Игра « Счастливый случай»
(внеклассное мероприятие для 7-8 классов)
Цель проводимого мероприятия:
-
развивать творческие способности;
-
расширять знания по предмету;
-
прививать познавательный интерес к предмету;
-
расширять кругозор;
-
учить работе в группах.
Оформление зала: Плакат с надписью: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». Б.Паскаль. Плакаты с названием геймов: «Дальше … дальше … дальше», «Заморочки из бочки», «Тёмная лошадка», «Перевёртыши».
Ход мероприятия
Организационный момент (3 мин)
-
выбор капитана команды, который координирует действия членов команды и даёт ответы на вопросы;
-
представление жюри (2 – 3 человека);
-
сообщение правил проведения мероприятия;
-
сообщение критериев оценок;
-
за нарушение дисциплины снимаются баллы (по 1 баллу за замечание).
Вступление
Уважаемые ребята, сегодня вам предстоит поучаствовать в увлекательной игре по математике, в которой каждый может проявить свой интеллект, нестандартное мышление и смекалку. Сегодня вы в очередной раз убедитесь, что математика может быть занимательной и веселой. Вы должны научиться слушать друг друга и помнить, что «одна голова хорошо, а две лучше» и что «дорогу осилит идущий».
Прежде чем приступить к игре, давайте разогреемся.
Разогрев
Каждой команде предлагается вспомнить песни, в которых упоминались бы числа. Одна песня – 1 балл. Свои ответы команды озвучивают по очереди, этап заканчивается, когда одна из команд не сможет назвать песни или если этап длится боле 5 минут.
Ну что ж приступим к игре.
Первый гейм «Дальше … дальше … дальше».
Я буду задавать вопросы каждой команде поочерёдно. Каждой команде будет отведено 3 минуты. Можно думать сколько угодно, а можно не зная ответ говорить «дальше» и отвечать на следующий вопрос. Каждый правильный ответ приносит 1 балл. Принимается только первый ответ, поэтому думайте прежде чем выкрикнуть ответ. Играет команда, стратегию выбирайте сами.
Выбор, кто играет первым, определяем с помощью игры «камень, ножницы, бумага».
Вопросы 1 команде
-
Назовите фамилию автора школьного учебника по геометрии. (Погорелов, Атанасян)
-
Какие бывают дроби? (Десятичные, обыкновенные, правильные, неправильные)
-
Число разрядов в классе. (Три)
-
Единица измерения скорости на море. (Узел)
-
Третья буква греческого алфавита. (Гамма)
-
Объём 1 кг воды. (Литр)
-
Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала по 5 км. Сколько километров проехал ямщик? (5 км)
-
Инструмент для измерения углов. (Транспортир)
-
Наименьшее натуральное число. (1)
-
Отрезок, соединяющий точку окружности с центром. (Радиус)
-
Может ли при делении получиться ноль? (Да)
-
Чему равна ¼ часа? (15 минут)
-
Что такое аббак? (Счёты)
-
Как одним словом назвать сумму углов многоугольника? (Периметр)
-
Число гномов в одном из мультсериалов Диснея. (Семь)
-
Какую часть тела составляет вода в организме человека? (2/3)
-
Сколько граней у неочиненного шестигранного карандаша? (8)
-
Гривенник – сколько это? (10 копеек)
-
Какой город состоит из 101 имени? (Севастополь)
-
Отрезок, соединяющий две точки окружности. (Хорда, диаметр)
-
Рост Дюймовочки. (1 дюйм)
-
О каких числах идёт речь? Одни из них – долг, другие – имущество. (Положительные и отрицательные)
-
Какой древнегреческий учёный поделил год на 365 дней? (Фалес)
-
Какое число в Древнем Риме записывалось буквой D? (500)
-
Какая геометрическая теорема в старину называлась «Теоремой Невесты»? (Теорема Пифагора. Чертёж напоминает молодую пчёлку, по древнегречески «молодая пчёлка» означает «невеста»)
-
1% метра? (1 см)
-
Единица измерения скорости на море. (узел)
-
Что больше: 1 пуд железа или 1 пуд ваты? (масса одинаковая)
-
Чему равно наибольшее отрицательное целое число? (-1)
-
Чему равен результат деления 100 на половину? (200)
Вопросы 2 команде
-
Сколько лет спала принцесса в сказке Ш.Перро? (сто)
-
Часть окружности. (Дуга)
-
Количество нот. (7)
-
Инструмент для построения окружности. (Циркуль)
-
Механизм, которым пользуются на спортивных состязаниях для измерения времени. (Секундомер)
-
Назовите фамилию автора учебника по алгебре. (Макарычев, Теляковский, Колмогоров)
-
Сколько лет нашей школе? ( )
-
Процент – это…(Сотая часть числа )
-
Может ли при умножении получиться ноль? (Да)
-
Единица массы драгоценных камней. (Карат)
-
Что легче – 1 кг железа или 1 кг ваты? (Одинаково)
-
К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (В 11 раз)
-
Единица измерения объёма нефти? (1 баррель = 159 литров)
-
Чему равна сумма углов квадрата? (360)
-
Масса 1 метра кубического воды. (1 тонна)
-
Шла старуха в Москву. Ей навстречу шли три старика. Сколько человек шло в Москву? (Один)
-
Как найти неизвестное вычитаемое? (Из уменьшаемого вычесть разность)
-
Автор книги «Начала». (Евклид)
-
Утверждение, принимаемое без доказательства. (Аксиома)
-
Наука, которая занимается изучением фигур на плоскости. (Планиметрия)
-
Что такое экер? (Инструмент для построения прямых углов)
-
Чему равны стороны египетского треугольника? (3, 4, 5)
-
Переведите на древнегреческий язык слова «натянутая тетива». (Гипотенуза)
-
Как называется первая координата? (Абсцисса)
-
Доказательство какой теоремы в средние века называлось «бегство убогих» или «ослиный мост»? (Теорема Пифагора)
-
Два в квадрате — четыре, три в квадрате — девять, чему равен угол в квадрате?(90º)
-
В году сколько месяцев содержит 30 дней? (11)
-
Горело 5 свечей, две погасли. Сколько свечей осталось?( 2 )
-
Сколько корней имеет уравнение x²=-2?(ни одного)
-
Чему равно произведение 13· 25· 0,1· 100· 0· 400?(0)
Следующий гейм «Заморочки из бочки».
В 6 бочонках (можно взять бочонки от киндер сюрпризов) разместить номера вопросов. Достаёт вопрос первой та команда, у которой меньше баллов. Формулировка вопроса с номерами у ведущего.
-
Спутник Земли делает один оборот за 1ч40мин. А другой оборот за 100мин. Как это объяснить? 1 ч. 40 мин. = 100 мин.
-
За покупку надо заплатить 19 рублей. У тебя только трехрублевые купюры, а у кассира только пятирублевые. Как ты расплатишься? 3 x 8 — 5
-
Незнайка начертил три прямые. На каждой их них он отметил 3 точки. Всего Незнайка отметил 6 точек. Покажите, как он это сделал
-
У Маши в карманах поместилось 13 камушков, а Света в карманы разместила в 2 раза больше камушков. Сколько всего камушков собрали девочки? 13 + 13 · 2 = 39 камушков
-
Толик собрал 26 грецких орехов, что на 9 орехов больше, чем собрал Костя. Сколько всего орехов собрали мальчики? 26 + (26 – 9) = 43 ореха
-
Петя в хлебном магазине купил булку за 4 рубля, что в 2 раза дешевле, чем он заплатил за буханку белого хлеба. Еще Петя купил батон, который на 1 рубль дешевле хлеба. Сколько денег заплатил Петя за свою покупку? 4 + 4 · 2 + (4 · 2 – 1) = 19 рублей
Третий гейм «Тёмная лошадка»
В этом гейме команда должна угадать о ком идёт речь или угадать фразу. Начинают лидеры. Им вопрос посложнее, дабы уравнять шансы.
-
Назовите русского ученого, которому принадлежат слова: «Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит»? Ответ: Ломоносов Михаил Васильевич
-
Гениальный французский ученый (XVIII век), создатель аналитической геометрии, основанной на методе координат. Его именем названа прямоугольная система координат. Ответ: Рене Декарт
-
Именно этой фразой греческий математик, «отец геометрии» Евклид заканчивал каждый математический вывод. Что это за фраза? Ответ: Что и требовалось доказать
-
Как звали единственную дочь поэта Байрона, автора многих статей о вычислительной машине. Об этой женщине пишут, как о первой программистке. Ответ: Ада Байрон-Лавлейс
Четвёртый, заключительный гейм «Перевёртыши»
Эта игра заключается в том, что слова какой-нибудь известной фразы, например, пословицы, заменяются антонимами. Например, «зайцев пугать – с опушки бежать». Зашифрованная пословица: «Волков бояться – в лес не ходить». В математике не все слова имеют антонимы, поэтому заменяем по принципу: «квадрат» — «куб», «параллельный» — «перпендикулярный», «площадь» — «периметр» и т.д.. За каждый правильный ответ по 2 балла. Отвечает команда первая поднявшая руку, другая команда может уточнить ответ или дать свой ответ. Выигрывает команда, давшая ответ близкий к тексту ответа.
-
Умножать на один можно. (Делить на 0 нельзя).
-
Неправильное целое больше 0. (Правильная дробь меньше 1).
-
Кривая дуга больше свёрнутой. (Прямой угол меньше развёрнутого).
-
Периметр треугольника не равен кубу чужого угла. (Площадь квадрата равна квадрату его стороны).
Если у ребят возникло желание продолжить игру, чтобы ещё раз уточнить кто же лидер и обе команды согласны, то можно провести гейм: «ты мне – я – тебе».
Командам дают задание подготовить по два интересных вопроса соперникам. Команды задают вопросы по очереди. На обсуждение ответа даётся 60 секунд. Оценивается правильность и оригинальность решения максимальной оценкой 10 очков. За самый интересный, по мнению жюри, вопрос, присуждается дополнительно 5 очков.
Заключительный этап:
Жюри подсчитывает очки, анализирует работу команд. Ведущий подводит итоги, объявляет оценки. Вручаются дипломы и памятные подарки победителям, утешительные призы проигравшим.