Муниципальная общеобразовательная учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3
г. Козьмодемьянска»
Республика Марий Эл
Конспект урока по математики
во 2 классе
«Угол. Прямой угол»
Автор: Григорьева
Любовь Константиновна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3
г. Козьмодемьянска РМЭ
Г.Козьмодемьянск,2012г.
Тема: Угол. Прямой угол.
Цель:
— Сформировать представление об угле и его элементах, способность к распознаванию и обозначению углов;
— Познакомить с понятием «прямой угол»;
— Учить находить прямой угол с помощью чертёжного угольника;
— Отрабатывать навыки анализа и решения задач;
— Пополнять активный запас детей; учить работать в паре;
— Выучить счет через 6;
— Развивать математическую речь, мыслительные операции;
— Формировать познавательный интерес;
— Способствовать здоровьесбережению детей;
— Соблюдать гигиенические требования к уроку.
Тип урока: ОНЗ
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
— В начале урока мне хочется напомнить известное вам высказывание А. Нивена
(слайд №2)
Математику нельзя изучать наблюдая, как это делает сосед.
А. Нивен
— Прочитайте его хором
— Как вы понимаете смысл этих слов? (Если смотреть, как другие анализируют, сравнивают, преодолевают какие-то трудности, а сам ты этого ничего не делаешь. То математику знать не будешь).
— Верно, я думаю, что вы успешно преодолеете все трудности, которые преподносит нам математика.
Счет через 6.
Л о г и ч е с к а я з а д а ч а.
** № 10, с. 40.
– Закончите рисунок, соединяя числа в порядке увеличения и присчитывая по 6.
– Что получилось? (Старинный замок.)
– Какой ряд чисел получился? (6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 54, 60.)
– Что интересного заметили?
– Попробуйте восстановить ряд, несмотря на подсказку.
– Отсчитывание по 6.
— Посмотрите, это … (Ёлочка.)
— Что необычного в изображении ёлочки? (Она составлена из геометрических фигур.)
— Назовите их. (Треугольники и прямоугольник.)
— А ведь ёлочка вам подсказывает, какому разделу математики будет посвящён урок. (Геометрии.)
— Да, и сегодня вам предстоит узнать новое из области геометрии.
— Молодцы! С чего начнём? (С повторения необходимого.)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
(Слайд №3)
— Посмотрите, нас встречают жители этой страны
— Назовите эти фигуры одним словом. (Геометрические фигуры)
— Назовите многоугольники ( треугольник, квадрат, прямоугольник)
(По щелчку мыши многоугольники исчезают)
— Назовите геометрическую фигуру, которая состоит из 4-х звеньев ( незамкнутая ломаная линия)
(По щелчку мыши ломаная исчезает)
— Какая геометрическая фигура не имеет ни начала на конца? (прямая линия)
(По щелчку мыши прямая исчезает)
— Назовите лишнюю фигуру среди данных фигур. (отрезок)
(По щелчку мыши отрезок исчезает)
— Какие геометрические фигуры остались? (Лучи)
— Что вы знаете о геометрической фигуре луч? (Луч – это часть прямой, ограниченная с одной стороны)
— Чем отличается луч от прямой? (Луч– это часть прямой, ограниченная с одной стороны, а прямая не имеет ни начала на конца).
— У вас на партах лежат модели лучей.
— Покажите точку, начало луча, покажите весь луч.
(Слайд №7)
— Сравните лучи АВ и АС.
— Что у них общего? (У них общее начало точка А)
— Возьмите модели лучей и наложите их друг на друга так, чтобы точки совпали, а части прямой расходились в разные стороны.
— На сколько частей лучи разделили плоскость? (На 2 части)
— Как бы вы назвали меньшую из этих частей) (Углом) (Слайд №8)
— Как докажете, что данная фигура является углом?
— Дети обосновывают своё мнение и приходят к выводу, что не могут доказать, что данная фигура является углом.
— Почему же возникло затруднение при доказательстве того, что выбранная вами фигура угол? (Нам неизвестно, что такое угол, каковы признаки этой геометрической фигуры.)
– Молодцы! Поняв причину, дальше надо … (Поставить цель, выяснить, что такое угол, выявить его признаки.)
– Назовите тему урока. (Угол.)
— Открыть часть темы на доске.
III. «Открытие» нового знания.
— Покажите точку, общее начало лучей.
— Посмотрите, как называется общее начало лучей. (Это вершина угла) (слайд №9)
— Покажите лучи, которые образуют угол.
— Как их называют? (Стороны угла.) (слайд №10)
— Сколько вершин у угла? (1)
— Сколько сторон у угла? (2)
— Так из чего состоит угол? (Из точки — вершины и двух лучей — сторон, которые выходят из этой точки — вершины)
— Кто может сказать, что же такое угол? (Угол – это геометрическая фигура, которая состоит из точки — вершины и двух лучей — сторон, которые выходят из этой точки)
— Продолжаем заполнять геометрический словарь.
— Какие новые слова в него добавили? (Угол, вершина угла, сторона угла).
— Вы конечно знаете, что у каждой геометрической фигуры есть имя, и у углов тоже есть имя.
— Аня, как тебя называет мама? А тебя Саша?
— Вас дома называют разными именами.
— И угол тоже можно назвать по–разному.
— Прочитайте его имя в учебнике на стр. 38.
— Что интересного заметили при чтении имён угла? (Буква, которая называет вершину читается в середине)
— Записывают это так: слово «угол» заменяют специальным знаком:
— Запишем этот знак в тетради.
— Начинаем писать с верхнего правого угла клетки, ведём наклонную в нижний левый угол клетки и вправо по нижней стороне клетки в нижний правый угол.
(Дети записывают знак в тетради)
— Как пишется ваше имя?
— А теперь обратите внимание на то, как пишется имя угла. (Все буквы заглавные)
— Как вы думаете, почему так записывают угол? (По названию вершины угла.)
— Правильно. Запишите имя угла в тетради.
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
— А теперь потренируемся в записи углов.
— Выполним задание №2 с.38
— Прочитайте задание.
— Работать будем в парах.
— Один из вас назовёт имена углов. А другой вершины и стороны угла.
-А теперь запишите различные обозначения углов.
(слайд №11)
— Проверяем первый угол, если вы записали так, поставьте «+».
— Катя. Прочитай названия второго угла, если вы записали так, поставьте «+».
— Самостоятельно проверьте, так ли вы записали названия третьего угла, если вы записали так, поставьте «+».
— У кого получилось три «+», у кого два, у кого один.
— Молодцы. А теперь отдохнём и посчитаем.
Физминутка
— Продолжаем работу.
V. «Открытие» нового знания (продолжение)
— Скажите, а можно ли угол сделать больше или меньше по размеру?
(слайд №12, №13)
— Смоделируйте полученный угол так, чтобы он стал меньше, а теперь, чтобы он стал больше.
— Какой вывод можем сделать о размере углах? (Углы бывают разные по размеру)
— Верно, углы бывают разные, и наша задача узнать, какой угол самый главный
— Сложите лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам.
— Возьмите линейку и красный карандаш, проведите линии сгиба.
— На сколько частей прямые разделили плоскость?(на 4 части)
— Что можете сказать о прямых? (Они пересекаются)
— Сколько углов образовали пересекающиеся прямые?(4)
— Эти пересекающиеся прямые образовали особенные углы.
— Может кто-нибудь знает названия этих углов?
-Это прямые углы (слайд №14)
— Покажите пальчиком каждый прямой угол.
— Раскрасьте прямые углы разными цветами.
— Поставьте точку на пересечении прямых.
— Чем будет являться эта точка для каждого из углов? (Вершиной угла)
(слайд №15)
— Покажите, где в жизни встречается прямой угол?
— А вот, если две пересекающиеся прямые образуют прямой угол, то их называют перпендикулярными прямыми)
( Повесить на доску карточку)
— Какими новыми понятиями пополнился наш словарь? (Прямой угол, перпендикулярные прямые).
— Ребята, а вы обратили внимание, что у вас на партах лежит ещё один чертёжный инструмент.
— Кто знает, как он называется?
— Правильное его название чертёжный угольник.
— Прямые углы удобно находить и строить с помощью угольника.
— Рассмотрите его внимательно и подумайте, почему?
— Итак, какова наша задача? (Научиться с помощью угольника определять прямые углы.)
(слайд №16)
— Составим алгоритм.
-
Совместить вершину прямого угла чертёжного угольника и вершину угла.
-
Совместить одну из сторон чертёжного угольника и сторону угла.
-
Если вторая сторона угла совпала со второй стороной угольника, то это прямой угол.
— Найдите прямые углы с помощью чертёжного угольника в окружающей нас обстановке.
VI. Самостоятельная работа c самопроверкой .
Работа по учебнику с.39 №4.
— А теперь самостоятельно найдите прямые углы с помощью чертёжного угольника.
Проверка работы с помощью доски.
— Самостоятельно проверьте, так ли вы нашли прямые углы, если так, поставьте «+».
— Каким новым понятием пополнился наш словарь? (чертёжной угольник).
— Какие новые жители поселились в стране Геометрия? (угол, прямой угол) (слайд № 12, 13)
— Посмотрите на все фигуры (слайд №17) и скажите, какие фигуры имеют углы?
— А какие имеют прямые углы?
— Что мы знали о прямоугольнике? А о квадрате?
— А что нового узнали?
VII. Повторение изученного.
— Решим задачу, в которой говорится о прямоугольнике и квадрате.
Работа по учебнику с.40 №9.
Задача: Начерти прямоугольник со сторонами 6см и 2см и вычисли его периметр. А теперь начерти квадрат с таким же периметром.
— Прочитайте задачу про себя.
— А теперь прочитайте задачу вслух, чтобы узнать, что известно в задаче, а что надо найти.
— Что же нам известно в задаче?
— Что надо узнать?
— Прежде чем вычислить Р, что надо сделать? (Начертить прямоугольник)
— А потом? (Найти Р).
— Как найти Р прямоугольника? (Надо длину всех сторон сложить).
— Начертите прямоугольник и найдите его Р самостоятельно.
(Проверка: решение дети записывают на доске)
— Прочитайте, что ещё нужно сделать в этой задаче.
— Любой ли квадрат надо начертить? (Нет).
— А какой? (С таким же Р).
— Сможем начертить? Почему? (Не знаем сторону квадрата)
— Что мы знаем о квадрате?
— Как узнать сторону квадрата)
— Как представить 16 четырьмя одинаковыми слагаемыми?
— Значит чему равна сторона квадрата?
— Начертите квадрат.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (Узнать, что такое угол, его признаки.)
— Достигли цели? Докажите.
— Что такое угол? (Это меньшая часть плоскости, ограниченная двумя лучами, имеющими общее начало.)
— Углы бывают разные. С каким видом угла вы познакомились сегодня? (С прямым углом.)
— Как называются прямые, образующие прямой угол? (Перпендикулярные.)
— Как вы находили прямой угол среди углов? (С помощью угольника: совмещали угол и одну из сторон угольника. Потом смотрели, совпадает ли другая сторона угла со стороной угольника.)
— Каким значком обозначают прямой угол?
— Как записывают название углов? (Пишут значок угла и букву, обозначающую вершину угла, или три буквы, причём букву, обозначающую вершину, пишут в середине.)
— Оцените свою работу на уроке.
Список использованной литературы.
-
Петерсон Л.Г. Математика 2 класс
-
Петерсон Л.Г. Математика 2 класс. Методические рекомендации для учителя
-
Петерсон Л.Г., И.Г. Липатникова. Устные упражнения на уроках математики