1.

МАТЕМАТИКА 2 КЛАСС. ШКОЛА 2100.

ТЕМА: ДЕЛЕНИЕ. СВЯЗЬ МЕЖДУ ДЕЛЕНИЕМ И УМНОЖЕНИЕМ.

Девиз на доске: «Друг за друга мы горой! Таков обычай наш морской. Каждое утро улыбкой встречай. Если товарищ в беде – выручай!»

  1. Организационный момент. ( 3 минуты)

— Здравствуйте, гимназисты! Долгожданный дан звонок, начинается урок. ( Ответы гимназистов).

— Скажите, ребята, кто из вас любит приключения? А путешествовать ?

Сегодня вы продолжите путешествовать в мире МАТЕМАТИКИ.

— Вас ждут морские приключения.

— Девиз нашей команды на доске. Следуя этому девизу, ваша работа на уроке будет дружной и плодотворной.

— Ваши тетради будут сегодня судовыми журналами. Откройте судовые журналы и запишите число, классная работа.

Вы готовы к путешествию ???

( музыка « Пираты Карибского моря»)

( учитель открывает доску с заданием и картой путешествия)

— С каким математическим действием вы познакомились на прошлых уроках? ( с умножением).

— Итак, НА ДОСКЕ КАРТА НАШЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ и мы отправляемся в путь от БЕРЕГОВ УМНОЖЕНИЯ. А вот куда мы плывём, вы узнаете чуть позже…..

Итак, мы в проливе ПОВТОРЕНИЯ. ( 10 минут)

Цели этапа:

  • Актуализация опорных знаний и умений.

Задача этапа:

  • С помощью индивидуальной и фронтальной деятельности учащихся выяснить, на каком уровне у учащихся находятся представления о равенствах;

  • Об истинных и ложных высказываниях;

  • О названиях компонентов умножения, сложения и вычитания;

  • Развивать логическое мышление путём рассуждений.

— Наш путь нам преградили пиратские корабли. Кто хочет освободить нам путь? Для этого нужно выполнить задания на доске. ( вызываются 2 ученика для индивидуальной работы).

  1. Ученик.

Реши примеры. Вставьте такое число, чтобы равенства стали верными., . В пустые клетки вставь пиратский корабль с правильным ответом.

83 – 70 = … + 7 18 – 3 = 9 + …

79 – 60 = 9 + …

  1. Ученик.

Вставь пропущенные числа, вставив в пропущенные клетки пиратский корабль с правильным ответом.

50 +… = 96 … – 7 = 27 … х 2 = 18

  1. ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССА.

На уроке информатики вы говорили о том, какие бывают языки кодирования. Какими предметами пользуются моряки для кодирования слов ? ( фонариками – в темноте и флажками – когда светло ).

— Сейчас вы будете отвечать на мои вопросы и посылать мне сигналы с помощью ответных флажков, которые лежат у вас на парте.

Флажок с красно – белыми полосками означает высказывание «ложно»

Флажок с зелёно – белыми полосками означает «истинно».

Я говорю высказывание, а вы думаете и поднимаете нужный флажок.

  1. Результат умножения — это произведение … (да)

  2. Высказывания могут быть истинными или ложными… ( да)

  3. Первый компонент вычитания – это слагаемое… ( НЕТ). А как сказать верно ?

  4. Сумма – результат сложения… ( да)

  5. Если из вычитаемого вычесть уменьшаемое, то получится разность … ( НЕТ) . А как сказать верно ?

МОЛОДЦЫ! НАУЧИЛИСЬ СИГНАЛИТЬ ОТВЕТНЫМИ ФЛАЖКАМИ.

— Ребята освободили нам путь от пиратов. Давайте проверим их работу. ПРИГОТОВЬТЕ СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАЖКИ. Правильный ответ – зелёный, неправильный — красный.

Молодцы!!! Пираты не зря нам преградили путь, они в этих местах спрятали сокровища. Прежде чем плыть дальше, мы отправляемся в пещеру, и попытаемся узнать, какие же сокровища спрятали пираты. ( задание на проекторе).

Слайд № 2

— Пираты спрятали сокровища в трёх бочонках. В каком бочонке какие сокровища, если все надписи на бочонках ложны. ( ответы детей с доказательствами ).

— Сокровища мы погрузили на наш корабль, путь свободен и мы отправляемся на ОСТРОВ ОТКРЫТИЙ.

— Что – то наша команда засиделась…

— Свистать всех наверх !!! Встали все . Отдохнём.

( МУЗЫКА ДЛЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ) (1 минутка)

( ПОВТОРЯЙТЕ)

  1. Открытие новых знаний.

Цель этапа:

  • Создавая проблемную ситуацию, ввести понятие «деление» путём рассмотрения решения задач на деление по содержанию и деления на равные части.

Задачи этапа:

  • Обеспечить знакомство с понятием деления на основе обратных задач:

  • Развивать умение анализировать и сравнивать;

  • Организовать работу по выявлению закономерностей при умножении чисел и соответствующих случаев деления;

  • Развивать умение вести дискуссию;

  • Развивать способность быть открытыми, уметь выслушивать мнения других.

Мы приплыли на ОСТРОВ ОТКРЫТИЙ. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока , нам надо выполнить следующее задание… ( ПРОЕКТОР)

— ПРИДУМАЙ ЗАДАЧУ ПО РИСУНКУ И РАВЕНСТВУ.

Запишем схематично условие задачи и решение в наш судовой журнал.

— ПОПРОБУЙТЕ ПО РИСУНКУ СОСТАВИТЬ ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ К ДАННОЙ.

(СЛАЙД 4)

СОСТАВИМ В ТЕТРАДЯХ СХЕМУ ЗАДАЧИ.

— ЧТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ С РЫБКАМИ В ЗАДАЧЕ? ( ДЕЛИТЬ)

ТЕМА УРОКА — ДЕЛЕНИЕ.

ДЕЙСТВИЕ ДЕЛЕНИЕ ЗАПИСЫВАЕТСЯ КАК : — ДВОЕТОЧИЕ. Читаем так :

10 разделить на 2 получится 5.

— теперь запишем решение к нашей задаче. 6 рыбок будем делить на сколько равных частей ( сколько аквариумов)? На 2 получится 3.

В тетрадях 6 : 2 = 3 (рыбки)

( если дети затрудняются, то надо вспомнить, что в обратных задачах неизвестное становится известным, а известное – неизвестным. )

СОСТАВЬТЕ ЕЩЁ ОДНУ ОБРАТНУЮ ЗАДАЧУ ПО РИСУНКУ.

( СЛАЙД 6).

— Сколько всего рыбок ? 6

— Каких предметов нет на картинке ? аквариумов. Их неизвестно.

— По сколько рыбок будем делить в аквариумы? ПО 3.

— Составим схему задачи в тетрадях.

-Как узнать, сколько аквариумов надо для 6 рыбок, если в каждый положим по 3 рыбки ? надо 6 разделить по 3.

— теперь запишем решение в тетрадь. 6 : по 3 = 2 ( аквариума)

Сравните решения обратных задач. ( слайд № 7)

ЧТО У НИХ ОБЩЕЕ И ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ?

ОБЩЕЕ – ОБЕ РЕШАЮТСЯ ДЕЛЕНИЕМ.

ОТЛИЧИЯ: 1. В ОТВЕТЕ ЧИСЛА С РАЗНЫМИ НАИМЕНОВАНИЯМИ. (РЫБКИ И АКВАРИУМЫ).

  1. ДЕЙСТВИЯ РАЗНЫЕ ПО СМЫСЛУ. В ОДНОЙ ЗАДАЧЕ – ДЕЛИМ НА РАВНЫЕ ЧАСТИ (АКВАРИУМЫ), А В ДРУГОЙ – ДЕЛИМ ПО СОДЕРЖАНИЮ (по 3 рыбки).

ВЫВЕШИВАЮТСЯ ТАБЛИЦЫ « ДЕЛЕНИЕ»

Контроль за первичным осмыслением

— Придумайте свою задачку, чтобы она решалась делением.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Свистать всех наверх! А теперь, моя дружная команда, задание на внимание. Я перечислю предметы, если они относятся к морским кораблям, то руки поднимаете вверх, не относятся –приседаем.

Парус, термометр, компас, кирпич, якорь, указка, мачта, лифт, каюта.

Продолжение введения новых знаний ( СЛАЙД 8)

А связаны ли действия умножения и деления ?

— Как называются компоненты умножения ?

— Как называется число 6 ? 2 ? 3 ?

— Что происходит при делении ?

Или «Что будет, если произведение разделить на один множитель?»Вывод пробуют формулировать дети.

ВЫВЕШИВАЕТСЯ ТАБЛИЦА «СВЯЗЬ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ»

— Откройте учебник на страничке 63. Прочитайте правило.

— МЫ ДОПЛЫЛИ ДО БУХТЫ ДЕЛЕНИЯ.

  1. ПОВТОРЕНИЕ

ЗАДАЧА:

  • На основе связи между умножением и делением уметь правильно составлять равенства.

Выполним задание № 5.

( 1- объясняет учитель, а 2 пример с объяснением у доски – дети).

3, 4 — самостоятельно.

ПРОВЕРКА УЧИТЕЛЕМ ЗА ДОСКОЙ. ОТКРЫВАЕМ ДОСКУ, ДЕТИ ОБМЕНИВАЮТСЯ ТЕТРАДЯМИ. СВЕРЯЮТСЯ С ДОСКОЙ.

Контроль за усвоением материала:

— Придумайте свой пример, на умножение и составьте 2 примера на деление.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

— Наше путешествие подходит к концу, давайте вспомним, о чём же говорили сегодня на уроке и что нового узнали?

— с каким действием познакомились? С делением.

( слайд № 9). Продолжи предложение.

— У вас на партах лежат СМАЙЛИКИ. Поднимите вверх смайлик те из вас, кому сегодняшнее путешествие понравилось.

— Спасибо за урок! Вы сегодня были внимательны, собранны, дружны. Я вам дарю эти улыбки, чтобы вы учились с удовольствием и интересом!!! ( СЛАЙД 10)

Урок окончен. Ваши бортовые журналы сдаём вашему капитану – Елене Александровне.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here