Широкова Вера Геннадьевна, АНО «Павловская гимназия», учитель начальных классов, Московская область, д. Веледниково.
Конспект урока по математике «Введение понятия «Задача»» с презентацией для учащихся 1 класса.
Математика. 1 класс
Тема урока: Введение понятия «ЗАДАЧА».
Цели урока. Создать условия для достижения следующих планируемых результатов обучения:
-
Личностные: навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебной ситуации, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-
Метапредметные: поиск необходимой информации в справочных источниках для выполнения учебного задания; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
Предметные: представления об основных математических понятиях: «задача», «условие», «вопрос», «известное число», «неизвестное число».
Оборудование: фигурки сказочных персонажей (Винни Пух, Буратино, Знайка, Заяц, Лягушка, Енот, Медвежонок), карточки с текстами высказываний героев, карточки для моделирования («задача», «условие», «вопрос», «известные числа», «неизвестные числа», «связь по смыслу», «вопросительные слова»), маркеры синего и красного цвета, текст «Что такое задача?».
Ход урока
учитель | учащиеся | доска | |
Актуализация знаний | — Какой сейчас урок? — Какие виды работ выполняют школьники на уроках математики? | — Урок математики. -Считают, сравнивают числа, решают задачи… |
|
Постановка проблемы
побуждение
проблема | — Вот и в сказочной школе было дано домашнее задание – придумать задачу. Давайте посмотрим, что у героев известных вам сказок получилось.
— Рядом с карточкой «Задача» прикрепите фигурки персонажей, чьи высказывания вы считаете задачей. — Что вы заметили? — Смогли ли вы выполнить задание?
— В чём затруднение?
— Какой возникает вопрос? | Читают фразы, записанные рядом с изображением сказочного персонажа: Винни Пух: «Вечером было 3 горшочка с мёдом, а утром – ни одного. Где бы подкрепиться?» Буратино: «У меня 5 яблок. Я дал Пьеро 2 яблока. Сколько яблок у меня останется?» Знайка: «Внутри Луны при остывании внешней оболочки образовалась полость, которая могла постепенно заполниться… Чем?» Заяц: «Кто в теремочке живёт?» Лягушка: «На кочке сидели 4 лягушки. Я прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?» Енот: «На ветке сидели 5 рыб, прилетели ещё 2. Сколько рыб плавает в реке?» Медвежонок: «1 + 1 = 2 (ромашки)»
— У нас разные мнения о работе одного героя… — Мы не согласны друг с другом… — Мы не знаем, кто из нас прав… — Что такое задача? — Как узнать задачу? | Рядом с изображениями сказочных персонажей помещены тексты высказываний (содержание: вопрос, задача, проблема, реплика и т.п.)
Рядом с карточкой «задача» учащиеся помещают фигурки героев. Мнения расходятся.
Рядом со знаком «?» фиксируются проблемные вопросы детей. |
Поиск решения
Групповая работа по решению проблемы | — Каким образом обычно можно получить ответы на вопросы?
-Действительно, мы воспользуемся названным вами способом. К нам на помощь приходит наш друг «Словарик». Он приготовил тексты, в которых можно найти ответы на ваши вопросы. — Познакомимся с планом работы: 1.Прочитать текст «Что такое задача?» 2.Назвать составные части задачи и их признаки. 3.Прочитать высказывание выбранного сказочного героя и определить, является ли оно задачей. Ответ обосновать.
-Давайте вместе определим правильность выполнения задания, например, Винни Пухом. А затем в группах вы проверите высказывания одного из сказочных героев самостоятельно. — Всю полезную информацию о задаче, которую нам сообщил «Словарик», запишем в модель-помощницу. — Как называются части задачи? — Что содержит условие? — Что ещё нам сообщил «Словарик» об этих числах? — Что содержит вопрос задачи?
— Смотрим на схему-помощницу и исследуем высказывание Винни Пуха. — Есть ли в нём условие?
— По каким признакам вы узнали условие?
— Есть ли в высказывании вопрос?
— Сделаем вывод. Является ли высказывание Винни Пуха задачей? — Как поработали остальные сказочные герои, вы определите в ходе групповой работы. Учитель курирует работу групп. Предлагает в высказываниях персонажей выполнять подчёркивание условия синим цветом, вопроса – красным. | — Спросить у родителей или учителя. — Прочитать в книге. — …
Читают текст «Что такое задача?»: «Задача – математическое высказывание, состоящее из двух частей. Первая часть – условие. Оно содержит известные числа задачи, связанные между собой сюжетом. С условием связан вопрос задачи. Вторая часть – вопрос. Он содержит неизвестное число задачи. Возможно использование вопросительных слов. После решения задачи на вопрос можно дать ответ» Например…
— Условие и вопрос. — Известные числа.
известные числа, связь по смыслу
— Они связаны друг с другом. — В нём есть вопросительные слова. — Неизвестные числа.
— Есть: «Вечером было 3 горшочка с мёдом, а утром – ни одного». — В нём есть известные числа 3 и «ни одного». Они связаны – говорится об одних и тех же горшочках.
— Вопрос есть, но он не про горшочки. — Здесь ничего считать не надо. Винни проголодался…
— Нет.
Учащиеся работают в группах по 3-4 человека. В группе – фигурка героя. Подчёркивание условия и вопроса (при наличии) выполняется в тексте высказывания на листе.
|
План работы.
ЗАДАЧА
УСЛОВИЕ
ВОПРОС
неизвестчисла, вопросит слова
|
воспроизведение | — Какие вопросы возникли у нас в начале урока? — Можем ли мы теперь дать ответ на какой-либо из этих вопросов?
| — Что такое задача? — Как узнать задачу? — Да.
Учащиеся представляют результаты своей работы над высказыванием отдельных сказочных персонажей. Доказывают своё мнение о наличии частей задачи – вопроса и условия, опираясь на характеристики текста «Что такое задача?» | Вновь появляются фигурки сказочных персонажей и их высказывания с пометками детей (условие подчёркивается синим цветом, вопрос — красным) |
рефлексия | — Сможем ли мы теперь оценить правильность выполнения домашнего задания сказочными героями? — Почему сейчас у нас всё получилось без сомнений и спора? — Каким образом мы получали знания?
— Кто из вас сможет убедительно рассказать своим близким (другу, который был болен и отсутствовал на уроке) о том, как узнать задачу среди прочих высказываний? — Спасибо за работу на уроке! Поблагодарите друг друга за удачную работу в группе. | — Да. Задача была у Буратино, потому что … (доказывают с опорой на модель)
— У нас есть необходимые знания. — Мы работали вместе в группе. Проводили исследование. — Нам помогал «Словарик».
Дети отвечают. | Карточку «задача» помещают к фигурке Буратино. |
применение (домашнее творческое задание) | — Придумайте задачу. Если возможно, сделайте к ней рисунок. Докажите, что это задача (разметка цветом частей задачи).
|
|
|