2. Мозговой штурм.

— Встаньте, пожалуйста, в круг. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и все вместе улыбнемся нашим гостям.

— Как вы думаете, почему мы это сделали? (Высказывания учащихся)

— Ну, что ж, начинаем. Я раздаю вам карточки. Вы делитесь на группы, а какие догадайтесь сами. ( 1-я-квадраты, 2-я-прямоугольники ).

— По какому признаку вы разделились?

— Квадраты-учителя, прямоугольники-ученики. Квадраты образуют внешний круг, а прямоугольники внутренний. Учителя задают вопросы, ученики отвечают. Если ученик ответил правильно, учитель поднимает руку вверх. Когда все ученики ответят, они передвигаются к следующему учителю. Ученики остаются на своих местах.

— Ну, что ж, молодцы, с 1-м заданием справились быстро.

— Садитесь за парты.

Конспект урока по математике. ( 3 класс)

Тема : «Введение понятие «площадь прямоугольника»

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: умение сравнивать площади фигур.

Образовательная цель:

  • познакомить с терминами «площадь»;

  • сформировать умение сравнивать площади геометрических фигур, решать обратные задачи;

  • углубить и расширить представление детей о плоскостных фигурах;

Планируемые результаты

Личностные УУД:

— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

— проговаривать последовательность действий на уроке;

— уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

— уметь работать по коллективно составленному плану;

— оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

— уметь оформлять свои мысли в устной форме;

— слушать и понимать речь других;

— учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

— уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

— Уметь использовать в речи термин «площадь».

— Уметь сравнивать площади геометрических фигур.

Основные понятия длина, ширина, площадь

Оборудование: мультимедийный проектор,

презентация,

карточки для самостоятельной работы

Материалы: учебник математики для 3 класса авторы: Моро

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

  1. Организация класса

  • На уроке наши глаза внимательно
    Смотрят и все … (видят).
    Уши внимательно слушают
    И всё …(слышат).
    Голова хорошо … (думает).

Устный счёт.

(примеры и задачи по презентации на табличное умножение и деление чисел, на порядок действия)

  • (если получится в понедельник, то вместо примеров, взять «Мозговой штурм» на уроке открытом)

+примеры на порядок действия и задачи.

Словесный, мотивации учебной деятельности

3 минуты

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний

2. Повторение геометрических понятий.

а) — Какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей.)

  1. Какие единицы измерения вы знаете?

Мм, см, дм, м, км

б) Среди данных фигур найди прямоугольники(№ 1, 3, 5)

Что можно вычислить у данных фигур? – Периметр

Как?

в) -А ещё у данных фигур можно вычислить площадь.

Назовите орфограммы в слове “ Площадь”.(ча-ща, Ь)

3.Значение слова «площадь».

Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь».

Откуда можно узнать значение этого слова? (Из словаря)

(Разделю на 3 группы)

Работаем в группах. Каждая группа найдет в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».

1 группа. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.

-Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)

2 группа. Площадь- это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.

Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)

3 группа . Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.)

Презентация, линейка

1 минута

3 минуты

заполнение таблицы по группам

Работа со словарем С.И.Ожегова

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

логические — анализ объектов.

Познавательные:

самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: приобретение новых знаний

  1. Сообщение темы урока

  1. Постановка проблемы

  2. Поиск решения.

Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?

_ Чему мы должны сегодня научится?

    

       Изучим

       Узнаем

       Проверим

С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

Над чем мы будем работать на уроке?

(над решением примеров, задач, нахождением площади фигур)

Проблемный

1 минута

Познавательные:

самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

логические: формулирование проблемы.

Регулятивные:

уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

  1. Работа над новым материалом

1).Открытие нового

2).Обобщение

2. Работа с геометрическим материалом.

а) Возьмите зелёный и белый квадраты. Покажите квадрат, который больше.

Как сравнивали?

Видно “ на глаз”.

Про такие фигуры говорят, что площадь зелёного квадрата больше площади белого квадрата.

Как ещё можно сравнить площади этих фигур?

Можно наложить одну на другую.

Наложите и сравните площади квадратов.

Белый квадрат полностью вместился в зелёном, значит площадь зелёного квадрата больше площади белого квадрата.

б) Возьмите оранжевый и синий круги. Сравните площади и покажите круг, площадь которого меньше.

Площади кругов равны, так как при наложении круги полностью совпали.

Что же такое площадь фигуры? Как вы думаете?

Если правильного ответа не будет, учитель сообщает:

Площадь-это место, которое занимает фигура на плоскости.

Как мы сравнивали площади фигур?

На глаз” и наложением друг на друга.

Физкультминутка.

Физкультминутка.

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руки, тронет нос.

Значит надо не зевать…

Сколько раз руками хлопнем…

20:4

Сколько раз ногами топнем…

36:6

Мы подпрыгнем ровно столько…

48:6

Ай, да счет, игра и только!

3. Продолжение работы с геометрическим материалом.

Единицы площади.

а) Возьмите белый прямоугольник и чёрный квадрат.

Как удобнее сравнивать площади прямоугольника и квадрата “на глаз” или наложением?

Дети пытаются сравнить площади фигур “на глаз” и наложением.

На глаз” или наложением сравнить площади прямоугольника и квадрата нельзя, фигуры разные по форме и ни одна полностью не вмещается в другой.

Как же сравнить площади этих фигур?

Ответы детей.

Если правильного ответа не будет, учитель сам предлагает начертить прямоугольник и квадрат в тетради.

а) Назовите общие свойства прямоугольника и квадрата.

Чем отличаются?

б). Вычерчивание прямоугольника и квадрата в тетради.

Измерьте сторону квадрата.

4 см

Начертите квадрат. Укажите на чертеже длину стороны квадрата.

Измерьте длину и ширинку прямоугольника.

5 см, 3 см

Начертите прямоугольник. Укажите длины сторон прямоугольника.

Как же сравнить площади этих фигур?

Ответы детей.

1. Если правильного ответа не будет, обратить внимание детей на то, что, начертив фигуры в тетради, мы разбили их на одинаковые фигуры меньшего размера – клетки тетради.

Можно посчитать клетки.

Посчитайте клетки, I вариант – квадрата, II вариант — прямоугольника. Сколько клеток поместилось в квадрате, в прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.

64>60

Сравните площади квадрата и прямоугольника.

Площадь квадрата больше площади прямоугольника.

Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток.

2. Но площадь фигур можно измерить и другими мерками. Можно разбить фигуру на одинаковые треугольники или большие квадраты.

Демонстрация прямоугольника разбитого на одинаковые треугольники.

3. Разобьём квадрат и прямоугольник на квадраты со стороной 1см. Подсчитайте, сколько квадратов со стороной 1см поместилось в квадрате? В прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.

16>15

Сравните площади фигур.

Площадь квадрата больше площади прямоугольника.

Результат сравнения площадей не зависит от выбора единиц измерения.

4. Как удобнее подсчитать квадраты, на которые разбит прямоугольник?

3 ряда по 5 квадратов, 5 • 3 = 15 (3 раза по 5)

5 столбцов по 3 квадрата, 3 • 5 = 15 (5 раз по 3)

5. Подведём итог наших наблюдений.

Что же такое площадь фигуры? 2 минуты

Как можно сравнить площади фигур?

Физкультминутка.

-Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа — окружность, правой рукой- прямой угол, а левой- острый! Чертите аккуратно! Левой ногой — квадрат, а правой прямоугольник.

1 минута

Информационно-рецептивный,

объяснительно-иллюстративный,

практический.

работа по наложению фигур, сравнение площадей.

2 минуты +6 минут на продолжение

1 минута

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

Познавательные: приобретение новых знаний.

Логические :

решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные:

проявление интереса к предметно-исследовательской (учебно-познавательной) деятельности, предложенной в учебнике;

Коммуникативные :

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

метод фронтальной организации учащихся.

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция;

коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

6. Первичное закрепление (Дифференцированное задание и творческое задание в группах)

— С каким новым понятием познакомились сегодня на уроке?

1. Работа в парах.

Учитель предлагает каждой паре учеников листочки с фигурами. Ученики должны посчитать площадь в квадратах, нарисованных на фигурах.

практический, метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, частично-поисковый.

1 минута + 5 минут

группировка предметов по заданным параметрам

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

осознавать познавательную задачу, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, пользоваться знаками, символами, изображениями, приведенными в учебнике;

Коммуникативные:

– следить за действиями других участников в совместной деятельности, осуществлять совместную деятельность в группе с учетом конкретных задач;

7. Закрепление нового материала

1. Работа по учебнику (с 57 №1 задание внизу) с взаимопроверкой.

10 минут

Коммуникативные:

-управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра.

познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Регулятивные:

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

8. Рефлексия

(итог урока)

-Какие открытия сделал каждый из вас?

-Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?

6.Итог урока.

— Чему мы научились на уроке?(Мы узнали новую величину – площадь. Сравнивали площади фигур, накладывая одну на другую, разбивая предложенные фигуры на квадраты, подсчитывая количество квадратов в каждой фигуре и сравнивали их.)

-Возьмите у меня на столе флешки. На них скопируется информация, полученная вами на уроке.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Чемодан, мясорубка, корзина.
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.

познавательно-рефлексивный, словесный.

3 минуты

познавательные:

— уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Регулятивные: самооценка своих действий согласно заданной последовательности действий.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

8. Творческое домашнее задание

-Творческое задание. Подготовить геометрические фигуры разной площади.

Словесный, наглядный

1 минута

  • На уроке наши глаза внимательно
    Смотрят и все … (видят).
    Уши внимательно слушают
    И всё …(слышат).
    Голова хорошо … (думает).

Устный счёт.(Мозговой штурм)

(примеры и задачи по презентации на табличное умножение и деление чисел, на порядок действия)

2. Повторение геометрических понятий.

а) Среди данных фигур найди прямоугольники(№ 1, 3, 5)

Что можно вычислить у данных фигур? – Периметр

Как?

б ) -А ещё у данных фигур можно вычислить площадь.

Назовите орфограммы в слове “ Площадь”.(ча-ща, Ь)

3.Значение слова «площадь».

Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь».

Откуда можно узнать значение этого слова? (Из словаря)

(Разделю на 3 группы)

Работаем в группах. Каждая группа найдет в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».

1 группа. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.

-Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)

2 группа. Площадь- это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.

Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)

3 группа . Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.)

Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?

_ Чему мы должны сегодня научится?

(познакомиться с новой величиной ,единицами измерения,научиться измерять площади, сравнивать их)

    Познакомимся

       Научимся

С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.

Над чем мы будем работать на уроке?

(над решением примеров, задач, нахождением площади)

2. Работа с геометрическим материалом.

а) Возьмите зелёный и белый квадраты. Покажите квадрат, который больше.

Как сравнивали?

Видно “ на глаз”.

Про такие фигуры говорят, что площадь зелёного квадрата больше площади белого квадрата.

Как ещё можно сравнить площади этих фигур?

Можно наложить одну на другую.

Наложите и сравните площади квадратов.

Белый квадрат полностью вместился в зелёном, значит площадь зелёного квадрата больше площади белого квадрата.

б) Возьмите оранжевый и синий круги. Сравните площади и покажите круг, площадь которого меньше.

Площади кругов равны, так как при наложении круги полностью совпали.

Что же такое площадь фигуры? Как вы думаете?

Если правильного ответа не будет, учитель сообщает:

Площадь-это место, которое занимает фигура на плоскости.

Как мы сравнивали площади фигур?

На глаз” и наложением друг на друга.

Физкультминутка.

Физкультминутка.

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руки, тронет нос.

Значит надо не зевать…

Сколько раз руками хлопнем…

20:4

Сколько раз ногами топнем…

36:6

Мы подпрыгнем ровно столько…

48:6

Ай, да счет, игра и только!

3. Продолжение работы с геометрическим материалом.

Единицы площади.

а) Возьмите белый прямоугольник и чёрный квадрат.

Как удобнее сравнивать площади прямоугольника и квадрата “на глаз” или наложением?

Дети пытаются сравнить площади фигур “на глаз” и наложением.

На глаз” или наложением сравнить площади прямоугольника и квадрата нельзя, фигуры разные по форме и ни одна полностью не вмещается в другой.

Как же сравнить площади этих фигур?

Ответы детей.

Если правильного ответа не будет, учитель сам предлагает начертить прямоугольник и квадрат в тетради.

а) Назовите общие свойства прямоугольника и квадрата.

Чем отличаются?

б). Вычерчивание прямоугольника и квадрата в тетради.

Измерьте сторону квадрата.

4 см

Начертите квадрат. Укажите на чертеже длину стороны квадрата.

Измерьте длину и ширину прямоугольника.

5 см, 3 см

Начертите прямоугольник. Укажите длины сторон прямоугольника.

Как же сравнить площади этих фигур?

Ответы детей.

1. Если правильного ответа не будет, обратить внимание детей на то, что, начертив фигуры в тетради, мы разбили их на одинаковые фигуры меньшего размера – клетки тетради.

Можно посчитать клетки.

Посчитайте клетки, I вариант – квадрата, II вариант — прямоугольника. Сколько клеток поместилось в квадрате, в прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.

64>60

Сравните площади квадрата и прямоугольника.

Площадь квадрата больше площади прямоугольника.

Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток.

2. Но площадь фигур можно измерить и другими мерками. Можно разбить фигуру на одинаковые треугольники или большие квадраты.

Демонстрация прямоугольника разбитого на одинаковые треугольники.

3. Разобьём квадрат и прямоугольник на квадраты со стороной 1см. Подсчитайте, сколько квадратов со стороной 1см поместилось в квадрате? В прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.

16>15

Сравните площади фигур.

Площадь квадрата больше площади прямоугольника.

Результат сравнения площадей не зависит от выбора единиц измерения.

4. Как удобнее подсчитать квадраты, на которые разбит прямоугольник?

3 ряда по 5 квадратов, 5 • 3 = 15 (3 раза по 5)

5 столбцов по 3 квадрата, 3 • 5 = 15 (5 раз по 3)

5. Подведём итог наших наблюдений.

Что же такое площадь фигуры?

Как можно сравнить площади фигур?

Физкультминутка. -Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа — окружность, правой рукой- прямой угол, а левой- острый! Чертите аккуратно! Левой ногой — квадрат, а правой прямоугольник.

— С каким новым понятием познакомились сегодня на уроке?

— Все ли геометрические фигуры имеют площадь?

1. Работа в парах.

Учитель предлагает каждой паре учеников конверт с вложенными в него листочками, на которых изображены геометрические фигуры, имеющие площадь и не имеющие ее. Ученики должны распределить фигуры между собой так, чтобы у одного из них были фигуры, имеющие площадь, а у другого – не имеющие площади.

— Начертите в тетради 2 разные фигуры: одну фигуру, которая имеет площадь и одну фигуру, которая площадь не Имеет.

1. Работа по учебнику

3. Самостоятельная работа (№ 3, с4) с взаимопроверкой.

6.Итог урока.

— Чему мы научились на уроке?(Мы узнали новую величину – площадь. Сравнивали площади фигур, накладывая одну на другую, разбивая предложенные фигуры на квадраты, подсчитывая количество квадратов в каждой фигуре и сравнивали их.)

-Какие открытия сделал каждый из вас?

-Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?

-Возьмите у меня на столе флешки. На них скопируется информация, полученная вами на уроке.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Чемодан, мясорубка, корзина.
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.

-Творческое задание. Подготовить геометрические фигуры разной площади.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here