2 класс

2 четверть.

Тема четверти: О чём говорит музыка?

Урок № 7 Тема урока: Изобразительность музыки П. И. Чайковского.

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

— воспитание чувства гордости за свою Родину, за богатство музыкального наследия;

— формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

— развитие этических чувств, чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

— развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

— развитие умения работать с информацией;

— развитие умения соединять теоретический результат с практической деятельностью;

— развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения и др. (познавательные УУД);

— формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД);

— формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

— формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (коммуникативные УУД).

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

— развитие речи, мышления, воображения школьников;

— развитие вокально-хоровых навыков;

— воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к музыкальному искусству;

— пробуждение познавательного интереса к классике, стремление совершенствовать свой музыкальный вкус.

Оборудование (создание информационной подготовительной предметно – развивающей среды):

— информационные листы, листы с заданиями (кроссворд);

— проектор, мультимедийная приставка, компьютер;

— фортепиано;

Ход урока:

Музыкальное приветствие.

Загадка:

Такое есть искусство –

Тебе раскроет чувства…

Да не при помощи цветов,

Иль слов, или рассказов,

А с помощью волшебных снов

И звуков, как алмазов!

— Вижу, что у многих из вас уже есть варианты ответа на эту загадку, но отвечать мы будем не сейчас, а в конце урока. Те, кто будут особенно внимательны и активны, ответят правильно.

Сегодня встреча с человеком, который когда – то сказал: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку – Русь!»

С его музыкой мы уже встречались в первом классе – это Пётр Ильич Чайковский.

Жил давно, почто 200 лет тому назад. Родился даже не в столице, а в маленьком городке – Воткинске.

Посмотрите на дом. Богатой или бедной была семья Чайковских? Почему?

(богатой, большой дом).

Никто в семье не имел музыкального с образования: отец – директор горноперерабатывающего завода, мама – домохозяйка. В семье было несколько детей, Петя — самый младший. Мама умела играть на рояле, который стоял на первом этаже их дома. Она неплохо пела и аккомпанировала себе.

Однажды, когда Пете было всего 4 года, мама уехала на несколько дней в Петербург. Все дети очень скучали, но больше всех тосковал младший сын.

И он решил сделать маме подарок. Взгромоздившись на стул около рояля, Петя стал перебирать пальчиками по клавишам, подбирая наиболее понравившиеся, запомнил их. Когда вернулась мама, Петя важно взял маму за руку и повёл показать её «подарок». Мама с улыбкой села в кресло, ожидая услышать из–под маленьких пальчиков набор звуков… Коково было её удивление, когда она услышала меленькую, простую, но даже очень красивую мелодию! Мама тут же взяла в руки лист нотной бумаги и записала мелодию нотами. Благодаря этому, ноты сохранились до нашего времени в музее им. Чайковского.

Спустя немного времени после этого случая, мама решила учить сына игре на рояле.

Шли годы, и наступила пора выбирать для Пети профессию. О профессии музыканта не было и речи! Родители отдают учиться Петю в училище правоведения на юриста, где он учится с 10 до 19 лет.

Но в училище Петя с гораздо большим желанием бежит на уроки музыки, танцев и искусствоведения, чем на уроки, касающиеся права. И ещё он часто с сожалением вспоминает о том, что дома осталась любимая игрушка, подаренная отцом – органчик-оркестрина, играющий музыку Моцарта. Любовь к музыке Моцарта Чайковский сохранил на всю жизнь! Он говорил, что лучше Моцарта композитора нет и не будет никогда.

Закончил Чайковский училище, устроился на работу в министерство чиновником. Но всё больше он чувствует, что ему не нравится работа юриста, что ему скучно и не интересно. Так прошло два года… Он решается: пишет заявление об увольнении и поступает в Петербургскую консерваторию – это институт для музыкантов, в котором учат быть композиторами и дирижёрами. Здесь он учится с огромным усердием и желанием, заканчивает консерваторию с серебряной медалью. Потом Чайковский долгие годы работает профессором Московской консерватории и сочиняет музыку.

Однажды, когда Чайковский гостил у своей сестры, он услышал, как за стеной «терзает» фортепиано его племянник Володя. Чайковскому стало жаль малыша, и он решил сочинить цикл лёгких фортепианных пьес с интересными, запоминающимися названиями. Так появился знаменитый детский альбом, в состав которого входят 24 пьесы.

Мы познакомимся лишь с некоторыми из них.

Задание: представьте себя композиторами. Какую бы по характеру музыку вы сочинили?

Работа в группах.

  1. «Зимнее утро»

  2. «Мама»

  3. «Игра в лошадки»

  4. «Баба Яга»

Домашнее задание: рисунок к любой понравившейся пьесе.

Он не признанный талант,

А бродячий музыкант.

Чтобы думать легче стало,

Подскажу вам: папа Карло.

Кто это? Шарманщик.

— Какую песню о шарманщике поём? «Сурок» Л. Ван Бетховена

(Работа над вторым куплетом песни «Сурок»)

Исполнение песни.

Разгадывание кроссворда.

Какое же главное слово получилось?

Музыка. И ответом к нашей загадке тоже является слово: МУЗЫКА.

Оценки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here