5-й класс. Урок-путешествие в страну .
Тема урока «Действия с десятичными дробями»
Мусатова Светлана Леонидовна,
учитель математики.
Цели урока:
Дидактическая
-
повторить правила сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей;
-
уметь выполнять действия с десятичными дробями;
-
уметь решать уравнения.
Воспитательная
-
воспитывать дружеские отношения в классе;
-
умение работать в парах, развивать интерес к математике.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (2 мин).
Проконтролировать, чтобы за каждой партой сидело по одному сильному ученику. Объявить тему урока и его задачи.
Учитель:
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Сегодня будем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Сегодня у нас необычный урок – полёт в межпланетное пространство и у нас будет много приключений . Наш класс представляет собой экипаж корабля. Задача нашего полёта состоит в том, чтобы, приложив все свои силы и знания выполнить программу полёта и вернуться на Землю.
Внимание! Все готовы к полёту? Чтобы попасть в наш космический корабль и узнать его название мы должны пройти 10 ступенек:
2. Устная работа (3 мин).
1,8 + 2,5 0,43 × 10
3,7 – 0,2 4,5 — 1
0,3 × 3 4 – 3,1
25,5 : 5 2 : 5
0,3 × 1,7
5,68 – 2,18
Код ответов: математика.
И | е | т | а | м | |
0,51 | 0,4 | 5,1 | 0,9 | 3,5 | 4,3 |
.
3. Задачи на смекалку (3 мин).
Учитель: В полёте от экипажа требуется смекалка и быстрая реакция, её мы сейчас и проверим.
-
Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (3 кг)
-
Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (40 км)
-
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей? (8)
-
К Айболиту на прием пришли звери. Все, кроме 2, собаки. Все, кроме 2, кошки. Все, кроме 2, зайцы. Сколько животных пришло к Айболиту? (3)
-
Зайцы пилят бревно. Они сделали 12 распилов. Сколько получилось чурбаков? ( 13)
4. Операция «Звёздная карта».
Учитель: Экипаж готов к полёту. Всё необходимое оборудование и документация в порядке. Экипажу приготовиться к операции
« Звёздная карта». ( Приложение 1).
Каждому на стол выдаётся карточка с заданиями.
5. Физминутка (2 мин).
Отдых наш — физкультминутка,
Занимай свои места.
Шаг на месте,
Левой, правой.
Раз и два, раз и два.
Прямо спину вы держите —
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите —
Раз и два, раз и два.
6.Наша солнечная система.
Учитель: Экипаж, внимание. Мы в солнечной системе. Каждая пара учащихся получает свое задание на расшифровку. После выполнения заданий следует рассказ о планетах солнечной системы.
№ 1. Решите уравнения и заполните таблицу буквами, учитывая найденные ответы. Вы узнаете, что является источником жизни на Земле?
н | с | е | о | з | л | ц | |
16,5 | 6,5 | 12,4 | 10 | 7 | 121 | 4 | 23 |
-
4х+х+5х=124;
-
3х+10=24+х;
-
13+у+у+у=25;
-
5+(х+6)=17,5;
-
(у-5)+12=30;
-
25-(х+6)=9;
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
|
|
|
|
|
|
Со́лнце — единственная звезда Солнечной системы , вокруг которой обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники , карликовые планеты и их спутники, астероиды , метеороиды , кометы и космическая пыль . Масса Солнца составляет 99,866 % от суммарной массы всей Солнечной системы
№ 2. Решите уравнения и заполните таблицу буквами, учитывая найденные ответы. Вы узнаете, какая планета расположена ближе всего к солнцу?
м | и | у | е | а | р | л | й | в | |
0,2 | 23 | 800 | 35 | 1 | 7 | 2 | 10 | 4 | 8,9 |
-
2(х-7)=32;
-
4х+3=х+6;
-
5х-3=-х+9;
-
0,12+0,8х=0,28;
-
80-2х=10;
-
0,7х-0,6=0,4х;
-
2х-300=1300;
-
10х-2-22=х+3х;
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ: Меркурий.
Мерку́рий — самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы , обращающаяся вокруг Солнца за 88 земных суток. Год на Меркурии равен его дню, таким образом, продолжительность одних суток на Меркурии составляет 176 земных.
№ 3. Узнайте название ближайшей планеты к Земле. Для этого решите уравнения. В кружки впишите буквы, соответствующие найденным ответам.
а) 5,04 : (104,2 – х) = 1,2;
б) 1,2х + 4,5х – 0,7 = 1,01;
в) 21,71 + 10х = 125,57;
г) 16 – 3,8х = 6,31.
Д) 23-3х=2
ключ:
в | н | м | е | р | л | |
7 | 100 | 9,386 | 10 | 0,3 | 2,55 | 3,4 |
Ответ: Венера.
На небе это третье по яркости, вслед за Солнцем и Луной, светило. Поскольку Венера, так же, как и Меркурий, является внутренней планетой, т. е. находится ближе к Солнцу, чем Земля, то наблюдать с Земли её также удобно лишь утром и вечером. И так же, как Меркурий, Венера имеет фазы, что сильно влияет на условия её видимости в разные периоды.
Период обращения Венеры по орбите — 225 земных суток, а период обращения вокруг своей оси — 243 земных суток. При этом, в отличие от большинства планет Солнечной системы, вокруг своей оси Венера вращается в сторону, противоположную своему движению по орбите. Эксцентриситет у венерианской орбиты очень маленький, т. е. она почти круговая.
№4. Какая планета названа древними римлянами в честь бога войны?
-
3(х+2)=30;
2. 7,8х=5,2х;
3.4х+х-20=30;
-
4*2,5х-2=8.
с | у | м | н | р | а | |
9 | 1 | 7,5 | 8 | 11 | 10 | 0 |
Марс — четвёртая по удалённости от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы ; масса планеты составляет 10,7 % массы Земли . Названа в честь Марса — древнеримского бога войны, соответствующего древнегреческому Аресу . Иногда Марс называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей оксидом железа .
№ 5. Решив следующий пример, вы можете узнать, сколько спутников имеет планета Нептун.
-
(61,5 – 5,16) : 30 +5,05—0,928
ответ: 6.
Непту́н — восьмая и самая дальняя планета Солнечной системы . Нептун также является четвёртой по диаметру и третьей по массе планетой. Масса Нептуна в 17,2 раза, а диаметр экватора в 3,9 раза больше таковых у Земли. Планета была названа в честь римского бога морей . Его астрономический символ — стилизованная версия трезубца Нептуна .
№ 6. Найдите зашифрованное слово. Какая планета вычислена с помощью математики, то- есть открыта на «кончике пера»?
-
4(х-7)=32;
-
2х+3=х+6;
-
5х-1=х+9;
-
0,8х=0,28х;
-
0,7х-0,6=0,4х;
-
10х-42=х+3х;
Ключ к заданию:
п | у | о | т | н | |
1,5 | 1 | 2.5 | 2 | 0 | 7 |
Ответ: Плутон.
Плутон удален от Солнца на 5,8 миллиарда километров и считается самой последней планетой Солнечной системы. Планета очень мала и находится так далеко, что астрономы о ней почти ничего не знают, кроме того, может быть, что ее поверхность состоит из замерзшего азота. Оборот вокруг Солнца Плутон совершает за 248 земных лет.
№ 7. Решите уравнения. С помощью букв у правильных ответов составьте название самой большой планеты в солнечной системе.
1) (x – 5,6): 12 =3,7 (50)-ю
2) 12x + 14x + 4,2 =12 (0,3)-п
3) ( x + 2,1) • 4 = 15,2 (1,7)-и
4) (9,1 – x ) – 2,8 = 2,9 (3,4)-т
5) 4,6x + 3,8x – 1,6 = 0,5 (0,25)-е
6)3,6+0,6х=4,2 (1)-р
Юпи́тер — пятая планета от Солнца , крупнейшая в Солнечной системе . Наряду с Сатурном , Ураном и Нептуном Юпитер классифицируется как газовый гигант .
Планета была известна людям с глубокой древности, что нашло своё отражение в мифологии и религиозных верованиях различных культур: месопотамской , вавилонской , греческой и других. Современное название Юпитера происходит от имени древнеримского верховного бога-громовержца .
-
Тест.
Учитель: Вот мы и познакомились с планетами нашей солнечной планеты. До конца полёта осталось всего несколько минут. Перед подведением итогов полёта проведём тест на ваше самочувствие. (приложение 3)
8. Подведение итогов (2 мин).
Учитель: Ну, вот и закончилось наше путешествие. Мы все благополучно вернулись на Землю. Благодарю экипаж за слаженную работу в полёте.
9. Информация о домашнем задании.
Вот закончился урок,
Подведём сейчас итог,
Мы много вспомнили, друзья,
Без этого никак нельзя.
Правила мы повторили,
На практике их применили
Задачи, находя решенье,
Развивают мышленье,
Память и внимание,
Закрепляли знания.
А теперь, внимание,
Домашнее задание:
Стр. 293 № 1176
10. Рефлексия.
— Выберите фразу, которая отражает ваше настроение на уроке:
1. У меня всё получилось!
2. Были небольшие трудности
3. Было трудно, надо поработать
Приложение 2
Фамилия |
| |
Имя |
| |
|
| |
3. «Звёздная карта» |
| |
3. Тест |
| |
4. Солнечная система |
| |
5.Прочее |
|
|
| Рейтинг |
|
| Оценка |
|
Приложение 1
Задания к операции « звёздная карта»
1. Представьте в виде суммы разрядных слагаемых:
56,0823
2. Вычисли удобным способом:
23,87 – ( 3,87 + 14,55 ).
3. Найти разность чисел :
1954,3891 и 986,5123
4. Космический корабль пролетел в первые сутки 1,469 млн. км, а во вторые сутки на 0.378 млн. км больше. Сколько километров пролетел космический корабль за двое суток?
Приложение 3
Вариант 1.
-
Выполните деление: 73,1:0,01.
а).0,731; б). 7310 ; в). 7,31; г). другой ответ.
-
Выполните деление: 15,05 : 4,5.
а).3,5 ; б).0,35; в).4,5; г). другой ответ.
-
Решите уравнение :2,5 · х = 0,08.
а). 31,25; б).0,032; в).0,32; г). другой ответ.
-
Длина комнаты 3,2 м, а ширина 2,3 м .
Найдите площадь комнаты.
а). 7,36 м² ; б). 73,6 м² ; в). 0,736 м² ; г). другой ответ.
-
Выберите из данных чисел наибольшее :
а). 3,5· 2,32 ; б). 3,5· 4,1 ; в). 1,99 · 4,1 ; г). 3,5 · 4,9 .
Вариант 2.
-
Выполните деление : 5,339 : 0,001 .
а). 533,9 ; б). 5339 ; в). 0,005339 ; г). другой ответ.
-
Выполните деление :1,247 : 2,9 .
а ). 4,3 ; б). 0,43 ; в). 4,3 ; г). другой ответ.
-
Решите уравнение : 12 · х = 2,4 .
а). 5; б). 0,25 ; в). 50 ; г). другой ответ.
-
Длина комнаты 4,1 м , а ширина 2,9 м.
Найдите площадь комнаты .
а). 11,89 м² б). 118,9 м² в). 12,73 м² другой ответ.
-
Выберите из данных чисел наименьшее :
а). 3,5· 2,32 ; б). 3,5 · 4,1 ; в). 2,32 · 2,1; г). другой ответ.
.