальную школу. Математика»- книга для учителя, Москва, «Первое сентября», 1999 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here