Интегрированный урок по математике и информатике в 5 классе по теме:
«Всё есть число»
Цели:
1. Проверить знания учащихся по теме, повторить арифметические действия с десятичными и обыкновенными дробями.
2. Перевод чисел из одной системы счисления в другую, умение проводить вычисления по блок-схеме
3. Развитие познавательных и творческих интересов к уроку математики и информатики; развитие алгоритмического и логического мышления; развитие навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельной; развитие устной речи.
4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, уважения друг к другу, взаимопомощи, ответственности за успех всего коллектива.
Тип урока: урок-соревнование
Оборудование:
-
презентация по теме «Системы счисления», карточки с заданиями
-
программное: программа для создания презентаций Power Point, Internet Explorer
-
аппаратное: мультимедийный проектор, компьютеры
Ход урока:
I. Постановка целей и задач урока
1. На экране эпиграф урока, слайд1
«Всё есть число» — говорили мудрецы, подчёркивая необычайно важную роль чисел в жизни человека.
2. И сегодня наш урок – это интеллектуальный конкурс, который покажет ваши знания об истории развития чисел, о дробях, о системах счисления.
3. Представляем команды-участницы (на слайдах представлены команды и их названия), одновременно дети тоже встают (слайд 2)
4. Представляем наше жюри: также демонстрация на слайдах и одновременное устное представление детей.
Жюри выданы оценочные листы, т.е. максимальное количество баллов за каждый конкурс.
II. Работа в сети Интернет.
Вы будете представлять домашнее задание. В разные времена учёные-математики занимались изучением чисел. И мы предлагаем каждой команде найти информацию о таком человеке и внеси в свою презентацию. Жюри начинает оценивать вашу работу
II. Отгадай название слова, которые будут ключевыми на уроке
(слайд 3, «Кто быстрее»)
Каждой команде предлагается решить указанные примеры, сопоставить их с буквами и сложить слово, которое будет являться названием команды.
Максимальное количество баллов 3
1 команда «Логика»
2 команда «Алгоритмы»
3 команда «Сотрудничество»
Задание для 3 команды. Переводим числа из двоичной в десятичную, вписываем ответ и соответствующую букву (должно получится слово СОТРУДНИЧЕСТВО)
1001 | 1010 | 1111 | 11110 | 10101 | 11111 | 11011 | 10011 | 10010 | 10110 | 1010 | 11 | 1001 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с | о | т | р | у | д | н | и | ч | е | с | т | в | о |
о-9 у-30
с-22 ч-19
д-21 е-18
т-10 в-3
р-15
н-31
и-27
1 команда
конец
нет
да
а
х
2 команда
начало
а
х
конец
0,061
17
31
26
0,08
9
III. Из истории чисел (слайд 4)
1. Люди научились считать очень давно, ещё в каменном веке
Люди научились считать очень давно, ещё в каменном веке. Учёные археологи обнаружили стойбище древних людей. В нём они нашли волчью кость, на которой древний охотник нанёс 5 зарубок. Как вы думаете, зачем?
Как только люди научились считать, у них появилась потребность в записи чисел
Чтобы с успехом заниматься хозяйством, охотой возникла потребность в арифметических действиях.
2. Как же считали люди в разных странах, и разные времена? Попробуем в этом разобраться.
Слайд 5«Древний Египет»
Слайд 6 «Первобытные люди». Рассказ по слайду (каждого пойманного на охоте буйвола приравнивали к камешку, дни отсчитывали, делая зарубки и т.д.). Такая система счисления называется единичной, она и сейчас сохранилась, например на погонах курсантов военных училищ прибавляется 1 черта за каждый год обучения.
Если бы в школе было принято такое, сколько бы вы имели черточек на погонах?
Слайд 7«Системы счисления. Начало 10-ной».
Команды представляют домашнее задание
Презентация «Десятичные числа. Десятичные дроби»
Презентация «Обыкновенные дроби»
Слайд 8 «Пятеричная система счисления»
Слайд 9-1 «Двенадцатеричная система счисления»
Слайд 12 «Двоичная»
Презентация «Двоичная система счисления»
Слайд 13 «Римская система счисления»
III. Блиц-турнир
Каждой команде предлагается ответить на предложенные 6 вопросов (на каждый вопрос не более 10 секунд), за каждый правильный вопрос 1 балл
Вопросы зачитывают члены жюри и одновременно вопрос появляется на экране
Вопросы для 1 команды, зачитывает Ира:
1. Какая система счисления используется в современной технике? (двоичная)
2. Как называется порядок выполнения действий, который приводит к результату за определённое количество шагов? (алгоритм)
3. Десятичная дробь 0,5 равна обыкновенной дроби… ()
4. Обыкновенная дробь равна десятичной дроби ….(0,8)
5. Сколько единиц в числе 3,6? (3)
6. Можем ли число 102 быть двоичным числом? Почему? (алфавит двоичных чисел только 0 и 1)
Вопросы для 2 команды:
1. В какой системе счисления для записи чисел используются цифры и буквы? (шестнадцатеричной)
2. Как называется алгоритм, действия в котором выполняются по порядку7 (разветвляющийся)
3. Десятичная дробь 0,1 равна обыкновенной …()
4. Обыкновенная дробь равна десятичной …(0,8)
5. Сколько десятков в числе 42,23? (4)
6. В какой системе счисления записано число XXI?
Вопросы для 3 команды:
Каждый город имеет свой символ, который, как портрет человека или код тайности, открывает путь к постижению самой сути. Символика Санкт-Петербурга многолика, как многолик и сам город. И одна из символик — и есть могучий воин на стремительном коне, это «Медный всадник» — душа Петербурга.
1. В каком году был воздвигнут памятник «Медный всадник», если в римской системе счисления это число записывается как MDCCLXXXII? (1782)
2. Какой системой счисления пользуются в современном мире? (десятичной)
3. Десятичная дробь 0,5 равна обыкновенной ….()
4. Обыкновенная дробь равна десятичной ….(0,5)
5. В десятичной дроби 342,67 число десятков равно …(4)
6. Алгоритм, результат выполнения которого зависит от условия (разветвляющийся)
IV. Сосчитай быстрее?
На экране стихотворение, зачитываем, ваша задача посчитать сколько лет девочке, в какой класс она ходила и сколько книг в портфеле она носила? (ответы записываете на листочках, после выполнения поднимаете руку)
Сколько лет девочке?
А.Стариков
Ей было 1100 лет,
Она в 101 класс ходила,
В портфеле по 100 книг носила –
Всё это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато 100-ногий
Она ловила каждый звук
Своими 10-ю ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И 10 тёмно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймёте наш рассказ
V. Счёт по блок-схемам
VI. Подведение итогов урока.
Использованная литература: