1.
МАТЕМАТИКА 2 КЛАСС. ШКОЛА 2100.
ТЕМА: ДЕЛЕНИЕ. СВЯЗЬ МЕЖДУ ДЕЛЕНИЕМ И УМНОЖЕНИЕМ.
Девиз на доске: «Друг за друга мы горой! Таков обычай наш морской. Каждое утро улыбкой встречай. Если товарищ в беде – выручай!»
-
Организационный момент. ( 3 минуты)
— Здравствуйте, гимназисты! Долгожданный дан звонок, начинается урок. ( Ответы гимназистов).
— Скажите, ребята, кто из вас любит приключения? А путешествовать ?
— Сегодня вы продолжите путешествовать в мире МАТЕМАТИКИ.
— Вас ждут морские приключения.
— Девиз нашей команды на доске. Следуя этому девизу, ваша работа на уроке будет дружной и плодотворной.
— Ваши тетради будут сегодня судовыми журналами. Откройте судовые журналы и запишите число, классная работа.
Вы готовы к путешествию ???
( музыка « Пираты Карибского моря»)
( учитель открывает доску с заданием и картой путешествия)
— С каким математическим действием вы познакомились на прошлых уроках? ( с умножением).
— Итак, НА ДОСКЕ КАРТА НАШЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ и мы отправляемся в путь от БЕРЕГОВ УМНОЖЕНИЯ. А вот куда мы плывём, вы узнаете чуть позже…..
Итак, мы в проливе ПОВТОРЕНИЯ. ( 10 минут)
Цели этапа:
-
Актуализация опорных знаний и умений.
Задача этапа:
-
С помощью индивидуальной и фронтальной деятельности учащихся выяснить, на каком уровне у учащихся находятся представления о равенствах;
-
Об истинных и ложных высказываниях;
-
О названиях компонентов умножения, сложения и вычитания;
-
Развивать логическое мышление путём рассуждений.
— Наш путь нам преградили пиратские корабли. Кто хочет освободить нам путь? Для этого нужно выполнить задания на доске. ( вызываются 2 ученика для индивидуальной работы).
-
Ученик.
Реши примеры. Вставьте такое число, чтобы равенства стали верными., . В пустые клетки вставь пиратский корабль с правильным ответом.
83 – 70 = … + 7 18 – 3 = 9 + …
79 – 60 = 9 + …
-
Ученик.
Вставь пропущенные числа, вставив в пропущенные клетки пиратский корабль с правильным ответом.
50 +… = 96 … – 7 = 27 … х 2 = 18
-
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССА.
— На уроке информатики вы говорили о том, какие бывают языки кодирования. Какими предметами пользуются моряки для кодирования слов ? ( фонариками – в темноте и флажками – когда светло ).
— Сейчас вы будете отвечать на мои вопросы и посылать мне сигналы с помощью ответных флажков, которые лежат у вас на парте.
Флажок с красно – белыми полосками означает высказывание «ложно»
Флажок с зелёно – белыми полосками означает «истинно».
Я говорю высказывание, а вы думаете и поднимаете нужный флажок.
-
Результат умножения — это произведение … (да)
-
Высказывания могут быть истинными или ложными… ( да)
-
Первый компонент вычитания – это слагаемое… ( НЕТ). А как сказать верно ?
-
Сумма – результат сложения… ( да)
-
Если из вычитаемого вычесть уменьшаемое, то получится разность … ( НЕТ) . А как сказать верно ?
МОЛОДЦЫ! НАУЧИЛИСЬ СИГНАЛИТЬ ОТВЕТНЫМИ ФЛАЖКАМИ.
— Ребята освободили нам путь от пиратов. Давайте проверим их работу. ПРИГОТОВЬТЕ СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАЖКИ. Правильный ответ – зелёный, неправильный — красный.
Молодцы!!! Пираты не зря нам преградили путь, они в этих местах спрятали сокровища. Прежде чем плыть дальше, мы отправляемся в пещеру, и попытаемся узнать, какие же сокровища спрятали пираты. ( задание на проекторе).
Слайд № 2
— Пираты спрятали сокровища в трёх бочонках. В каком бочонке какие сокровища, если все надписи на бочонках ложны. ( ответы детей с доказательствами ).
— Сокровища мы погрузили на наш корабль, путь свободен и мы отправляемся на ОСТРОВ ОТКРЫТИЙ.
— Что – то наша команда засиделась…
— Свистать всех наверх !!! Встали все . Отдохнём.
( МУЗЫКА ДЛЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ) (1 минутка)
( ПОВТОРЯЙТЕ)
-
Открытие новых знаний.
Цель этапа:
-
Создавая проблемную ситуацию, ввести понятие «деление» путём рассмотрения решения задач на деление по содержанию и деления на равные части.
Задачи этапа:
-
Обеспечить знакомство с понятием деления на основе обратных задач:
-
Развивать умение анализировать и сравнивать;
-
Организовать работу по выявлению закономерностей при умножении чисел и соответствующих случаев деления;
-
Развивать умение вести дискуссию;
-
Развивать способность быть открытыми, уметь выслушивать мнения других.
— Мы приплыли на ОСТРОВ ОТКРЫТИЙ. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока , нам надо выполнить следующее задание… ( ПРОЕКТОР)
— ПРИДУМАЙ ЗАДАЧУ ПО РИСУНКУ И РАВЕНСТВУ.
Запишем схематично условие задачи и решение в наш судовой журнал.
— ПОПРОБУЙТЕ ПО РИСУНКУ СОСТАВИТЬ ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ К ДАННОЙ.
(СЛАЙД 4)
— СОСТАВИМ В ТЕТРАДЯХ СХЕМУ ЗАДАЧИ.
— ЧТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ С РЫБКАМИ В ЗАДАЧЕ? ( ДЕЛИТЬ)
ТЕМА УРОКА — ДЕЛЕНИЕ.
— ДЕЙСТВИЕ ДЕЛЕНИЕ ЗАПИСЫВАЕТСЯ КАК : — ДВОЕТОЧИЕ. Читаем так :
10 разделить на 2 получится 5.
— теперь запишем решение к нашей задаче. 6 рыбок будем делить на сколько равных частей ( сколько аквариумов)? На 2 получится 3.
В тетрадях 6 : 2 = 3 (рыбки)
( если дети затрудняются, то надо вспомнить, что в обратных задачах неизвестное становится известным, а известное – неизвестным. )
— СОСТАВЬТЕ ЕЩЁ ОДНУ ОБРАТНУЮ ЗАДАЧУ ПО РИСУНКУ.
( СЛАЙД 6).
— Сколько всего рыбок ? 6
— Каких предметов нет на картинке ? аквариумов. Их неизвестно.
— По сколько рыбок будем делить в аквариумы? ПО 3.
— Составим схему задачи в тетрадях.
-Как узнать, сколько аквариумов надо для 6 рыбок, если в каждый положим по 3 рыбки ? надо 6 разделить по 3.
— теперь запишем решение в тетрадь. 6 : по 3 = 2 ( аквариума)
Сравните решения обратных задач. ( слайд № 7)
— ЧТО У НИХ ОБЩЕЕ И ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ?
ОБЩЕЕ – ОБЕ РЕШАЮТСЯ ДЕЛЕНИЕМ.
ОТЛИЧИЯ: 1. В ОТВЕТЕ ЧИСЛА С РАЗНЫМИ НАИМЕНОВАНИЯМИ. (РЫБКИ И АКВАРИУМЫ).
-
ДЕЙСТВИЯ РАЗНЫЕ ПО СМЫСЛУ. В ОДНОЙ ЗАДАЧЕ – ДЕЛИМ НА РАВНЫЕ ЧАСТИ (АКВАРИУМЫ), А В ДРУГОЙ – ДЕЛИМ ПО СОДЕРЖАНИЮ (по 3 рыбки).
ВЫВЕШИВАЮТСЯ ТАБЛИЦЫ « ДЕЛЕНИЕ»
Контроль за первичным осмыслением
— Придумайте свою задачку, чтобы она решалась делением.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Свистать всех наверх! А теперь, моя дружная команда, задание на внимание. Я перечислю предметы, если они относятся к морским кораблям, то руки поднимаете вверх, не относятся –приседаем.
Парус, термометр, компас, кирпич, якорь, указка, мачта, лифт, каюта.
Продолжение введения новых знаний ( СЛАЙД 8)
– А связаны ли действия умножения и деления ?
— Как называются компоненты умножения ?
— Как называется число 6 ? 2 ? 3 ?
— Что происходит при делении ?
Или «Что будет, если произведение разделить на один множитель?»Вывод пробуют формулировать дети.
ВЫВЕШИВАЕТСЯ ТАБЛИЦА «СВЯЗЬ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ»
— Откройте учебник на страничке 63. Прочитайте правило.
— МЫ ДОПЛЫЛИ ДО БУХТЫ ДЕЛЕНИЯ.
-
ПОВТОРЕНИЕ
ЗАДАЧА:
-
На основе связи между умножением и делением уметь правильно составлять равенства.
Выполним задание № 5.
( 1- объясняет учитель, а 2 пример с объяснением у доски – дети).
3, 4 — самостоятельно.
ПРОВЕРКА УЧИТЕЛЕМ ЗА ДОСКОЙ. ОТКРЫВАЕМ ДОСКУ, ДЕТИ ОБМЕНИВАЮТСЯ ТЕТРАДЯМИ. СВЕРЯЮТСЯ С ДОСКОЙ.
Контроль за усвоением материала:
— Придумайте свой пример, на умножение и составьте 2 примера на деление.
-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
— Наше путешествие подходит к концу, давайте вспомним, о чём же говорили сегодня на уроке и что нового узнали?
— с каким действием познакомились? С делением.
( слайд № 9). Продолжи предложение.
— У вас на партах лежат СМАЙЛИКИ. Поднимите вверх смайлик те из вас, кому сегодняшнее путешествие понравилось.
— Спасибо за урок! Вы сегодня были внимательны, собранны, дружны. Я вам дарю эти улыбки, чтобы вы учились с удовольствием и интересом!!! ( СЛАЙД 10)
Урок окончен. Ваши бортовые журналы сдаём вашему капитану – Елене Александровне.