Букина Надежда Степановна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8»
Конспект урока по математике: «Задача. Нахождение и запись решения»
-
Класс: 1класс
-
Программа «Перспективная начальная школа»
-
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
-
Форма организации: урок
-
Представление о результатах:
Личностные результаты: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, умение рефлексировать свои действия, используя оценочный лист.
Метапредметные результаты: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, подводить под понятие «решение задачи» на основе выделения существенных признаков
Предметные результаты: находить и записывать решение задачи в виде числового выражения
-
Цель урока: овладение термином «решение задачи», научить учащихся находить и правильно описывать алгоритм нахождения искомого числа, а не процесс его вычисления.
Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | |
Создание мотивации
| Создать эмоциональный настрой и атмосферу | — Отгадайте: — Без языка, а всех вас учит? -Правильно начнём работу в учебнике. | — Это учебная книга. Настраиваются эмоционально.
| Организация внимания всех учащихся |
Организационный этап
| Подготовить учащихся к работе на уроке | -Откройте страницу «Содержание». Найди номер страницы, на которой нужно открыть учебник. — Проверим, на какой странице вы открыли учебники. | Дети открывают учебник на нужной странице.
-Я открыл учебник на странице 36. | Полная готовность класса к работе |
Этап целеполагания | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. | -Прочитайте тему урока.
— Подумайте, какое математическое понятие вам знакомо? — На «листке успеха» (Приложение №2) отметьте его значком «знаю» — Где ты поставил знак и почему?
-Хорошо. Тогда сформулируйте первую цель нашего урока, пользуясь словом –помощником. — Какие понятия вам не знакомы?
— Какие ты поставил знаки?
— Сформулируйте новые цели урока, пользуясь словами-помощниками.
На доске вывешиваются поэтапные цели урока (на листах А4) | -Задача. Нахождение и запись решения. Отмечают в «листках успеха» понятие «задача»
— Я поставил знак под словом «задача», потому что я знаю, что такое задача.
— Повторить, что такое задача.
— Мы не знаем, что такое решение и запись решения.
— Я поставил знак «не знаю».
— Наша цель — узнать, что такое решение задачи -Научиться записывать решение задачи.
| Правильная постановка цели урока |
Актуализация знаний и метапредметных умений | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий | — Вернёмся к первой цели: — Из каких частей состоит текст арифметической задачи? -Что такое условие задачи?
-А требование?
-Вспомните, с чего я начала урок?
-А кто вспомнит общие черты задачи и загадки? –
-А чем отличается задача от загадки?
|
— В задаче есть условие и требование.
— Это та часть текста задачи, в которой содержатся числовые данные. — Это та часть текста задачи, в которой требуется что-то узнать. — С загадки
— И у задачи и у загадки есть условие и требование.
-Загадки отгадывают, задачи решают. | Повторение системы опорных понятий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала |
| -Маша и Миша решили также найти отличия задачи от загадки. -Послушайте их диалог. Это задание №1 на странице 36.
-Какое же отличие между задачей и загадкой? — Вспомните задачу про поленья. Как её решила Маша? — Посмотрите, вот так выглядит решение данной задачи. Запись на доске: 5+3 — Тогда Миша тоже захотел решить задачу и попросил бабушку задать ему новую задачу. Бабушка сказала: — Я испекла 5 пирожков и попросила три отнести маме. Сколько пирожков осталось? Миша записал два числа и засомневался какой знак поставить «плюс» или «минус». — Помогите Мише выбрать правильный знак.
— Почему именно этот знак? Запись на доске: 5-3 — Предположите, что значит решить задачу? — Что вы делали, когда помогали Мише?
— Подтвердите свое предположение правилом из учебника. — Вспомните, как учебник помогает вам найти важную информацию по теме?
— Итак, что значит решить задачу?
— Цель достигнута? — Вы узнали, что такое решение задачи? -Этого достаточно?
| Работают по учебнику с №1, стр.36
— Задачу нужно решить.
— Маша сложила числа 5 и3.
— Нужно поставить знак «минус».
— Отнести – это значит отнять.
-Выбирали нужное действие и ставили знак «минус»
—Важная информация выделяется жирным шрифтом. Чтение правила: Решить задачу – это выбрать действие над числами и записать его в виде суммы или разности (правило вывешивается на доске)
Проговаривают правило с опорой на плакат и текст учебника
— Да, мы узнали, что такое «решение задачи». — Нет, нужно научиться решать задачи. | Познакомить с понятием «решение задачи»; освоить правило – что значит решить задачу; научить находить решение предложенных задач. |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Формирование умения применять полученные знания на практике | — Давайте научимся применять новые знания, выполняя задание №2 из учебника. — Посмотрите на условное обозначение. — О чём говорит этот знак?
— Приготовьтесь работать в тетрадях
-Прочитайте задание. Кто прочитает вслух?
— Приступим к выполнению. -Прочитайте первый текст. — Является ли он задачей? |
— Мы будем работать в рабочих тетрадях.
Открывают рабочие тетради и кладут учебник на уголок стола.
Читают задание самостоятельно. Один ученик прочитывает вслух.
— Нет, это не задача, так как сказано какое действие нужно выполнить. Аналогично разбираются все тексты. Дети приходят к выводу, что задачами являются тексты №3 и№4. Решения записываются в тетрадь. (6+6; 7-3) | Научить самостоятельному выполнению заданий на нахождение решения задачи |
Динамическая пауза | Смена вида деятельности с целью сохранения здоровья | -Вспомните считалки, в которых есть числа и посчитайтесь с соседом по парте. Договоритесь, кто будет считать первым. | Дети считаются в парах |
|
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Формирование умения самостоятельно применять полученные знания на практике и сравнивать свою работу с образцом. | -Продолжим работу в ТПО — Откройте ТПО на стр.60. Найдите четвёртое задание. -Прочитайте задание и выполняйте. Кто затрудняется, поднимите руку, и я помогу вам. — Проверьте свою работу по образцу.
— Какое действие выбрали для решения этих задач? — Закройте ТПО и отложите на край стола. |
Дети решают задачи самостоятельно.
Записи на доске: 10+4 12+4 4+8+3
-Выбрали сложение. |
|
Самостоятельное, творческое использование, сформированных умений | Познакомить со способами решения задач повышенного уровня с опорой на рисунок | — Найдите в учебнике задание №3 и внимательно его прочитайте. -Ответьте только на последний вопрос. — Кто прочитает вопрос вслух?
— Хорошо, тогда сформулируйте задачу с опорой на рисунок.
-А теперь попробуйте придумать задачи к другим записям.
— Вспомните, на что указывают скобки? В учебнике записи: 6+(2+1) и (7+3)+4
—Рассмотрите условные обозначения к заданию №4.
-Приготовьтесь выполнять это задание
-Прочитайте задание и выполняйте его самостоятельно. Учитель наблюдает за процессом решения задач учащимися класса и находит учеников, выполнивших решение по-разному. — Давайте проверим вашу работу. Кто запишет свои решения на доске.
— Ребята, кто решил задачу так же как….?
— А кто из вас соглашается с ….?
-Почему у ребят разные решения?
— Молодцы!
-Рассмотрите условные обозначения к заданию №5 — О чём говорит этот знак?
-Внимательно прочитайте задание. Договоритесь, кто из вас будет читать вслух(пауза) .Начинайте. — А теперь договоритесь, какую задачу будет придумывать, и иллюстрировать каждый из вас.
-Рассмотрите листок с рисунками на парте. (Приложение№1)
— Выберите тот рисунок, который иллюстрирует вашу задачу, и перерисуйте его в тетрадь. — Обсудите с соседом почему именно этот рисунок вы выбрали. И если вы пришли к единому мнению покажите мне это. |
— Какая запись является решением задачи, изображённой на рисунке? — Решением этой задачи является сумма чисел 5 и 2.
— На листке сидели 5 божьих коровок. Прилетели ещё 2. Сколько божьих коровок стало на листочке? -Скобки указывают на то, какое действие выполняется первым. Дети составляют разные задачи. — Мама купила 2 красных и 1 зелёное яблоко, а также 6 груш. Сколько фруктов купила мама? — В офисе сначала обнаружили 7 источников интернета, затем ещё 3 источника, а потом ещё 4 источника беспроводного интернета. Сколько всего источников интернета в офисе?
Дети готовятся работать в рабочих тетрадях.
— Дети делают записи на доске: 7+1 и 1+ (4+3)
— Часть детей соглашается с названным учителем учеником.
— Часть детей соглашается с названным учеником. — Они сформулировали разные задачи по одному рисунку.
— Мы будем работать в парах.
Один читает вслух, другой слушает.
Выбирают задачу.
— Рассматривают рисунок и совместно решают, какой подходит к каждой из задач.
-Выбрав, перерисовывают в тетрадь.
— Обсуждают и придя к единому мнению поднимают руки. Тем парам, которые не пришли к единому мнению, помогает учитель и дети убеждают друг друга в правильности своего выбора или соглашаются с тем, что ошиблись. | Научить решать задачи повышенного уровня, применяя различные способы решения задач |
Рефлексия деятельности | Подведение итогов деятельности по достижению целей урока. | — Ребята, это было последнее задание. Можем ли мы закончить урок?
-Какую первую цель мы ставили?
— Расскажите ещё раз соседу по парте, что такое задача.
— Какая следующая цель? — Посмотрите на доску и прочтите, что такое решение задачи. — Кто соглашается с …? — Покажите это в своих листках успеха.
— Какая последняя цель нашего урока?
— Если вы считаете, что научились решать и записывать решение задачи в тетрадь, поставьте знак «знаю» в последней колонке листка успеха. — Если вы испытываете трудности, то можете дома потренироваться в решении задач. В этом вам поможет ТПО по данной теме. — Желаю успехов. Урок окончен. | — Нет, так как мы не проверили достигнуты ли цели, которые мы ставили в начале урока.
— Повторить, что такое задача. -Цель достигнута. Дети обсуждают достижение целей с опорой на плакаты, висящие на доске. — Узнать, что такое решение задачи. — Я достигла цели. — Я поставлю знак «знаю» под понятием «решение задачи»
-Научиться решать задачи и записывать решение.
| Оценка предметных знаний по теме с использованием «листка успеха» |
Приложение №2
Решение задачи | Запись решения задачи | |
|
|
|
— я знаю — я не знаю
|