Администрация города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 97

улица Июльских дней дом 10

г. Нижний Новгород

603011 (8312405997)

Гонова Галина Николаевна Учитель математики высшей категории

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН

«В ЦАРСТВЕ СМЕКАЛКИ»

(для учащихся 6 класса)

Цели проведения КВН: развитие творческих способностей учащихся; сплочение детского коллектива; пробуждение интереса к математике, дальняя перспектива профориентация на профес­сию учителя; практическое приложение математики.

Ход мероприятия

Математический КВН проводится в два тура.

I т у р полуфинал между 4 командами: 6 «Б», 6 «В», 6 «Г», 6 «Д» классами, проводится в виде «Вертушки» на 4 столах. На каждом столе участникам предлагается 10 задач. В командах по 10-12 игроков, за 10 минут команда обсуждает и решает (письмен­но или устно) 10 задач и пишет на своём листе учёта номер задачи и ответ к ней, затем по сигналу ведущего (учителя) командам ме­няют конверты с задачами, а сами участники остаются на своих местах вокруг столов.

Стол

№ 1

Стол

№ 2

2 3 4

1 5

10 6

9 8 7

Стол

№ 3

Стол

№4

За 40 минут все команды решают 4 комплекта по 10 задач. За­тем учитель и капитаны команд проверяют данные ответы. Если ответ верен, то команда получает 1 балл, ставится знак «+», если неверно ответили, то знак «-». Затем подсчитывается число «+». Побеждает та команда, у которой больше баллов (знаков «+»).

По итогам I тура места команд распределились так:

Решено Место
6Г-28 I

6 Б-16 IV

6 В-26 II

6Д-18 III

II т у р — финал — КВН «Математика — царица всех наук».

В финал КВН вышли 2 команды: 6 «Г» и 6 «В» классы.

Помощники ведущего отвечают за проведение отдельных эта­пов КВН и помогают их организовывать, а также собирают резуль­таты и передают жюри.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
КВН «МАТЕМАТИКА — ЦАРИЦА ВСЕХ НАУК»

п/п

Вид работы

Ответственные

1

2

3

  1. 1

1

Вступительное слово о значении математики

Ведущий, учитель

2

Выход команд:

1 ) Приветствие команд (в стихах).

2) Представление эмблем (смысл её’).

3) Домашнее задание (сценка из литературного произведения с математическим содер­жанием)

Готовит команда

2

вместе с клас­сным руководи­телем

3

3

Разминка:

1) Вопросы командам (устные, рассчитанные на быстрый ответ).

2) Обмен задачами для письменного обдумывания

Ведущий

Готовят команды по 1-2 задачи

5

4

Конкурс капитанов:

1) Разгадать математический софизм.

2) Отмерить на глаз 1 м верёвки, 1 дм.

3) Назвать лишний предмет или слово.

4) Задачи на смекалку

6

5

Игра с болельщиками:

1) Кто больше назовёт пословиц и поговорок, связанных с математикой.

2) Кто больше знает высказываний великих людей о значении математики

7

6

Игры с командами:

1 ) Назвать все числа от 1 до 50 (т/б).

2) Математические фокусы (готовят команды).

3) Игра «Не собьюсь».

4) Игра на внимание «Сосчитай до 40»

1 человек из команды

1 человек из команды

1 человек

1 человек

8

7

Эстафета команд:

1) «Лесенка».

2) Игра «Кто первый скажет «100»

3) Игра «Цепочка кратных чисел».

4) Игра «Цепочка чисел»

Вся команда по очереди по 1 человеку

по 1 человеку

по 1 человеку

9

Подведение итогов КВН

1. Вступительное слово о значении математики.

На доске таблица (т/б) с изображением храма наук из книги Л. Магницкого «Арифметика — сиречь наука числительная».

Ведущий. Уважаемые участники КВН! Судьи, болельщики, гости! Наш КВН посвящён самой древней и самой юной, вечно мо­лодой науке — математике.

Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помо­гает развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как:

— логическое мышление;

  • целеустремлённость, сильную волю;

  • устойчивое внимание, сосредоточенность;

  • хорошую память;

  • умение логически мыслить: сравнивать, сопоставлять, клас­сифицировать;

  • способность к творчеству и научной фантазии;

  • чувство предвидения;

  • умение прикидывать и оценивать результаты;

  • работоспособность;

  • четкость и реализм в своих суждениях и выводах;

  • находчивость и смекалку;

  • чувство юмора.

А такие качества, как интуиция, вдохновение, озарение, ведут к великим открытиям в науке.

Уместно напомнить цитаты: «В любом открытии есть 99 % труда и потения и только 1% таланта и способностей» и «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» (Л. Магницкий).

Систематические занятия математикой обогащают человека, облагораживают его. Тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но всё же открытия, так как каждая задача в математике — это пробле­ма, к решению которой человечество порою шло долгие сто и ты­сячелетия, — тот будет стремиться познать еще и использовать по­лученные знания в жизни.

Во многих современных профессиях нужны математические знания: агроному и инженеру, рабочему и доярке, космонавту и дипломату, продавцу и кассиру. Даже домохозяйке — для ведения домашнего хозяйства, для ремонта квартиры, для посещения мага­зина, почты, телеграфа и т. д.

Великий Карл Гаусс сказал в XVIII веке: «Математика — царица всех наук, а арифметика — царица математики».

Леонтий Магницкий в 1703 г. издал первый русский учебник «Арифметика — сиречь наука числительная». На крышке учебника он изобразил храм наук. На троне — царица Математика, колонны храма — прикладные науки: астрономия, алгебра, физика, геология, геометрия, тригонометрия, география, а арифметика — это началь­ные ступени всего храма: сложение, вычитание, деление, умноже­ние:

С 1 по 6 классы вы изучали арифметику — те ступени, на кото­рых стоит трон царицы Математики, т. е. вы вошли по этим ступе­ням в храм наук. Вы стоите перед царицей Математикой и готовы заняться изучением её высших разделов. В 7 классе вы начнёте изучать алгебру, геометрию, физику, и оттого, насколько прочны ваши ступени, будут зависеть ваши успехи в новых науках.

К нашему КВНу, подводящему итог изучению арифметики, мы готовились с 1 сентября. 30 человек посещали факультатив, 15 че­ловек участвовали в школьных олимпиадах, 5 человек — в городской. (Называются фамилии участников, занявших призовые места.)

Провели полуфинал «Вертушку», где участвовали 48 человек из 6 «Б», «В», «Г», «Д» и решались более сложные задачи; победи­ли сильные, а сегодня пусть победят сильнейшие.

Далее в КВН участвуют две вышедшие в финал команды.

2. Выход команд.

I) Приветствия команд.

Звучит запись песни из телепередачи «КВН». Выходят 2 команды и выстраиваются у доски с двух сторон ли­цом к зрителям. Ведущий по очереди предоставляет им слово.

Приветствие 6 «Г» — команды «Альфа» (). Господа при­сутствующие на нашем КВН, господа соперники! С вашего позво­ления команда «Альфа» приступает к приветствию.

Все. О горе тому, кто не знает её!

  1. Кто так и не смог научиться считать.

  2. — Кто синус от тангенса не различит.

  3. — Кто дроби не сможет в лицо угадать.
    Все. Она -королева науки — у нас.

  4. — Она так точна и сложна.

  5. — И если друзья будем знать мы её.

  6. — То будет жизнь не так уж сложна.

Все. Она – математика.

  1. — Друзья, КВН нас сплотит.

  2. — И выявит лучших из нас.

  3. — Но всё-таки «Альфа» надеется быть.
    Все. Лучшей среди вас!

Все поют на мотив песни «Корова с сыром».

Шестому «Г» когда-то — ля-ля-ля

Совсем-совсем недавно — ля-ля-ля,

Совсем-совсем недавно — ля-ля-ля,

Случайно повезло!

Нас выбрала рулетка — ля-ля-ля,

А может быть, фортуна — ля-ля-ля,

А может быть, фортуна — ля-ля-ля,

Ну, в общем, повезло.

Боролись мы как звери,

А может, и не звери,

А может быть, как люди,

Ну, словом, просто мы!

А мы — это команда

Огромная команда,

Хорошая команда,

Ну, словом, просто — Мы!

Вы с нами не соскучитесь,

Мы это обещаем,

Вы в этом убедитесь

Болейте все за нас!

К жюри

О жюри, наше жюри

Будь ты к нам не так уж строго!

Пожалей нас хоть немного

И победу присуди!

Приветствие 6 «В» — команды «Омега» ().

Не альфа и не бета,

Не дельта и не гамма,

Зовите нас «Омега»

Мы — сильная команда!

Ни что для нас не страшно,

И знаем мы латынь:

Пер аспера ад астра,

Что значит: «Победим!»

Вы — соперники лихие,

Но и мы ведь не плохие,

Знаем, сколько 2 + 2,

Дважды два — четыре!

Математики из нас

Будут неплохие!

Что для нас неравенства,

Функции и графики?

Кто из вас сильнее нас

В высшей математике?

Нет таких… И вот финал –

Не видать победы вам!

Все поют.

Кто привык за победу бороться,

С нами вместе пускай запоёт!

Кто весел — тот смеётся,

Кто хочет — тот добьётся,

Кто ищет — тот всегда найдёт!

2) Представление эмблем.

У каждого члена команды эмблема на груди, у капитана — на стойке в руке. Капитаны говорят о значении этой эмблемы.

— первая буква в греческом алфавите, команда хочет быть всегда первой в знании математики.

— буква в середине греческого алфавита, символизирует прочность, надёжность, гарантирует основательные глубокие знания математики и т. д.

3) Домашнее задание.

6 «Г» — подготовить сценку «Урок Митрофанушки» из комедии Фонвизина «Недоросль».

6 «В» — подготовить сценку «На приёме у короля» из книги «Королевство кривых зеркал».

Все артисты должны быть в соответствующих костюмах, иг­рать артистично, с энтузиазмом, чтобы тепло принимались зрите­лями и болельщиками (это учащиеся 6 «Д», 6 «Б» классов, учителя школы, вожатые).

3. Разминка.

1) Вопросы командам.

Ведущий задаёт по очереди вопросы командам. На обдумыва­ние даётся 1 минута. За правильный ответ команда получает 1 очко (или даётся жетон). Помогают ведущему учащиеся 6 «Д» класса. Если команда не даёт верного ответа, могут ответить её болельщи­ки, тогда команде засчитывается 1/2 балла. В противном случае отвечает вторая команда, и ей отдаётся 1/2 балла. Если никто не даёт верного ответа, то ведущий объясняет решение.

Вопросы:

1. Двое играли в шахматы 4 года. Сколько времени играл каж­дый? (4.)

  1. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько пробежала каж­дая лошадь? (30.)

  2. На ёлке горело 7 свечей, 5 из них погасили. Сколько оста­лось? (5, остальные сгорели.)

  3. Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько осталось? (1, ос­тальные улетели.)

  4. На одной руке 5 пальцев, на двух десять, а на десяти сколь­ко? (50.)

  5. Три плюс три умножить на 3. Сколько будет? (3 + 3*3= 12,а не 18.)

  6. У линейки 4 угла. Если один угол срезать, сколько углов ос­танется? (5.)

  7. У треугольника 3 угла, если один срезать, сколько останется?

(4.)

9. В коробке лежат белые и чёрные шары. Сколько надо взять (не глядя) шаров, чтобы наверняка получить 2 шара одного цвет;(3.)

  1. Ручка дешевле тетради, а альбом дороже тетради. Какой предмет всех дешевле? (Ручка.)

  2. Если к моим деньгам прибавить половинку того, что имею, то у меня будет 30 р. Сколько у меня денег? (20 р.)

  3. Книга в переплёте стоит 220 р. Сколько стоит сама книга, если она дороже переплета на 200 р.? (210.)

2) Обмен задачами для письменного обдумывания.

Задачи (примерные):

* Три товарища в походе сели позавтракать. У первого было 5 пирожков, у второго — 4, а у третьего — 9 рублей. Сколько денег он должен отдать каждому за свой завтрак, если каждый съел по 3 пирожка?

Ответы: 1) 9:3 = 3 р.- 1 пир.;

2)(5-3)*3 = 6р.-I;

3)(4-3)*3 = Зр.-П

* Торговец продавал коня за 10 р. Покупателю показалось очень дорого. Тогда продавец сказал: «Я отдам тебе коня даром, купи только его гвозди в подковах. За первый гвоздь дай мне 1 коп., за второй — 2 коп., за третий — 4 коп. и т. д.» Покупатель был очень рад такой дешевизне и быстро согласился. Не прогадал ли он, если у коня 4 подковы и по 4 гвоздя в каждой?

Ответ: прогадал, так как гвозди стоили 755 р. 35 к.

Решение:

1+2+22+23+24+…+215=216-1= 75536-1=75535 (к.) = 755,35 (р.)

4. Конкурс капитанов.

1) Разгадать математический софизм.

Математический софизм — это такое суждение, в котором непра­вильные ложные предпосылки (действия) выдаются за истинные, в ре­зультате чего мы приходим к нелепым выводам (умозаключениям). Здесь заведомо замаскировывается ошибка, которая и приводит к абсурдному результату. Разобрать софизм — значит найти эту ошибку.

Пример:

15х – 30=12х – 24

15(х-2) = 12(х-2)

15 = 12

На доске или т/б даётся предыдущая запись. Оба капитана ищут ошибку. Побеждает тот, кто первый увидит, что делить на (х – 2) нельзя, так как

х = 2, корень исходного уравнения, получается деление на 0! х — 2 = 0 .

  1. Отмерить на глаз 1 м веревки, 1 дм.

  2. Назвать лишний предмет или слово.

Даётся т/б с рисунками и словами. Надо найти лишнюю фигуру или слово. Капитаны отвечают по очереди на каждый из 8 вопросов (проверяется логическое мышление).



  1. Пифагор, Евклид, Чайковский, Гаусс.

  2. Треугольник, степень, квадрат.

  3. 35, 27, 40, 65.

  4. 42, 115, 31, 63.

  5. Слагаемое, делитель, цифра, разность.

7)

8) Пушкин, Лермонтов, Виленкин, Есенин.

4) 3 а д а ч и на смекалку.

* В бочке объёмом 60 л находится бензин. Как узнать (не переливая его из бочки), будет ли того бензина 30 л, больше 30 л, меньше 30 л? (Перегнуть, чтобы бензин стал горизонтально. Если его 30 л, т. е. половина, то граница его поверхности совпадёт с кра- ем дна.

* Крепость обнесена глубоким рвом шириной 2 м. Как, имея всего две доски по 1,5 м, перебраться через ров?


2

5. Игра с болельщиками.

1) Кто больше назовет пословиц и поговорок, связанных с ма­тематикой.

Ведущий. В пословицах и поговорках заключена вековая мудрость русского народа, а числовые данные придают им более яркий, реальный смысл.

Например: о большой семье говорят: «Семеро по лавкам си­дят». О силе русского воина: «И один в поле воин!» Или: «Семь раз отмерь — один раз отрежь!» и т. д.

пословицы

  • Один человек две шапки не носит.

  • Один глаз, да и тот на Арзамас.

  • Сшито на одного, так на двоих не полезет.

  • Глупый согрешит один, а умный соблазнит многих.

— Глядит, ровно семерых проглотил, а восьмым поперхнулся.

  • Одно яйцо два раза не высидишь.

  • Одним днём лето не опоздало.

Каждая половина зала (болельщики) говорит по очереди по од­ной пословице. Побеждают те болельщики, кто больше их назовёт.

2) Кто больше знает высказываний великих людей о значении математики.

Ведущий. Многие великие люди всех времён и народов го­ворили о значении математики. Не только учёные-математики, но и поэты и писатели, философы.

Болельщики должны представить судьям письменно высказы­вания о математике, некоторые можно зачитать вслух. За каждое высказывание — 1 балл.

Например: «Математику уже затем учить надобно, что она ум в порядок приводит!» (М. Ломоносов).

«Математика — царица всех наук, а арифметика — царица мате­матики» (К. Гаусс).

«Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного по­этом» (К. Вейерштрасс).

«Через математические знания, полученные в школе, лежит ши­рокая дорога к огромным областям труда и открытий» (А. И. Маркушевич).

ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Единственное занятие, которым я поддерживаю необходи­мое душевное равновесие, это — математика (К. Маркс).

Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические дока­зательства (Леонардо да Винчи).

Если мы действительно знаем что-то, то мы знаем это благо­даря изучению математики (П. Гассенди).

Врата и ключ всех наук — математика, которую открыли безупречные мужи от начала мира и которую предпочитали про­чим наукам все безупречные и мудрые (Р. Бэкон).

Никакое человеческое открытие немыслимо без фантазии. Даже открытие дифференциального и интегрального исчисления невозможно было бы без фантазии (В. И. Ленин).

6. Игры с командами.

1) Назвать все числа от 1 до 50 (т/б).

2) Математические фокусы:

«Сколько будет 3 раза по два?» (Последует ответ -6.)

Я докажу, что будет 4.

Беру спичку и ломаю пополам.
«Один раз — два».____ ____

Беру одну из половинок и ломаю пополам.
«Два раза — два». ____ ____ ____

Беру вторую половину и ломаю пополам.
«Три раза — два». ____ ____ ____ ____

Сколько получилось? На столе лежат 4 кусочка спичек

«В какой руке монета?».

Для показа требуется две монеты (двухкопеечная и трёхкопе­ечная). Вызывается 1 участник.

— Вот тебе 2 монеты. Одну монету зажми в левой руке, другую — в правой так, чтобы фокусник не видел, где какая. Далее: число копеек в левой руке удвой, а в правой руке — утрой. Сложим оба числа. Сколько получилось? (Если число чётное, то 3копейки —
в левой руке, а если нечётное, то 3 копейки — в правой руке.)

Например:

а)Лев.= 2к.*2=4

4+9=13 – неч.

Пр. =3к.*3=9

б) лев.=3к.*2=6

6+6=12 – чет.

пр. = 2к.*3=6

3) Игра «Не собьюсь».

Играют 2 человека. Первый называет числа натурального ряда от 1… (1, 2, 0, 4, 5, 0,…), числа, кратные 3, он заменяет словами «не собьюсь». Победит тот, кто дольше просчитает. Можно заме­нять числа, кратные 2, 4, 5 и т. д.

4) Игра «Сосчитай до 40».

Игра на внимание. Побеждает тот, кто меньше времени займёт, отыскивая числа по порядку (от 1 до 40) (см. схему).

‘ » /

7. Эстафета команд.

1) «Лесенка».

На доске нарисованы 2 лесенки с указанием чисел и действий над ними. Члены команд выходят по одному к доске и выполняют только одно действие, затем выходит следующий, и он может исправить (если есть) ошибку предыдущего и сделать одно следую щее действие. Выигрывает та команда, которая первой с верным ответом доберётся до последней ступеньки.

Красные числа (выделены на схеме полужирным шрифтом) — это от­веты, которые пишут игроки-члены команды.


2) Игра «Кто первый скажет «100».

Играют два человека.

Первый называет число, меньше 10, второй добавляет к нему число, меньше 1 0, и т. д., пока один из них скажет « 1 00».

Например: 8 + 3 + 7 + 9+..

11 18 27

Чтобы выиграть, второй должен всё время добавлять до круглого числа, а первый может попытаться перехватить инициативу.

Например: 9+ 1 +7 + 3 и т. д.

10 20
или 9 + 2 + 9 и т. д.

11 20

3) Игра «Цепочка кратных чисел».

Ведущий называет одно число (кратное 2), первый игрок его повторяет и называет своё число (кратное 3), второй игрок повторяет 2 предыдущих числа и называет своё (кратное 4) и т.д. Один судья следит за игрой, записывает числа по порядку. Выигрывает тот, кто больше назовёт чисел.

4) Игра «Цепочка чисел».

Играют двое. По сигналу ведущего:

  • пишут любое чётное двузначное число;

  • сносят вниз последнюю цифру и приписывают вторую, чтобы
    было нечётное число;

  • сносят вниз последнюю цифру и приписывают справа 1 циф-
    ру, чтобы число было кратно 3, 4, 5 и т. д. до 10 .
    Кто первый закончит, тот и выиграл.

7. Подведение итогов КВН.

6 Г — I место торт «Книга» 42 балла;

6 В II место пирожные всем членам команды 41 балл.

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here