Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»


Конспект урока

по математике во 2 классе

«Сложение и вычитание в пределах 100. Устные вычисления. Обобщение и систематизация знаний»

Учитель:

Андрейчук Марина Александровна

г. Боровичи

Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 100. Устные вычисления. Обобщение и систематизация знаний».

Цель. Отрабатывать вычислительные навыки устных приёмов сложения и вычитания в пределах 100; решать составные задачи разными способами.

Оборудование. Игровые билеты (по количеству учащихся в классе и образец для учителя), мешок с бочонками, конверты и карточки с «Круговыми примерами», карточки с дифференцированными заданиями, рисунки бочонков с цифрами.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель. Доброе утро! Сегодня в этом классе пройдет первый розыгрыш игры «Математическое лото», который позволит нам повторить ранее изученный материал.

8

17

11

3

13

14

1

9

18

19

15

10

5

12

20

2

16

I

ТИРАЖ

3

*

24

36

41

52

63

72

81

7

12

28

39

43

54

66

*

83

9

18

29

*

45

56

69

74

88

II. Устный счёт.

Учитель: Итак, в первом тираже игры «Математическое лото» принимают участие все ученики 2-го «В» класса.

Главный приз — оценка «5». Каким будет общий призовой фонд, мы узнаем, выполнив следующее задание.

Учитель раздает детям игровые билеты, на доску прикрепляет увеличенный образец билета.

— На игровом билете в правом верхнем углу вы видите таблицу, в которой в беспорядке расположены числа от 1 до 20. Всего в таблице находятся 17 чисел, 3 пропущены. Вы должны записать в пустые клетки квадрата пропущенные числа. Исправления не допускаются, старайтесь работать без ошибок.

Назовите недостающие в таблице числа в порядке убывания.

Дети: 6, 7, 4.

Учитель: Найдите сумму данных чисел и тогда вы узнаете, каким будет общий призовой фонд игры.

Дети: 17.

Учитель: Как производили вычисления?

Дети: К 7 прибавили сумму чисел 6 и 4.

Учитель: Изменится ли значение данного выражения, если поменять порядок действий? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

— Итак, общий призовой фонд игры – семнадцать пятерок! Победителем и обладателем главного приза станет тот, кто сможет без ошибок выполнить все предложенные задания.

III. Игра «Математическое лото»

Учитель прикрепляет на доску рисунок бочонка с цифрой 1. Дети садятся парами.

Учитель: Итак, пришло время начинать игру. Удачи всем игрокам! Какое задание скрывается за первым бочонком?

Дети: Решение круговых примеров.

Каждая пара достает из конвертов карточки с заданиями и решает круговые примеры.

56+ 3

78 + 5

59 — 20

83 — 50

39 + 3

33 + 7

42+ 8

40 — 23

50 — 2

17 + 9

48 + 30

26 + 30

Учитель: Молодцы! Подумайте и скажите, по какому признаку

можно разделить данные числовые выражения на две группы?

Дети: В один столбик все суммы, а в другой все разности.

— В один столбик выражения, в которых все компоненты — двузначные числа, а в другой остальные.

Учитель: Вы блестяще справились с этим заданием. Надеюсь, вы сможете так же удачно справиться со всеми последующими и выиграть главный приз нашей игры! Выполняя каждое последующее задание, вам необходимо будет фиксировать полученные результаты в игровом билете.

Учитель прикрепляет на доску бочонок с цифрой 2.

— Второй бочонок и следующее задание. Вам необходимо взять такую карточку с примерами, на которой цвет круга совпадает с цветом квадратов на вашем игровом билете.

3-я группа

( красные круги)

58 — ___ = 51

__ + 2 = 56

48 — ___ = 30

8 + ___ = 80

10 + ___ = 55

90 — ___ = 2

1-я группа

( жёлтые круги)

20 – 13= 52 + 2=

10 3 50 2

20 – 2= 50 + 22=

10 10 20 2

43 + 2= 82 + 6=

40 3 80 2

2-я группа

( зелёные круги)

90 – 83= _______

40 – 22= _______

47 + 7 = _______

40 + 32= _______

58 + 30= _______

37 + 8 = ________

У учащихся во всех группах после решения примеров получаются одинаковые ответы: 7, 18, 45, 54, 72, 88.

Учитель: Надеюсь, все успели отметить (зачеркнуть или подчеркнуть) полученные результаты в игровом билете. Мы продолжаем игру и открываем третий бочонок.

Учитель прикрепляет на доску бочонок с цифрой 3.

— Что необходимо сделать, чтобы узнать следующие числа, которые нужно будет зачеркнуть в игровом билете?

Дети: Сравнить числа или выражения.

Учитель: Это задание мы будем выполнять в тетради.

Два ученика выполняют задание у доски под диктовку учителя.

— Сравните два выражения. Первое — сумма чисел 18 и 6. Второе — разность чисел 70 и 34.

— Следующая пара выражений: первое — разность 100 и 17; второе — сумма 40 и 43.

На доске:

18 + 6 … 70 — 34

100 — 17 … 40 + 43

Чему равны значения выражений?

Дети: 24, 36, 83

Учитель: -Зачеркните в билете числа, полученные в ходе вычислений. Продолжаем. Совсем немного осталось времени до того момента, когда будут известны обладатели главного приза игры. Последний бочонок в игре!

Учитель прикрепляет на доску бочонок с цифрой 4.

— За четвертым бочонком скрывается задача. Ее текст вы найдете на обратной стороне билета.

Задача. В игровом мешке было 90 бочонков. В первом туре из мешка достали 7 бочонков, во втором — 20. Сколько бочонков осталось в игровом мешке? ( Составить обратную задачу)

У доски рассматриваются варианты решений задачи.

На доске: Обратная задача:

Было — 90 б. Было- ? б.

Достали — 7 б. и 20 б. Достали – 7 б. и 20 б.

Осталось — ? б. Осталось – 63 б.

1 способ 1 способ

1) 7 + 20 = 27 (б.) 1) 7 + 20 = 27 (б)

2) 90 – 27 = 63 (б.) 2) 27 + 63 = 90 (б)

II способ II способ

1)90-7=83 (б.) 1) 63 + 7 = 70 (б)

2) 83 -20 = 63 (б.) 2) 70 + 20 = 90 (б)

Учитель: Полученный ответ — это последнее число, необходимое

нам для того, чтобы определить ключевое слово, — результат нашей игры.

— Если вы правильно выполнили все задания, то без труда сможете прочитать слово, пользуясь ключом.

Учитель прикрепляет на доску карточку-ключ.

3

*

24

36

41

52

63

72

81

7

12

28

39

43

54

66

*

83

9

18

29

*

45

56

69

74

88

К

*

Б

Е

Э

У

Т

Е

Ы

П

Л

М

Р

Я

И

Х

*

Л

Е

О

У

*

Д

Ь

В

Ч

Ь

Дети: П О Б Е Д И Т Е Л Ь.

Учитель: Наш урок-игра закончена. Поднимите руку те, кто смог прочитать слово. Главный приз  пять баллов — получили обладатели ___ билетов. Призовой фонд не разыгран в полном объеме, поэтому переносится на следующий тираж.

IV. Итог урока:

Учитель: — Понравилась вам игра «Математическое лото»? Что вы повторяли на уроке? Спасибо за урок!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here