Устный счёт.
Учитель: Чему мы научились на прошлом уроке?
— Кого из вас заинтересовала эта тема?
— Сегодня на уроке мы углубим и расширим наши знания о точках на осях координатной плоскости. Но сначала давайте разомнёмся и решим несколько задач.
Задание 1. Карточку с заданием получают два ученика: Составить выражение по схеме и объяснить. (см. приложение)
Задание 2. Карточку с заданием получают два ученика: — Что такое координатный угол?
— Что мы называем осью абсцисс?
— Что мы называем осью ординат?
— Серёжа и Влад построили треугольник по следующим координатам вершин: А(1;3), В(4;7), С(7;1). Но треугольники получились разные. Почему? Кто ошибся? (см. приложение)
(Работают самостоятельно пока проводится опрос остальных учащихся)
Задание 3. Каждый ученик получает карточку с числами: 31, 80, 2, 540, 119, 25.000, 7. Зачеркните те числа, которые получаются в задачах.
1. На каждого верблюда погрузили по 2 тюка массой по 30 кг. Какова масса груза, увезённого 9 верблюдами?
2. В животе у акулы есть «холодильник», где пища не портится долгое время. Сколько было «запасов» у акулы, если в «холодильнике» оказалось 25 рыб по 200 г и 20 рыб по 1000 г каждая?
3. Масса двух листов кактуса – 10 кг. Сколько листьев будут иметь массу 35 кг?
4. Около 17 кг чистого воздуха необходимо в сутки человеку. Сколько килограмм чистого воздуха человек потребляет в неделю?
5. Масса обычной градины – 5 г. В 1904 г. В Москве выпал град величиной с кулак. Масса каждой градины 400г. Во сколько раз эта градина больше обычной?
6. Коала в день съедает 1 кг листьев. Сколько килограмм листьев коала съест за август месяц?
— Какое число вы не зачеркнули?
— Придумайте задачу с ответом 2.
(ответы, потом выслушиваются ответы на задания 1 и 2, оценки объявляются сразу)
Актуализация. Постановка темы и целей урока.
Учитель: — Как построить точку по координатам?
— О чём мы всегда должны помнить, называя координаты точки?
— А где находится точка с координатами (0;0)?
(дети затрудняются ответить)
— Об этом мы узнаем позже. Сегодня мы продолжим работу по построению точек по их координатам. Тема урока: Точки на осях координат.
Целеполагание.
Учитель: Зная тему урока, поставьте цели.
(высказывания детей)
— Я обобщу ваши ответы:
1. продолжить работу по построению точек по их координатам, воспроизведению изображений различных фигур;
2. повторить сравнение дробей, действия со смешанными числами.
Учитель: предлагаю вам программу деятельности.
1. Точки на осях координат.
2. Рисунок по коду.
3. Действия с дробями.
Изучение новой темы.
Работа с учебником на стр. 61 № 1, 2.
Делается вывод учащимися: Точка с координатами (0;0) находится в вершине координатного угла.
Учитель: — Какие координаты имеет вершина О координатного угла?
— Так где же находится точка с координатами (0;0)?
— Правильно мы предположили?
Закрепление.
С. 62 № 4, 5 – фронтально
Учитель: Для чего человеку нужны знания о координатах на плоскости?
С. 63 № 9- два человека у доски решают уравнение.
С. 63 № 10 (1, 2 столбик)- в парах со взаимопроверкой.
Итог.
— Какие цели ставили в начале урока?
— Смогли мы их достичь? Каким образом?
— Закончите предложения:
1. Если точка принадлежит оси абсцисс, то её ордината….
2. Если точка принадлежит оси ординат, то её абсцисса равна…
3. точка с координатами (0;0) находится…. Координатного угла.
Д. з. с. 63 № 8, 10 (3, 4 столбик), с. 64 № 16.
Выставление оценок.
(урок проведён по учебнику Л. Г. Петерсон – 4 класс)